За время моих систематический визитов в
Музей ИЗО я приобрел определенную форму голода, которая дает о себе знать всякий раз, когда между открытиями новых выставок проходит слишком много времени -
firstova подтвердит. В моей культпрограмме безмятежные залы ЕМИИ уравновешивают бурные овациями концерты
Филармонии и иные событии музыкального мира. Но новая экспозиция будет представлена только в конце февраля, из-за чего я узнал музей с новой стороны: лекционной.
Фото-видео конспект
В минувшую субботу я оказался сразу на двух лекциях, и обе были посвящены эпохе в истории Российской империи на рубеже XIX-ХХ веков. Первая касалась
Великой княжны Марии Павловны - супруге младшего брата императора Александра III - и ее двора. Великокняжеский двор считался вторым после императорского, но за счет меньшей предвзятости и упрощенного ценза был более живым и во многом задавал тон в российской столице. В него входили многие из тех, кого нечасто допускали к императорскому кругу или не подпускали вовсе. Однако то были интересные и деятельные люди, которые от проявленного к ним внимания активно вкладывались в проекты Великой княжны, такие, как благотворительные базары.
Более сорока лет один за другим, сперва, Великий князь, затем, княгиня, были президентами Императорской Академии художеств и покровительствовали талантливым художникам, архитекторам, скульпторам, выступали инициаторами выставок в России и за рубежом - формировали вкусы и коллекции российских музеев. Заказы Великой княгини исполняли фигуры не меньше, чем самому императору: ювелиры Болин, Фализ, Фаберже, Картье, художники Константин Маковский, Франсуа Фламинг, Густав Рихтер, модельеры Чарльз Ворт, Дусе, Корбей-Венцель.
Я люблю истории и их переплетения, а эта лекция раскрыла то, что как-то обходят обычные учебники истории для специалистов магистров технических наук. По крайней мере, жизнь августейших особ вышла за пределы "нарисованной картинки" и проявила реалистичные черты.
Татьяна Николаевна Чебоксарова,
Тема: "Великая княгиня Мария Павловна и ее Двор"
.
Вторая лекция была от наследницы одного из ведущих ювелиров фирмы Карла Фаберже - доктора искусствознания и выдающегося исследователя ювелирного дела Северной столицы Уллы Тилландер. Рассказ о «Драгоценностях императорского Петербурга» переводился в процессе то с английского на русский, то с английского на английский же. Выходило это случайно - в порыве увлеченности темой, однако, ничуть не мешало восприятию. Благо любая версия английского языка, отличная от канонического британского и сленгового американского, понятна русскому слуху.
В основном речь шла о разнообразии творений и богатстве фантазии петербургских ювелиров, которые в своих изделиях часто использовали именно уральские камни. Благодаря им - не только лишь камня, но и мастерам - российское ювелирное искусство конца XIX - начала ХХ успешно конкурировало с европейским и определяло развитие отрасли в остальном мире.
Ювелирные украшения тем и хороши, что неподготовленному слуху не так важно происходящее, как натренированному глазу важно демонстрируемое. За время лекции можно было вдоволь рассматривать шеи дам, их запястья и пальчики... но украшения демонстрировались на экране. Не ровен час - и с десяток удачных обстоятельств и сложившихся звезд - как кусочек одной из коллекций доедет до ЕМИИ. Но то удел интереса ювелиров, мечтателей и чужих жен (я-то не женат :О)), а мне можно двигаться дальше.
.
Улла Тилландер
Тема: «Драгоценности императорского Петербурга»
Галина Николаевна Корнева
Краткий список именитых ювелиров, исполнявших заказы императорского двора
.
.
.
.
.
Не обошлось и без вопросов из зала
... и из самих себя
.
А дальше я попал на персональную для лекторов англо-франко-русскоязычную лекцию по ключевым экспозициям музея, среди которых неведомая мне прежде по камнерезному искусству: украшения, фигурки, печати и традиционные вазы. Но об этом я расскажу
в следующем посте - сейчас пора закругляться.
Просветился я хорошо, хоть и осталось в памяти немногое. Могу лишь посетовать, что музей не ведет видеозапись этих мероприятий, учитывая их уникальность. Наверное, Мироздание как бы говорит, что нельзя упускать такую возможность. Так что, даже если вы давно уже не были в институте - загуляли или защитились еще в прошлой жизни - ходите в музей на лекции. Тем более что знания эти "по цене входного билета", которая составляет всего 150р, или 50р., или "бесплатно", если ты действительный студент или какой иной социальный ниндзя.
P.S. Выставки
Златоустовской гравюры и
Мастеров японской печатной графики, о которых я имел возможность рассказать, по-прежнему открыты.