О самоприятии

Jan 18, 2016 14:47

Думаю, одна из вещей, помогающих не превращать в кумиров всё своё - от физических данных до этничности, религии, убеждений и пр. - это помнить, что всё это досталось мне даром, эмпирически случайно, т. е. не ценой моих заслуг и свободных усилий, а сочетанием внешних факторов - как говорят, "так звёзды расположились" или "так фишка легла ( Read more... )

религия, богословское, человек, мышление о мышлении, философизмы

Leave a comment

Comments 11

valenod January 18 2016, 12:39:54 UTC
Да, мысль хорошая, только ты пишешь
/Если нам удается это самоприятие без обожествления, то всё перечисленное, вплоть обретает свою, именно свою ценность и значимость./
тут явно пропущено, вплоть до чего? Если там пропущена религия - то как ее ценность-значимость может не быть абсолютной?

Reply

dmatveev January 18 2016, 20:30:19 UTC
Ценность религии не абсолютна уже с библейских позиций. Случается, наступает момент, когда Богу не нужны жертвы и всесожжения.

Reply


vja4eslavs January 18 2016, 12:45:58 UTC
очень важная тема, спасибо. только "способность принять" , во многом, лежит в русле психологии, по моему...

Reply

dmatveev January 18 2016, 20:34:43 UTC
В том числе, конечно, и психологии. Но психология в лучших проявлениях вообще мощная и глубокая вещь. Не случайно Роджерс с Тиллихом нашли общий язык - см. их знаменитую беседу, кажется, последняя прижизненная публикация Тиллиха.

Reply

dmatveev January 18 2016, 22:06:34 UTC
Кстати, по-моему, глубочайшая проповедь Тиллиха "Вы приняты", вошедшая в сборник "Потрясение оснований" (недавно на русском вышел в изд. "Книга света") содержит теологическое измерение этой проблемы, связанное с понятиями греха и благодати. Ее еще Робинсон цитирует в своей нашумевшей книге.

Reply


egovoru January 18 2016, 15:45:25 UTC
Но ведь мысль о том, что "это досталось мне случайно", не очень-то стыкуется с тем, что думает большинство верующих: нет ничего случайного, все - от Бога! И тем самым Бог выделил меня среди прочих, а раз выделил, значит - уполномочил, ну, и пошло-поехало: в лучшем случае, миссионерство, в худшем - священная война :(

Reply

dmatveev January 18 2016, 20:31:24 UTC
Так я именно в этот огород мечу.

Reply

egovoru January 18 2016, 21:47:10 UTC
Да, я поняла. Но ведь мысль о том, что миром управляет не Бог, а случай - в высшей степени подрывная, еретическая? Ведь если случай управляет, значит, Бог не всемогущ?

Reply

dmatveev January 18 2016, 21:55:28 UTC
Я недаром снабдил слово "случайно" атрибутом "эмпирически". Случайно для нас, т. е. не по нашему замыслу. В этом смысле очень многое, да, пожалуй, основное является нам как случайное. А "сидит" ли в этой случайности-для-нас Бог - уже вопрос веры и надежды. Этого ни доказать, ни опровергнуть.

Reply


punk_lowliness January 19 2016, 07:56:58 UTC
да, интересно... очень знакомые мысли...
помню, как я (не так уж давно, в последние 3-4 года) начал осознавать, что я - это "клубок случайностей" и сильно этому удивился.) И думал, кто же я такое вообще?
и это самоприятие не легко даётся. Трудно, например, смириться со своей обычностью, заурядностью...

и, интересно, что наталкиваешься на пятидесятилетнего фанатика и пытаешься ему объяснить, что его мысли - это только его мысли, а в ответ слышишь: нет, это не мои мысли, этому Церковь учит!))

Reply


olgaw January 20 2016, 11:28:36 UTC
Мне проще. Я столько раз меняла и звезды, и фишки, что отождествить себя с текущим значением звезды или фишки думаю никак не смогу

Reply


Leave a comment

Up