"Я не люблю сегодняшнее танго. Я люблю прежнее танго.
Когда его ещё играли в борделях, а не в академиях"
Хорхе Луис Борхес
Танго - разновидность моей слабости. Как музыка, не танец. Напориста, скользяща, страстна и неумолима - любой el hombre в здравом уме предпочтет отдаться этому порыву, чем заслонять себя щитом от урагана. Не знаю, как было принято играть в лучших [публичных] домах Европы и Нового Света, но в Свердловской Филармонии это исполняют на баяне так:
Айдар Гайнуллин
Начали без лишних слов: с черного, как рояль, платья пианистки и лирического фортепианного вступления вальса Яна Тирсена из к\ф "Амели" (
J'y suis jamais allé), когда затаившийся в глубине пустынной сцены орган выдавали лишь синие лучи софитов, а девушку - отблески едва дышащего пламени свечей, проснувшихся по обе стороны от нее. Баян зазвучал следом, прежде, чем на сцене появился свет и сам музыкант, - откуда-то из закулисья, какое здесь вернее называть задверьем - постепенно приближая звук, пока исполнитель не показал себя залу.
Так начался концерт Айдара Гайнуллина и "Euphoria Orchestra" в минувшую субботу. Но для меня все началось еще за час до того, когда в меланхолическое звучание Тома Уэйтса, массирующего мне виски в кресле, ворвался звук начавшейся онлайн-трансляции и "Libertango" Астора Пьяццоллы. Свобода на сцене выражалась в тренировочных штанах с лампасами на мужчинах, которые позже облачаться в атласные рубашки, и толстовках с капюшоном на девушках, которые вскоре обнажаться в концертные платья. Этакий дворовый бэнд с роялем, превратившийся в прекрасного лебедя.
Светлана Безотосная (скрипка) и Айдар Гайнуллин (баян)
В течение вечера название ансамбля "Эйфори́я О́ркестра" неоднократно путалось в моих мыслях и на языке с "
Оргазмом Нострадамуса" и "
Оргией праведников". Так и играли разное. Не обошли вниманием известные широкому слушателю "Oblivion" и "Michelangelo 70" Пьяццоллы; тему Карлоса Гарделя "Por Una Cabeza", известного по к\ф "Запах женщины" с Аль Пачино и "Правдивая ложь" с Арнольдом Шварценеггером; "El Choclo" Анхеля Вильольдо, которое большинство вспомнит по пятому выпуску "Ну, погоди!"; "Чардаш", "Каприччио" Паганини, оперную тему памяти Карузо, вальсирующие мелодии Яна Тирсена и собственные сочинения Айдара Гайнуллина.
- Я хочу представить вам нашу скрипачку, - говорит Айдар, - Но она не скрипачка. Она еще и вокалистка. Сейчас она исполнит песню... О любви... А как она называется?
- Historia de un Amor, - томным голосом откликается она.
- Это очень известная песня. Можете подпевать. - спешно добавил он и скрылся со сцены. Где девушка поет о любви, там нет места баяну. А поющие скрипачки, ммм! - потаенное желание любого музыкального вуайериста.
И если с классика звучала легко и свободно, то личное творчество так и не вызвало полного приятия. Возможно потому, что является музыкой к фильму и звучит как совокупность тем, настроений и отдельных мелодий, усиливающих происходящее на экране. А на сцене в этот момент происходило совсем не то, что иллюстрировала музыка.
На бис вышли скоро, ровно как и треть зала в гардероб. Отыграли на одном дыхании - в лучшей традиции Квинов: вначале "We will rock you", в завершении - "We are the Champions". А уж между - попурри из "Eye of the Tiger", "Final Countdown" и заглавной темы из "Mission Impossible". Не танго, но на баяне.
Полина Кондраткова
Светлана Безотосная
Роман Зорькин
Дмитрий Тарбеев
.
Айдар Гайнуллин (баян), Павел Новиков (бансури, дудук)
.
Айдар Гайнуллин и "Euphoria Orchestra"
"Ящик" справа, который про себя я назвал "рыбацким", занимал перкуссионист, то и дело на нем солируя
P.S. Наверняка кого-нибудь так и тянет высказаться насчет первых строк поста: "...даже в самом захудалом борделе Буэнос-Айреса не позволяли себе исполнять танго на баяне!"