Мне вот сейчас вопрос интересен

Mar 29, 2012 14:29

А что, смысл и цель разговора - только в переубеждении собеседника?
И если нет, то в чем?

актуальное, диалог, мышление о мышлении, мы

Leave a comment

Comments 41

andyburg54 March 29 2012, 10:42:37 UTC
Это только у идеалогически УПЁРТЫХ товарисЧей:)

Reply

dmatveev March 29 2012, 10:57:57 UTC
Ага. Я еще второй вопрос добавил.

Reply


mousea March 29 2012, 10:59:12 UTC
По Поварнину спор может вестись с пятью различными целями (мотивами):

1. Совместный поиск истины. Самый "высокий" вид спора. Наука без такого спора невозможна.

2. Убедить оппонента. При этом можно различать два варианта: 1) я хочу убедить оппонента в том, что для меня является истиной; 2) ... в том, что для меня истиной не является. (Люди, занимающиеся рекламой, часто действуют по мотивам 2.2. Но не только они).

3. Победить оппонента. "Размазать". Часто - в глазах зрителей, которые не могут ухватить суть спора.

4. Спор - игра. Спор ради спора. Просто поспорить.

5. Учебный спор, спор-упражнение в умении спорить.

Reply

Наука без такого спора невозможна. dmatveev March 29 2012, 11:03:39 UTC
Да. И мне интереснее всего коллизия, возникающая между 1 и 2-1.

Reply

dmatveev March 29 2012, 11:06:51 UTC
В 2-1 поиск, предполагаемый в 1, с убеждающей стороны бывает наглухо блокирован.

Reply


eugenepro March 29 2012, 11:06:17 UTC
Добавлю еще пару философских пунктов:
1. Чтобы прояснить свою позицию. Как известно, если бы не Маркион, православные еще долго бы колупались с каноном и базовыми отношениями между ВЗ и НЗ. Спор кристаллизует позиции спорящих.
2. Чтобы быть. В философии диалога, которая мне импонирует, человек онтологизируется благодаря слову и взгляду Другого. Другой необходим, чтобы я был Я. Онтологически первична структура Я-Ты, а не отдельно Я или отдельно Ты (Бубер), при этом у Другого есть приоритет (Левинас). В этом онтологический смысл разговора.

Хотя, в ЖЖ это очень трудно реализовать. Ведь есть не только слово, но и взгляд :)

Reply

dmatveev March 29 2012, 11:08:23 UTC
Ох, как далеки мы на практике даже от первого, так что о втором-то и говорить страшно...

Reply

eugenepro March 29 2012, 11:16:27 UTC
Нет, почему. Просто Другой должен быть ценностью как личность (цель в себе), а не как средство самоутверждения моего Я. Тогда иногда может получиться первое. А второе - это, скорее, про дружбу при некоторых условиях.

Reply

dmatveev March 29 2012, 11:19:05 UTC
Вот Другой как "цель в себе" и дается труднее всего... и, кстати, чаще всего именно дается, не я из себя это выжимаю

Reply


semen_sk March 29 2012, 11:09:48 UTC
идеальной целью диалога должно быть - ликвидация неосведомленности по какому то из вопросов, который в последующем можно будет конвертировать во что-то ценно-материальное - будь то деньги, слава или секс

Reply

dmatveev March 29 2012, 11:11:20 UTC
И тогда идеальный собеседник - вот этот, которому я по кнопкам сейчас настучал :)

Reply

semen_sk March 29 2012, 11:13:13 UTC
к сожалению, это я понимаю только в теории, на практики диалоги в основном виду только для того что бы было менее скучно.

Reply


steba March 29 2012, 11:54:30 UTC
В более полном и артикулированном понимании своей позиции: за что я стою?

Reply

dmatveev March 29 2012, 11:55:21 UTC
Безусловно, и в этом тоже.

Reply

dmatveev March 29 2012, 12:08:24 UTC
По сути, это составная часть п.1 у Поварнина.

Reply


Leave a comment

Up