Парламент 2.0

Jun 17, 2014 20:20


Электронная коммерция, электронное правительство, электронное всё. ИТ дало и продолжает давать Миру всякое разное оборачивающееся приставкой в виде буквы “е” перед различным. Поговаривают об электронных выборах. Наверняка не самая плохая идея, вот только “прямая” реализация мне кажется слишком прямой. Извилины мозгу не просто так даны, так что надо бы “поизвиваться”.

У нынешнего украинского парламента четыре с половиной сотни депутатов. Занимаются они всякими делами и часть из них является даже важными и полезными обществу и государству.

Подробности хождения своих мыслей я опускаю, изложу сразу придуманную схему.

Депутат - народный представитель. Кого представляют нынешние депутаты сказать не очень просто, в новой схеме они будут представлять своих избирателей.

Каждый гражданин являющийся избирателем в специальной системе получает персональный избирательный счет, в чем то аналогичный банковскому. Для участия в выборах избиратель обязан раз в пол года положить, ну предположим 20 грн, на этот счет. Любой владелец избирательного счета, то же раз в пол года, может выдвинуть себя в депутаты, опубликовав номер своего счета. Если избиратель хочет проголосовать за кандидата в депутаты он переводит свою двадцатку на счет кандидата.

Это краткое описание, ниже немного подробностей.

1. Когда избиратель переводит двадцатку на счет кандидата, в системе устанавливается прямая связь между счетом депутата и избирателя. Данная информация позволит избирателю в любой момент проверить каким образом учтен его “голос”. Эта же связь позволит через систему наладить обмен сообщениями и/или письмами между депутатом и избирателями, а так же связать избирателей между собой. При этом переписка может быть как обезличенной, так и подписанной электронной подписью.

2. В системе нет нужды голосовать по принципу “все разом вдруг”. Вполне допустима организация процесса в рамках более широких чем один день, например в течении одной недели на раунд.

3. Депутат считается избранным если за него отдано более 25 000 голосов избирателей. При этом, если за кандидата отдано дважды по 25 000 голосов - он получает 2 голоса в парламенте, если 3х25 000 - то три, все что сверх того - не учитывается. Все же это выборы “народного представителя”, а не “царя - приди и правь нами". Соответственно при голосовании избирателям в реальном времени доступна информация о числе проголосовавших за кандидата.

4. Само голосование проводится в два раунда. После первого раунда избиратели могут скорректировать свой выбор. Это необходимо в том случае, если кандидат не набрал нормы для получения голоса или двух, или трех. У кандидата появляется возможность добрать недостающее. У избирателя появляется возможность перенаправить свой голос, чтобы не остаться без представителя или отдать его системе - аналог голосования “против всех”.

5. По результатам второго раунда кандидатам раздаются мандаты. В 2012 году было 36 253 147 избирателей, это максимум в 1450 депутатов. С учетом более одного голоса на депутата, после первых трех-четырех избирательных итераций количество депутатов нового парламента составит цифру в диапазоне от 550 до 950 человек.

6. 25 000 человек, да по двадцатке - это минимум 500 000 грн бюджета на депутата в полугодие. Прямое бюджетообразование. Ничего не мешает избирателям накинуть депутату за его работу к бюджету помимо стартовой двадцатки. Гос. расходы в этом случае в минус. У хорошего депутата волей избирателей деньги будут.

7. Деятельность нового парламента должны быть онлайновой. Исключая всевозможные депутатские комитеты, комиссии и что там у них еще есть, деятельность по работе с законодательством спокойно переводится в электронный вид. Электронный документооборот изобретение не вчерашнего дня, в этой области уже давно и много придумано. Так что нет специальной необходимости для постоянного собирания толпы депутатствующего народа под одной крышей.

Онлайн - это минус гос. расходы по содержанию домины которую никуда толком кроме этого и не приткнуть. Хороший современный конгресс холл способен приютить солидную толпу народу с большим комфортом и не только депутатов, но всяких конференций, что позволит если уж не заработать на приемах денег, то окупить расходы точно.

8. Законодательная деятельность онлайн позволит сформировать широкую отчетность для избирателей по деятельности депутата в качестве их представителя.

На мой взгляд, прямая демократия в масштабах государства получится штукой крайне извращенной. На текущем уровне научного прогресса для нее допустимо применение в местном самоуправлении.

9. Подходящее время для выборов - сентябрь и апрель. В одном случае уже завершение поры отпусков, в другом еще только предстоящее начало. Удачливый депутат, реально удовлетворяющий ожиданиям своих избирателей способен “сидеть” в парламенте “вечно”.

9. В случае, если избиратели сойдутся во мнении, что их представитель не оправдал надежд, возможен механизм отзыва депутатского голоса. Т.е. и у самого депутата не будет шансов на переизбрание, и его решения могут пойти на ревизию с возможным переголосованием, все или частично. Даже его самого, скажем через суд, можно лишить мандата досрочно, обязать возместить финансовый урон и т.д.

Для реального “Парламента 2.0”, дабы изгнать дьявола из мелочей, требуется разработать описание механизмов и процессов на сотнях страниц текста. Для описания идеи достаточно и двух.

Если не зацикливаться на существующих, традиционных решениях, дать волю разуму, то можно прийти к невероятным решениям. Можно получить парламент в котором депутат работает сам и в согласии с ожиданиями по настоящему своих избирателей, сидя в кофейне любимого города или прямо с “пляжей малибу”, если уж избиратели могут такое ему позволить. Работает с возможностью гибкого расписания, ведь совсем не обязательно не только избирать без принципа - “все разом вдруг”, но и голосовать имея более чем 2 минуты на процедуру.

Будущее может быть совершенно уникальным, если мы это ему позволим.

ИТ, мысли вслух, интернет, государство, политика, 2014, Украина, моделячество, управление

Previous post Next post
Up