«Скрипка, бубен и утюг» как олицетворение паноптикума лиц и характеров русской свадьбы во всей своей красе или, скорее безобразии, оказался первым спектаклем, который познакомил меня с творчеством Николая Коляды и Коляда-театра.
Анонс предостерегает:
«"Придорожное кафе, осень, бабье лето". Здесь сегодня второй день свадьбы Леонида и Натальи. День, когда голова трещит от вчерашнего разудалого веселья, когда на многое открываются глаза, когда заканчивается карнавал пошлости, взвинченной до истерики радости и начинается реальная жизнь. Сталкиваются две семьи, "пролетариат и интеллигенция", "поселковое воспитание" и "салон красоты". И как бы ни ужасала обе стороны грядущая перспектива совместной жизни, главные слова произнесены.»
Действительно, свадьба. Два стола родственников, тамада Александр Желанный, попсовый мальчуковый ансамбль «Сексуальный шоколад» с картинными издержками 90-х и MTV, Верка Сердючка в репертуаре, драка, танец на каблуках в подарок от жениха, и «..о боже, какой мужчина» - от невесты. На «десерт» - свинья-стриптизерша.
Это детализированная зарисовка, с претензией на слепок если ни эпохи, то какой-то ее части. Сперва спектакль показывает сцену фантасмагории, затем, в проблеск тишины и общение матерей главных (ли) героев, реплики, пытающиеся прояснить что-то зрителю. Итак раз за разом, детективно разматывая сюжет в обрамлении комедии «декораций». Но где-то на середине, он сворачивает с этого пути, накручивая все большую странность, примешивая к легкой комедии сплошную драму и съезжая до философии «это не бред, это - Россия».
Мне проще сказать «я не понял, зачем это было», чем выкручивать надуманные замыслы и умыслы. Спектакль яркий, органично размещающий три десятка человек на маленькой сцене, технически изящный и органично бредовый. Но моя попытка пройти историю до конца и по порядку - то есть от имеющегося положения дел к истоку - разбилась о философию. Возможно, в первоисточнике осталось что-то недостающее спектаклю, все же, он заявлен как компиляция сразу двух пьес. Но я сомневаюсь, что сам автор при постановке мог что-то упустить.
Но не рекомендовать не могу - нужно переосмысливать своим умом. Ведь я
«ничерта не понимаю в японском театре кабуки» :О)