Наш митр. Серафим
сделал разъяснение насчёт употребления верующими старых («дониконовских») и «новых» (введённых при патр. Никоне) т. н. «обрядов». Я в целом согласен с митр. Серафимом и вижу в его разъяснении выражение веры в то, что и старый, и новый «обряды» спасительны, и верующие могут употреблять их по желанию, не создавая при этом смуты.
Такое мнение видится мне логическим продолжением принятой в «новообрядческой» Церкви (начиная с единоверия) традиции отрицания «обрядоверия», то есть, идеи о том, что «обряды» имеют догматическое значение, и различие в «обрядах» означает различие в вере. «Обряды» имеют значение не сами по себе, но лишь как символы тех божественных тайн, на которые они указывают. При этом верующие в своей частной жизни могут употреблять те «обряды», которые им привычнее, не беспокоясь о якобы ущербности каких-то принятых Церковью «обрядов». При этом в общественном богослужении люди должны следовать обычаям, установленным в данной общине, и подчиняться указаниям предстоятеля, избегая таким образом анархии, чуждой нашей вере.
Это разъяснение фактически порицает мнение тех, кто, уподобляясь находившимся в расколе старообрядцам, настаивает на том, что «обряды» являются вопросом веры, порицая при этом принятые Церковью чинопоследования. Фактически эти люди уподобляются тем иудеям, которые полагали, что «обряды» ценны сами по себе, а не как символы (об этом я писал
здесь). Именно с этим заблуждением среди иудеев полемизировал апостол Павел. И это заблуждение, противное христианству, появляется иногда и среди нас усилиями неразумных ревнителей древности.