Бергсон о религии: "защитная реакция природы против разлагающей силы ума"

Mar 22, 2017 17:40

 Надо понимать, реакция защиты от того, чтобы человек не потонул в бесконечной рефлексии, не разучился ходить, слишком задумавшись, как переставляет ноги ( Read more... )

религия, человек, мышление о мышлении, философизмы

Leave a comment

Comments 15

(The comment has been removed)

dmatveev March 22 2017, 21:44:56 UTC
Про неработание, конечно, сказать легче, чем про работание.
Не работает, если, например, явное расхождение заявляемого и реального.

Reply


verum_corpus March 22 2017, 17:15:35 UTC
Когда человек появляется на свет, он видит вокруг себя всякие вещи, других людей, животных, растения, природные объекты, так вот то, что он со всем этим делает, и есть IMHO религия.

Reply

dmatveev March 22 2017, 21:45:56 UTC
Но всё-таки религией люди называют не всё подряд, что они делают.

Reply

verum_corpus March 23 2017, 11:31:41 UTC
Верно. Но это можно считать двоемыслием или двоеверием, они как бы переключаются с одной картины мира на другую и обратно.

Reply


alexander_konev March 22 2017, 18:42:21 UTC
Насколько я понимаю, уважаемый Вами Пауль Тиллих не согласился бы с такой трактовкой религии. По Тиллиху ведь религия вовлекает целостность человека в предельный интерес.
А теория об антирационализме религии -- это была ещё идея Шлейермахера, вряд ли тут Бергсон первопроходец.

Reply

dmatveev March 22 2017, 21:53:11 UTC
Согласен насчет Тиллиха. Пожалуй, можно сказать, что он жизнь посвятил тому, чтобы показать, что религия - это вовсе не обязательно такие тормоза для ума.
Про Шлейермахера я бы не тоже сказал, что у него религия антирациональна, у него другое: в ней первично чувство.

Reply

alexander_konev March 22 2017, 21:57:01 UTC
Чувство, но не концепция и не мировоззрение. То есть не то, с чем работает рационализм. Ну потом Кьеркегор, понятное дело углубляет водораздел. Так что Бергсон тут идёт за старшими товарищами.

Reply

dmatveev March 22 2017, 22:02:17 UTC
Только он, пожалуй, более скептично настроен к религии, чем эти двое, они оба практикующие лютеране, а Кьеркегор даже, кажется, пастор.

Reply


triglochin March 22 2017, 20:11:50 UTC
но за религией предполагается что-то иное, что она отчасти скрывает (в силу слабости и несовершенства человека).

Reply

dmatveev March 22 2017, 21:54:26 UTC
Конечно. Но это же не обязательно значит, что она должна умалять разум.

Reply


(The comment has been removed)

dmatveev March 23 2017, 11:07:13 UTC
Ну вот тут и один из моментов, где ощущается "неработание". В частности, это связано с тем, что откровение, понимаемое как речь, подобная человеческой, легко приватизируется и становится средством злоупотребления, что в истории и имело и до сих пор имеет место

Reply


Leave a comment

Up