Вот такая вот ожидаемая реакция интернет-сообщества на главное политическое событие вчерашнего дня. Сегодня, впрочем, фигуранта уже неожиданно отпустили (вот это поворот!). И тем не менее, если подборка нетенденциозна, то есть если в нее не отбирались принципиально антивластные и антипутинские высказывания (за исключением заявления главного придворного шута Кремля, конечно), то имеем очередное подтверждение тезиса - в интернете-то сейчас главным образом и сконцентрировано гражданское общество постсоветских РФ и Украины. Сама сетевая и принципиально неподцензурная природа интернета притягивает людей думающих и как минимум интересующихся общим положением дел. Я даже не берусь судить, что в данном случае первично, а что вторично - то ли появление интернета облагораживает, то ли появляется он у изначально тех, кого от официально-развлекательного телевизора воротит... Да это и неважно.
Однако факт в том, что интернет - это модель гражданского общества, общества, созданного из сетей, где узлы - граждане и сообщества, а нити - социальные связи, и плотность этих нитей составляет социальный капитал такого общества. Такое общество отвергает ригидные иерархические структуры как неспособные к развитию, зато устойчивые, как запах тлена. Максимум горизонтальных связей и лишь необходимые вертикальные взаимодействия - вот такая примерно концепция общества у меня складывается. И интернет - модель его. Ну а граждане, считающие его свалкой - безусловно, обнаружат в нем немало мусора. И тут же постараются его зарпетить, это уж как водится. Лично знаю людей, которые ни разу в глаза не видев ни одной веб-страницы, рассказывают мне, что интернет надо запретить. После этого мне уже страшно даже думать о том, что, по их мнению стоит разрешить (например, экспроприацию и массовые расстрелы).
Но в сетевом (а не иерархическом) обществе такие граждане смогут только утереться, их мнение будет их личным мнением при отсутствии вертикали, по которой это мнение можно директивно спустить.