Вчерашний день стал для меня открытием джазовой оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", которую, как может показаться странным, я слушал в концертном зале
Филармонии. И меня не смущает, что многие ее могли открыть давным давно - с момента первого представления в 1935 году в Нью-Йорке, с 1972 года в Ленинграде или с 2005 года на Ютубе. Ко всему, перед концертом я застал пресс-конференцию, которая обогатила и мой музыкальный опыт, и мои впечатления от самого концерта. Как это было.
Дирижер Уэйн Маршал (посередине), исполнители партий Порги (Кевин Шорт) и Бесс (Индира Мэйам) - слева - партий Сирины (Анджела Рене Симпсон) и наркоторговца Спортинг-Лайфа (Рональд Самм) - справа.
Опера Гершвина и так является уникальным явлением мировой музыки, как минимум потому, что считается единственной американской оперой. Во-вторых, из множества споров о том, правомерно ли причислять ее к опере при явном уклоне в джаз и блюз, она тем не менее выходит победителем. В-третьих... а вот "в-третьих" много. Текущая постановка при всей, на мой взгляд, легендарности, пройдет всего по трем сценам: Москвы, Екатеринбурга и Перми. Как можно понять, два из трех уже за плечами. На нашей сцене она прозвучала в исполнении Уральского филармонического оркестра и Московского камерного хора.
Уэйн Маршал помимо дирижерских заслуг, регулярно выступая в ведущих органных залах мира (н\п Нотр-Дамм, Альберт-холл, Вестминстерское аббатство и др), является всемирно известным органистом (и пианистом). Предваряя основную программу, Уэйн исполнил импровизацию на тему мелодий Дж.Гершвина на обновленном органе Филармонии (
о реконструкции органа я рассказывал не так давно).
На этом удивление не прекратилось. Перейдя к основной программе, Уэйн Маршал занял дирижерскую "тумбочку", откуда в скором времени пересел за клавиатуру пианино, стоящего перед подиумом. Впервые вижу, чтобы дирижер играл на сцене еще какую-либо роль, кроме руководящей. А вообще, часть мелодий из вступления я вспоминал по мультфильмам "Том и Джерри". И это притом, что в опере все передано живыми интонациями, подслушанными у чернокожих певцов, красками пряного американского сленга, острыми свинговыми ритмами, молитвенными спиричуэлс. (Я бы отметил, что опера по-новому раскрывает музыкальные лейт-мотивы отдельных серий мультфильма :О))
Не зря Гершвин писал "с погружением". Будучи преуспевающим столичным композитором, он покинул Нью-Йорк, чтобы поселиться в негритянском поселке. Здесь он общался с местными жителями, изучал фольклор и встречался с народными певцами. Говорят, даже сам охотно участвовал в хоровом исполнении народных гимнов. А чтобы его оперу представляли именно негритянские голоса, он отказал Метрополитен-опера, куда первая негритянка была приглашена только спустя 20 лет.
исполнители партий Порги (Кевин Шорт) и Бесс (Индира Мэйам)
исполнители партий Сирины (Анджела Рене Симпсон) и наркоторговца Спортинг-Лайфа (Рональд Самм)
Я в очередной раз осознал, что к опере нужно иметь вкус - и вкус, и привычку. Если слова хора в целом воспринимаются легко, то реплики солистов нетренированному слуху кажутся неразборчивыми. Что, однако, не мешает воспринимать эмоции голоса и экспрессивные посылы музыки. Слышать оперные партии в зале филармонии, конечно, неожиданно, но в традиционной опере не отводится такой роли оркестру - как минимум, вас лишают возможности его видеть. А здесь - все удовольствия сразу.
Люблю глубокие мужские голоса. Они всегда уравновешены и вселяют спокойствие. Поэтому партия Порги (бас-баритон) и Спортинг-Лайфа (тенор) мне запомнились сильнее всего. Но партия наркоторговца была особенно яркой - артистичной - полной экспрессии, самодовольства с раскидыванием рук и восклицаниями "к небу". Особенно запала в душу тема "It Ain’t Necessarily So" (Совсем не обязательно, что все именно так), в которой Спортинг-Лайф демонстрирует свои циничные взгляды на жизнь. Я попытался найти какое-нибудь не менее яркое исполнение на ютубе, но не встретил ничего хоть сколько то близкого (зато нашел оперу образца 1935 года в исполнении
Луиса Армстронга и Эллы Фицжеральд).Так что, зрители не зря с восторгом и затяжными овациями встречали каждый номер.
Ну а в завершение, можно признаться, что всю предшествующую жизнь я понимал название оперы совершенно не так, как должно было быть. Это так же как опера "Тоска" воспринимается несведующими с ударением на последний слог, так что кажется, будто бы она об экзистенциальной грусти и безысходности. Так же и здесь, мне прежде казалось, что речь идет про искушение некого Порги чертями (т.е. бесами) - бы это эдакая вариация темы Фауста и Мефистофеля. А она о любви безногого нищего и горячей девушки (при активном участии наркоторговца). Работаю над собой :О)
То самое пианино, за которое в самом начале с дирижерской тумбы перескакивал Уэйн Маршал, чтобы исполнить клавишную партию
Владимир Минин - руководитель Московского камерного хора, выступающего на сцене вместе с УФО
Уэйн Маршал - органист и оперный дирижер, руководивший постановкой "Порги и Бесс"
Кевин Шорт - исполнитель партии Порги (считается лучшим ее исполнителем)
Индира Мэйан - исполнительница партии Бесс (признана как лучшая ее исполнительница).
Говорит, что исполнитель партии Порги - ее "сценический муж"
P.S. Многие знают Гершвина по известной джазовой композиции "Summer time", которую у нас еще переводят как "Летняя пора". Помимо прочих открытий, мне довелось узнать, что это колыбельная из первого действия оперы, а не просто отдельное произведение.
P.P.S. Веселее всего, что есть еще одноименный балет(!), поставленный на музыку Гершвена Михаилом Лавровым в 1985. Была ли там принципиальность, что ключевые партии должны были исполняться негритянской труппой или нет - "история умалчивает"
Традиционно, обаятельный музыковед Оля