Президент озаботился проблемами административного права.

Mar 27, 2013 13:02


25 марта 2013 года (рег.№ПР-660) в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации президент внес (ну или отправил) в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации и связанные с ним проекты федеральных законов.
Юристы, адвокаты и конечно же судьи регулярно сетуют на пробелы в административном законодательстве, на структуру кодекса и небольшое количество глав, а также на его содержание, не позволяющее более чем подробно, реализовать свои права в рамках возбужденного дела об административном правонарушении. Соответственно мы скорей всего были услышаны, поскольку проект кодекса в профессиональном сообществе обсуждался достаточно долго и вот наконец отправлен в законодательный орган - Госдуму. В новом документе планируется аж 344 статьи Сама Госдума может рассмотреть его в первом чтении уже в начале мая.  Кодекс планируется ввести в действие с 1 января 2014 года.
Сам проект можно посмотреть: http://img.rg.ru/pril/article/75/81/79/proekt-administrativnoe.pdf


Что же нового нам готовит  указанный проект если будет принят? Ведь в своей прежней (вернее существующей редакции)
в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений.
И так законодатель планирует принципы судебного административного процесса основывать на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и
политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено "лицами, действовавшими в официальном качестве", а также об общих принципах правосудия.
Это конечно новшество, но я и многие мои коллеги уже давно это практикуют в различных судах и буквально наталкиваются на непонимание оппонентов и, что удивительно самих судей, хотя в принципе всем известно положение части 4 статьи 15 Конституции РФ. Таким образом, будем надеяться, что наше законодательство пусть в административном процессе хоть чуточку приблизится к международным стандартам и лица, отправляющие то самое правосудие, станут более компетентными, знающими и справедливыми. Утопия? Пока не знаю, посмотрим, что будет на практике. Ведь всегда хочется верить в что то хорошее...
Так вот, что нового в кодексе. При разработке проекта заимствованы положения гражданского судопроизводства, как
возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения. Кроме того ряд вопросов рассматриваемых согласно ГПК РФ, будут подведомственны новому КоАПу РФ.
Более подробно регламентирован весь судебный процесс по административным делам, что по сути включает и фактическое повторение некоторых общих положений других процессуальных законов вместо использования отсылочных норм. Скорее всего это сделано для всеобщего понимания процесса, повышения возможно реализации своих прав и их защиты в целом и как следствие уменьшения риска судебной ошибки.
Тем не менее побеспокоится есть о чем, декларируя наличие принципов правосудия, таких как независимость
судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и других, законодатель предоставляет суду слишком активную роль при разрешении дела. Соответственно будет ли являться функция суда по самостоятельному истребованию доказательств, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд по выходу за пределы оснований и доводов заявленных требований - отвечать требованиям предъявляемых к деятельности по осуществлению правосудия - одному богу известно. Ведь когда суд берет на себя какую либо инициативу по истребованию доказательств, в процессе по сути появляется третья сторона и могут возникнуть злоупотребления, соответственно о равноправии сторон и их состязательности можно начать беспокоится.

К тому же теперь судебные составы смогут быть коллегиальными, а как известно на двоих юристов три мнения. Конечно такие инициативы декларируются благими намерениями (скажем для повышения объективности и предоставления судьям
возможности обсуждения вопросов, возникающих при разрешении наиболее сложных административных дел), но от скептицизма я не удержусь, поскольку на практике мы почти всегда сталкиваемся со злоупотреблениями на местах.

Конечно здесь можно парировать, что этому будет препятствовать публичность и теперь обязательное участие представителя, которое вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих
процессуальных прав и обязанностей. Однако на практике не только граждане, но и представители недовольны проходящими процессами, считая что их права были серьезно ущемлены (Тем не менее юридические гарантии все же есть, это и обязательный представитель и гарантированная бесплатная юр.помощь по некоторым категориям дел).

Далее вопросы обеспечения судебной защиты прав участников публичных правоотношений обусловили необходимость
корректировки по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации круга лиц, участвующих в деле:
- "В связи с этим проектом предусматривается возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим.
- При оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
- Вопрос о правопреемстве при реорганизации или упразднении органа публичной власти предлагается решать исходя из того, к компетенции какого органа отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом, или к компетенции какого органа фактически относится защита нарушенных прав (для сравнения - в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации критерии правопреемства определяются случаями перемены лиц в обязательствах)".

Также в проекте закреплена по сути новая терминология в области административного судопроизводства: "административное дело, административное исковое заявление, административный истец, административный ответчик и другие". Кроме того, в проекте раскрывается содержание административной процессуальной правосубъектности. К числу
обладателей административной процессуальной правосубъектности могут при определенных условиях относиться объединения, не являющиеся юридическими лицами, и лица, ограниченные в дееспособности по гражданскому праву.

По аналогии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела.

В целях ускорения судебного процесса в проекте закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи.
По ряду административных дел введено упрощенное (письменное) производство. Особенностью данного производства
является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.

По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращенными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

Нормами проекта регламентированы не только правила производства в суде первой инстанции, но и правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления.

Наряду с внесением проекта КоАП РФ, планируется вносить изменения в действующие фед.законы, которые еще сегодня регламентируют охваченные проектом правоотношения. С учетом этого, не только судьям, студентам, но и практикующим юристам придется снова засесть за учебники.

президент, гос.дума, новое в законодательстве, КоАП РФ

Previous post Next post
Up