С интересом прослушал передачу "Педагогический форум" от 3 февраля с участием Марии Мамиконян. Скачать mp3-файл или прочитать стенограмму передачи можно здесь:
http://eot.su/node/14861. В целом передача достаточно ровная, однако была в ней одна нота, заставившая-таки меня написать эту заметку.
Дело в том, что в течение передачи в той или иной форме неоднократно озвучивался вопрос: сколько детей вы лично усыновили? Он был обращён и лично к Сергею Кургиняну и Марии Мамиконян, и ко всем остальным членам движения "Суть Времени", и сразу ко всей общественности, противостоящей Ювенальной Юстиции и усыновлению детей за рубеж.
Этот бесконечно задаваемый на просторах Интернета вопрос настолько мне опостылел, что я решил написать эту заметку, в которой я хочу разобраться с ним по возможности основательно.
Начать хочется с наиболее очевидного. С того, что этот вопрос базируется на логике "хочешь, чтобы на улице было чисто, начни с себя и не сори" или, другой пример, "хочешь, чтобы все вокруг были вежливы, начни с себя и будь вежлив" и т.п.
Эта логика далее сопрягается со вторым, не менее очевидным, содержанием вопроса: лучшая забота о сироте, которую может дать ему любой человек, это усыновление.
Из этих двух очевидностей вытекает главный, он же истинный, посыл вопроса: те, кто говорят, что они пекутся о сиротах, но сами при этом никого не усыновили - лицемеры и спекулянты. Ну, а "далее со всеми остановками", как любит говорить Кургинян, - в смысле, Суть Времени и РВС - не более чем лицемерные спекулянты. Которые просто-напросто куют себе политический капитал на горячей теме, наплевав на реальных сирот.
Кратко пройдусь по первым двум пунктам. Даже если каждый сколько-нибудь озабоченный чистотой будет съедать конфеты вместе с фантиком, на улицах всё равно будет появляться мусор (иногда люди сорят нечаянно, не замечая, что у них что-то выпало из кармана; собаки любят потрошить пакеты с мусором, а ветер потом прекрасно разносит всё это по всему двору; наконец, всегда есть и будут те, кого чистота не волнует, и кто бросит окурок на тротуар даже стоя в упор к мусорному контейнеру). Далее, даже если каждый возжелавший установления высоких норм общения в обществе станет говорить стихами, это никак не решит ситуацию хама в автобусе, кроющего матом окружающих (тут нужно не высоким стилем владеть, а рукопашным, что, как говорится, "две большие разницы").
В общем, "начать с себя" - это, как правило, хороший первый шаг, но не более того. Чтобы в корне решить проблему, нужны системные усилия (в первом случае - дворники, полиция, законы, суды, и пр., а во втором - образование и воспитание каждого ребёнка и взрослого в стране, и введение и контроль неукоснительного соблюдения норм приличия в СМИ, на телевидении, в периодике, на заборе - везде; а под это опять нужны законы, суды, а так же те, кто будут эти законы заставлять соблюдать, а суды - судить; и не надо надеяться, что государство это будет делать само).
Со вторым пунктом всё ещё проще. Ложность посыла станет очевидной любому, стоит только задуматься над ним. Любой человек лучшее, что может сделать для сироты, - это его усыновить? Серьёзно? Тогда любой, желающий возвышения морали в обществе, лучшее что может сделать, - это стать вежливым с кондуктором? Не добиться введения цензуры на ТВ и замены Дома-2 передачей "Вокруг света"? Не воспрепятствовать введению "секспросвета" в тысячах школ по всей стране? Не восстановить систему домов творчества, трудовых лагерей и других воспитательных ("пионерских") организаций?
Примеры конструкций, следующих аналогичной логике: "бьёшься над улучшением уровня хирургии в стране - начни с того, что оперируй больных сам", "возмущён качеством дорог - положи пару километров дороги сам, а там уж открывай рот", "недоволен обороноспособностью страны - иди служи". Не годен? Пенсионер? Полом не вышел? Ну и что? "Недоволен качеством музыкального образования - иди учи". Что, ты тракторист? Математик? Политик? Кого это волнует? И не забудь после того, как преподашь уроки флейты, пару спутников запустить.
Суть Времени - это политическая организация, которая занята решением политических вопросов. В том числе и созданием условий, в которых те, кто хотел бы усыновить ребёнка, смогут это сделать. А те сироты, которых пока никто не усыновил, росли бы в достойных условиях. Тут нужна грамотная политика со стороны государства, и добиться от него этого - задача политическая, которую потенциальные усыновители - рядовые граждане - решить не могут, в отличие от Сути Времени. И если вежливость с окружающими никак не помешает заниматься и всем прочим, то в случае с усыновлением это не так. Новый, в особенности усыновлённый, ребёнок в семье потребует массу времени и сил, не оставляя ни того ни другого для задач политических - для системного решения проблемы. С тем, чтобы выдрать проблему с корнем - раз и навсегда.