Ночь Музеев 2015. Общий пост

May 19, 2015 15:28


Ночь Музеев, на мой взгляд, своеобразный формат: "искусство для бедных" в лучшем смысле этого выражения. Это не накладно по деньгам, но ресурсоемко по способности чувствовать и воспринимать. Часть предлагаемых программ действительно не увидишь в обычный день, но зачастую площадкам и приходится изгаляться, чтобы в назначенную ночь к ним пришли еще и те, кто у них и так бывает. В итоге иногда музей занимается совершенно не музейным делом, а места, не являющиеся музеем даже близко, пытаются вписаться хоть как-то в этот формат. И в том, и в другом случае есть удачные примеры, но как массовую практику я бы не стал тиражировать - это порождает ажиотаж, который переполняет наши камерные площадки.



Но совсем не любитьНочь Музеев я не могу, хотя бы за то, что было связано с  ним в минувшие годы. В 2011 году я имел удовольствие познакомится с belyakovayulya (с невольной подачи blojik_ejika, кстати), а ночью со мной на полу спали сразу 7 девушек (в строгой очередности блондинка-брюнетка). В 2012 году в рамках активности проекта Уралблог.про мы репортажили в онлайн, что уходило меня чуть более, чем полностью, и лишило памяти на счет самих выставок. В 2013 году Ночь выпала понятно почему, а почему она выпала в 2014 - непонятно. И вот год 2015.

Сейчас я кратко расскажу о своем маршруте и том, что меня на нем встретило, а чуть позже - подробнее об отдельных местах и событиях, где мне есть чем досказать недосказанное: словами или фотографией.

Фестиваль RockMuseum

Музыкальный фестиваль на козырьке музея ИЗО - самое долгожданное для меня событие всей Ночи Музеев. Пяти часовой концерт поднимает из глубин истории рока сам формат, сочетающий в себе и камерность и масштаб, сплоченность и массовость, жизненность и возвышение музыки над земными заботами. В конце концов, "козырек" позволял видеть происходящее издалека, а набережная и окаймляющие реку мосты стягивали людей ближе к сцене.






Более того, это единственное мероприятие, которое провоцировало причастность и к фестивалю, и к самой Ночи. На протяжении нескольких месяцев каждую пятницу в утреннем эфире, который проходит в формате рок-завтрака, проводился отбор групп для выступления в знаменательный час Х. Требовательным жюри выступали все присутствующие. Я бы назвал этот отбор "формальным", хотя бы потому, что коллективы знакомы не только постоянным радиослушателям, но и просто любителям хорошей рок-музыки, которая в обычные дни живет по барам, клубам и иным профильным площадкам города Екатеринбурга. Так что в отборе изначально были не кто попало. В итоге на концерте выступили: Территория Тишины, Bob & The Monsters, Blues Doctors, Красная скрипка, The Country Pills, BIZ, N.E.V.A, Enter the text, The Stockmen, Reportage Band и The Moomoks.

Наибольшим расстройством для меня была не необходимость двигаться дальше - в Филармонию, в коей тоже было кое-что занимательное, - сколько случившаяся невозможность застать последние выступления и грандиозное (наверняка) закрытие фестиваля. Но что поделать. Всю горечь подобного положения дел можно будет услышать на протяжение недели в утренних эфирах радиостанции Rock Arsenal - ну кто ж упустит возможность рассказать, как там было здорово - или рассмотреть во множестве фотографий.

Свердловская Филармония

Пока к сцене подтягивался народ и новые тучки, я начал отступать с передовицы зрителей к филармонии, где была намечена череда продолжительных экскурсий по закоулкам истории и здания. Для них это уже вторая проба пера в формате Ночи Музеев, не знаю, что именно было год назад, но в этот раз желающих было через край.






Филармония вынужденно погрязла в теме юбилея победы, которая (насколько я знаю) была неотъемлемым атрибутом для участия в проекте. В противовес большинству площадок, здесь программа вышла скорее информативной, чем зрелищной. Были подняты архивные материалы: фотографии и афиши времен первых лет жизни здания и коллективов. Поднимали истории музыкантов, ушедших на фронт в первые годы войны, и таинство ленинградской симфонии Шостаковича. За пределы военного тлена настроение выводил Орган - непревзойденный фаворит зрительского внимания. Предположу, что если бы одновременно на сцене три девушки (блондинка, брюнетка и рыжая - на вкус и цвет) танцевали технически сложную программу совместного стриптиза, внимание все равно было бы приковано к играющим светом трубам и органисту. В этом и заключается волшебство музыки.

В завершение программы гостям наглядно продемонстрировали, что собой представляет фестиваль «La Folle Journee» ("Безумные дни"), который город и Филармония будут принимать этой осенью.

Дом-музей Метенкова

Из-за столь близкого расположения, дом-музей Метенкова невольно напрашивается следующей точкой в любой маршрут. Но именно это вкупе с его небольшими залами становится одним из кругов Дантова ада - где-то между третьим и четвертым. Здесь предполагался квест по поиску ответов на предложенные темы в подписях к фотографиям, но последние были облеплены страждущими, так что возможности разглядеть что-либо не представилось. (А победителям вручали открытки). Здание мы покинули вскоре, однако, одно приятно впечатление все же осталось - его нам принес уголок с пейзажными фотографиями Вадима vadimbalakin Балакина.

Музей Истории Екатеринбурга

Вслед за Метенковым на линию маршрута ложится музей Истории Екатеринбурга. Каждого в нем привлекает свое, но мой интерес был только в выставке, посвященной истории Свердловского рок-клуба, который в этом году отмечает свое 30-летие.






Эта выставка скорее ностальгическая, чем информативная. Хотя нужно отдать должное, завесы над небольшими загадками или особенностями историй Уральской рок-музыки она приподнимает. Так, я узнал, что один из альбомов ЧАЙФа был записан в полутора кварталах от моего дома - факт примечательный, хоть и ничего за собой не влекущий. Старая аппаратура, афиши, эскизы концертных костюмов и несколько сохранившихся боевых образцов создают ощущение если не застывшей эпохи, то чувств, которое испытывает археолог, извлекающий из недр артефакты исчезнувшей цивилизации. Есть предметы и из этого века, но все они относятся к тем же группам, что корнями свердловского-рок-куста уходят в 80-е. Самое захватывающее - это музыкальные инструменты: приятно видеть их, зная владельца лично.

А вот музыкальную программу вечера мы уже не застали. После 23:00 музыку здесь не играют.

Галилео

Галилео - самый не запланированный из всех незапланированных пунктов ночной программы. Не попав на завершение RockMuseum и потеряв веру, кто-то предложил навестить этот парк развлечений, который действительно оказался причастен к программе Ночи.






По прохождении парка легко говорить, что вряд ли бы пришел туда за деньги снова. Но так бывает всегда, покуда не возникает вопроса куда отвести ребенка или сходить с девушкой (в этом меня несколько лет к ряду убеждал Димка). Небольшие игры, забавные аппараты, основанные на физических явлениях; тиранозавр, который бежит за твоим велосипедом; тонкие применения бессердечной гравитации и обманчивых иллюзий - все это с юмором и в ненавязчивой форме преподносится зрителю. Из особенно понравившихся - это корзина с головой, которая не предназначена не для чего, кроме фотографирования в интернеты; система труб, лупя по ним сланцами можно наиграть любую мелодию; и помятого вида барабанная установка, не таящаяв себе ничего, кроме желания реализовать детскую мечту множества людей: безнаказанно барабанить от души.

На том вечер закончился, а с тем и мои силы. Предстоящая Майская прогулка канула в лету в лужи со всеми дождями той ночи и утра, а я провалился в сон по самую середину обеда. Такие дела.

Суммарные впечатления

Не все в Ночи Музеев - музей. Не все из желаемого действительно работает допоздна - самое интересное в большинстве мест приходится на вечернее время. Не все желаемые площадки удается уложить в единый маршрут: когда из-за удаленности, когда из-за накладок при внутренней организации программ в них. Подавляющее число площадок - камерные, и поднятый ажиотаж не позволяет адекватно вместить всех, кто хочет попасть внутрь. Это желание не всегда идет от содержания выставки, часто люди оказываются там походя - просто шли мимо, как многие заходят в музей Метенкова от Филармонии, через музей Истории Екатеринбурга и дальше в центр. У большинства площадок нет регулирования плотности потока. Думаю, понятно, что у каждой есть предел вместимости - не только на данный момент, но и в целом способность принять определенную численность людей в рамках проекта за ночь. Нужно быть готовым к тому, что где-то тебе вынужденно откажут.



В этот раз их было не семь, ни одной брюнетки и на моем полу никто не спал вповалку.
В общем, все тоже самое, только другое.

ИМХО, недостает традиционного в других сферах мобильного приложения. И если на сайте проекта есть возможность "собрать маршрут", высказавшись, куда хочешь сходить, но никакого влияния на регулирование перемещений в процессе вечера там нет. Я вижу это так: я авторизуюсь в программе - я уже зарегистрированный участник проекта, с которым можно поддерживать связь накануне следующей Ночи Музеев, которому можно предложить заполнить анкету обратной связи, предложить отдать голос за наиболее понравившуюся площадку, посоревноваться в количестве и качестве посещенных музеев, поделиться отзывами. Созданный мною маршрут - а я ведь могу распланировать его по времени с учетом рекомендации самой площадки по предлагаемой программе - я могу расписать по минутам и получить возможность координировать последовательность исходя из рекомендаций системы по количеству людей в точке в данный момент - таких же как я - жамкающих кнопки в своем аппарате для селфи с объектами искусства. Пришел на площадку, сделал фотку с логотипом музея или его содержимым (спец плакат внутри), добавил в импровизированный чекин и убил двух зайцев: посчитал себя в нагрузке площадки, поучаствовал в конкурсе. Вот вам статистика, интерактив, навигация и расширение поля возможностей проекта. Это увеличивает и вовлечение, и рождает более глубокое чувства причастности.

Часть площадок подразумевают экскурсии. Другой формат визита туда невозможен по объективным причинам (это не музей с проложенными маршрутами, это иное культурное учреждение, где между точками необходимо сопровождение, либо сопровождение происходящего словами, читай "модерирование"). Не зная продолжительности и системы записи на экскурсию, сложно варьировать свои планы - это снижает гибкость. Сперва ты ждешь 15 минут формирования своей группы, затем 45 перемещаешься по намеченному плану экскурсовода. И вот час из ночи у тебя убыл на одну площадку. Бывает и так, что, добравшись до заветного места, ты узнаешь: ближайшее свободное время экскурсии через 2 часа, либо можно подождать "какое-то время" в расчете на не пришедших из уже записавшихся. Хоть монетку бросай. Тут бы какую интерактивную систему регистрации и отмену своего участия в случае чего. Формально, любая крупная площадка могла бы себе это позволить - программинг там несложный, а область применимости гораздо шире одного проекта.

В заключение

Есть безусловно успешные площадки, поддерживающие ажиотаж и уровень происходящего на высоком уровне: на мой взгляд, это Дом актера и ЕМИИ. Есть недавно подключившиеся, такие как Свердловская филармония, или радио-станция RockArsenal, чей вклад можно рассматривать не только в купе с творчеством музея ИЗО, но и самостоятельно. Есть площадки, которые доступны только в эту ночь (музей энергетики), или о которых только в эту ночь вспоминаешь (музей трамваев). Есть такие, ради которых все и задумывалось - чей режим работы не позволяет соприкоснуться с экспозициями "трудягам с 9 до 18". Есть площадки тематические - интересные определенным направлениям вкуса, и для широкого зрителя. Ни в коей мере не хочу кого-то обидеть обойдя вниманием: не все программы я знаю, и не за каждой площадкой я слежу в последние годы. По привычке уделяю внимание определенному набору мест, где, либо имею собственный интерес, либо где задействованы мои знакомые.

Завершая повествование, хочу сказать, что Ночь Музеев не позволяет "всех посмотреть", она предоставляет возможность комфортно посетить два-три места и, напитавшись духовно, отправиться домой спать.

P.S. имхо, RockMuseum мог бы быть шикарным венцом всей ночи проекта - как гала-концерт - если бы его кульминация приходилась на период 00:00-1:00. Тогда, как принято говорить, толпы желающих поставить красивую точку в этом вечере стекались бы с различных уголков города в единый поток, разливаясь рекой на Плотинке к подножию сцены. Но это требует еще больших сил, а их вложено не мало.

фото, впечатления, #КультурныйБлогер, музейное

Previous post Next post
Up