(Untitled)

Nov 14, 2014 15:41

Освежил сейчас 3-ю главу бердяевской книги "Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения" (1946-1947 ( Read more... )

богословское, христианство, философизмы, Бердяев

Leave a comment

Comments 20

n_vilonov November 18 2014, 14:24:54 UTC
Во фразе, которую Вы цитируете, интересно ещё и различение "рациональной" и "рационализирующей" мысли. Здесь имеется в виду, что мысль "ортодоксальных философов" рациональна по форме (и тем нарушает Тайну, на которую они же сами ссылаются), но, при этом, не рациональна по сути? Или там другой контекст?

Reply

dmatveev November 18 2014, 14:33:16 UTC
Вот этот текст:
http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1947_043_3.html

Эта фраза у него там, как это часто случается с Бердяевым, немного неожиданно выскакивает вне непосредственно окружающего контекста Но в целом я понимаю просто в том смысле, что непонимание границ рациональности есть неоправданная рационализация, и что декларация таких ортодоксов о невыразимости Тайны противоречит их реальному рационализирующему мышлению.

Reply


olgaw November 18 2014, 15:42:39 UTC
***Говорят о тайне, чтобы заставить вас замолчать

Совершенно необязательно. Тайна тайной, но жить то надо, и в тайне жить не будешь

Reply

dmatveev November 18 2014, 19:53:52 UTC
Да, конечно, богословие живет в парадоксальном пространстве между "нельзя сказать" и "нельзя не сказать". Поэтому говорение неизбежно. Но здесь речь о том, что говорение одних оборачивается попыткой заставить замолчать других.

Reply

olgaw November 19 2014, 12:03:08 UTC
Да, и этот факт богословской реальности следует из
http://olgaw.livejournal.com/102259.html,
третьего пункта
А на счет заставить замолчать - то какой иной путь предлагаете Вы? Религия - не физика, в эксперименте догматы не проверишь, они проверяются лишь в жизни, а условие проверки - вера в догматы значительного количества людей, настолько безусловная вера, что они согласно ней живут
http://olgaw.livejournal.com/91112.html
Не будет конкретная организация заставлять молчать инакомыслящих - и веры не будет. Будет набор разнообразных философий, включая и Бердяева, он безусловно великий философ, но вот людей, которые жили бы «По Бердяеву» я как то не знаю…
А различные допустимые варианты в рамках одной религии тоже реализуются - для этого и существуют различные конфессии

Reply

dmatveev November 21 2014, 06:43:43 UTC
1. Мне кажется, что в качестве ориентиров для жизни скорее подходят не догматы, а нравственные максимы вроде тех, что в Нагорной проповеди. Именно потому, что догмат умозрителен и непроверяем-неопровергаем.

2. >>Не будет конкретная организация заставлять молчать инакомыслящих - и веры не будет.<<
Это смотря что понимать под верой.

3. Сейчас и в рамках одной конфессии не уйти от разнообразия, потому что конфессии формируются не так, как раньше.

Reply


(The comment has been removed)

dmatveev November 24 2014, 10:12:47 UTC
Догадка - это серьезно, когда она осознается как догадка. Именно об этом я и пишу: Бердяев, похоже (тоже моя догадка :) ) все более осознавал этот характер характер метафизики как догадок. Отсюда, я полагаю, и мотив "критики откровения". И Бердяева, в отличие от более "раскудрявых" русских философов типа Флоренского или Булгакова, действительно поннимали, всерьез ссылались на его догадки, даже на идею "меонической свободы", Ungrund.

Reply


Leave a comment

Up