Наш музей изобразительного искусства в очередной раз занялся моим культурным просвещением. На этот раз мое надуманное невежество пало жертвой культурных впечатлений от выставки сказов Бажова, воплощенных в уральском фарфоре.
Последний раз с Бажовым я сталкивался
на призывном пункте в Егоршино прежде, чем меня распределили в часть. Там был небольшой выбор увеселений, и, после длительных шашек и шахмат, хотелось уже что-нибудь "для души". Если не считать историй про советские ледоколы, сказы Бажова были самым занимательным из того, что встречалось на местных полках. Воспоминаний с детства, кроме шаблонных "Данила-мастер", "Хозяйка медной горы" и "Серебряное копытце" - не осталось. Было что наверстать. Поэтому, оказавшись на выставке, я был уже немного подкован в теме героев и образов. Наверное, можно сказать, что армия способствовала моему культурному развитию еще до того, как я затесался в
культурные простигоспади блогеры.
Всем Бажов!
После издания сказов в конце 30-х годов XX века, уральские истории получили широкую известность в Москве и за рубежом. Вместе с тем получили отражение в фарфоре русских мастеров. Первые работы появились еще при жизни писателя - к его 70-летнему юбилею в 1949 году. Это была композиция по сказу "Горный мастер" и первый образ Хозяйки Медной горы. Данила-мастер и хранительница подземных богатств стали наиболее популярными героями фигурок, композиций и росписей посуды. И если первые работы выполнялись только на подмосковном Дмитровском фарфоровом заводе, то уже в 50-х себя начали проявлять фарфоровые заводы, расположенные на Урале.
Одна из фигурок Хозяйки Медной горы
Экспонируется около 50 работ крупнейших уральских фарфоровых заводов: Сысертского и Богдановического. В процессе формирования выставки выяснилось, что хоть и богата на таланты и их произведения уральская земля, найти их не так просто. Весомая часть экспозиции - из частной коллекции. Если я правильно понял, силами хозяйки этой коллекции был создан особенный каталог работ уральских мастеров, о котором можно осведомиться все там же - на выставке.
Первое впечатление от слова "форфор" в моей голове - это "чашки-ложки". Что чаши, что тарелки расписаны шикарнейшим образом. Во многом поэтому я старался показать их как можно крупнее. Из фигурок в первую очередь бросается в глаза множество Хозяек Медной горы (от азиатских цариц, до обаятельных уральских красавиц), затем Данилы-мастера. Опытный глаз читателя сказов в армии смог бы выявить серебрянное копытце (я вот думал, что это олень такой красивый, а на самом деле он просто "волшебный козел"), огневушку поскакушку и внучку с котиком.
Из интересного: в ряде сказов присутствует Дед Слышко, который выступает рассказчиком историй. Бажову потребовалось официально заявлять, что его персонаж - художественный прием, и сказы являются не просто записью с чьих-то слов, а его собственным сочинением. А еще Бажов, оказывается, был депутатом двух созывов Верховного Совета СССР... не сказать, что это что-то бы значило, просто "мало упоминаемый" факт биографии (
пруф).
Выставка открывалась музыкальными выступлениями
Директора нужно предварительно зафиксировать
Зафиксированный директор ЕМИИ
И конечно же "фиксатор" директора в кадре -
firstova Куратор выставки
Нельзя просто так сходить в музей и не сфотографировать Яну
В рамках проекта есть культурно-образовательная программа в виде цикла лекций, призванных познакомить слушателей с различными аспектами отражения сказов в народном прикладном творчестве. Для детей - мастер-классы и интерактивные игры. Выставка продлится до 23 ноября в основном помещении
ЕМИИ на Воеводина.