Надо понимать, реакция защиты от того, чтобы человек не потонул в бесконечной рефлексии, не разучился ходить, слишком задумавшись, как переставляет ноги
( Read more... )
Когда человек появляется на свет, он видит вокруг себя всякие вещи, других людей, животных, растения, природные объекты, так вот то, что он со всем этим делает, и есть IMHO религия.
Насколько я понимаю, уважаемый Вами Пауль Тиллих не согласился бы с такой трактовкой религии. По Тиллиху ведь религия вовлекает целостность человека в предельный интерес. А теория об антирационализме религии -- это была ещё идея Шлейермахера, вряд ли тут Бергсон первопроходец.
Согласен насчет Тиллиха. Пожалуй, можно сказать, что он жизнь посвятил тому, чтобы показать, что религия - это вовсе не обязательно такие тормоза для ума. Про Шлейермахера я бы не тоже сказал, что у него религия антирациональна, у него другое: в ней первично чувство.
Чувство, но не концепция и не мировоззрение. То есть не то, с чем работает рационализм. Ну потом Кьеркегор, понятное дело углубляет водораздел. Так что Бергсон тут идёт за старшими товарищами.
Ну вот тут и один из моментов, где ощущается "неработание". В частности, это связано с тем, что откровение, понимаемое как речь, подобная человеческой, легко приватизируется и становится средством злоупотребления, что в истории и имело и до сих пор имеет место
Comments 15
(The comment has been removed)
Не работает, если, например, явное расхождение заявляемого и реального.
Reply
Reply
Reply
Reply
А теория об антирационализме религии -- это была ещё идея Шлейермахера, вряд ли тут Бергсон первопроходец.
Reply
Про Шлейермахера я бы не тоже сказал, что у него религия антирациональна, у него другое: в ней первично чувство.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment