Из стенограммы
шестого заседания РИКа. Рассказывает И. М. Ильинский, ректор Московской гуманитарно-социальной академии, доктор философских наук.
Ведь что в сущности представляет собой нынешнее образование с его образовательными стандартами в своей гуманитарной компоненте? Это способ программирования человека, а если нужно, то перепрограммирования. Каков учебник по философии, истории, политологии, социологии и т. п., таково и сознание человека, а во многом - таков и человек. Одна система учебников, один образовательный стандарт - один тип человека и специалиста, другая система - другой тип. Мы много говорим о роли СМИ в воспитании молодежи. Это так. Но система образования сильнее СМИ. Учебники - это ведь один из основных источников информации для 20 миллионов школьников и 5 миллионов студентов России. Теленовости хочешь - смотри, хочешь - нет. Газеты молодые люди почти не читают и имеют право не читать. А учебник не читать нельзя. Школьник и студент обязан это делать. Более того, он обязан заучивать то, что там написано, получать за это оценку. Поэтому совсем небескорыстен интерес Всемирного банка и Сороса, который они с первых дней «реформ» проявляют к российским школам и вузам, к созданию нового поколения учебников и пособий. С их «бескорыстной» помощью многое в нашей истории и литературе поставлено с ног на голову, искажено, изолгано. И тем не менее миллионы молодых россиян уже думают и сознают «по Соросу».
В Вашингтоне подписано соглашение между Министерством финансов США, Международным валютным фондом и Всемирным банком о совместной борьбе, а лучше сказать, войне, против всех видов препятствий на пути мировой торговли. «Вашингтонский консенсус» - так называется это соглашение. Вот они - основные силы глобализации. Вот он - генеральный штаб идущей мировой войны за установление нового мирового порядка. Новое мировое правительство. Отсюда раздаются приказы, куда наступать, кому и как действовать. Ибо здесь - «кошелек» мировых денег. Говорят, что бывший президент Всемирного банка Р. Макнамара, он же - бывший министр обороны США во время вьетнамской войны, был одержим идеей уничтожения лишней части человечества. Жак Аттали, тоже бывший президент этого банка, исповедует подобные взгляды. Вообще глобализация, если она и дальше будет идти таким же образом, как сейчас, неизбежно выродится в своеобразную форму расизма, но не по цвету кожи, а по принадлежности к собственности и образованию. Раса «господ» будет состоять из богатых и наивысшеобразованных, получивших особое, так называемое престижное образование, открывающее путь в деловую и политическую элиту. Ибо то, что вчера считалось «высшим» образованием, сегодня уже не является таковым, стало массовым. Слишком массовым. Образование стало капиталом, богатством, а значит, не всем доступным. К большому капиталу нужен «золотой ключик», сделанный из настоящего золота. Это уже даже не Колумбийский, не Стэнфордский и т. п. университеты, а тем более Нью-Йоркский, где учится более 100 тысяч человек. Это закрытые колледжи, где обучаются дети мировой элиты.
В 1975 году в Германии вышла книга Е. Браунмюля «Антипедагогика. Очерки к упразднению образования» (Базель, 1975). Затем вышли труды Г. фон Шенебека, М. Маннони. они радикально отвергают образование и воспитание в их традиционном смысле, т. е. как средство передачи знания и опыта от поколения к поколению и т. д. По их понятиям ребенок с рождения сам знает, что для него является благом, и знает лучше, чем взрослый. Но в данном случае я хочу сказать о другом: свою концепцию представители антипедагогики называют концепцией «открытого образования», «самоопределяемого обучения». В наших кругах она больше известна как дистанционное образование, хотя правильно говорить «обучение». Ибо воспитывать по телефону, через компьютер, без контакта с живым человеком невозможно. А там, где нет воспитания, там нет образования, а есть только обучение; там есть специалист, «профи», «человек-функция». Мне не ясен образ человека, который возникает в итоге «открытого» образования, которое родилось как способ дать жизненный шанс маргинальной части населения (инвалидам, слабоумным, пожилым и старым, не сумевшим получить образование в юности, не справляющихся с обычной школьной программой, живущих в местах, отдаленных от центров цивилизации и т. п.). Теперь эта форма «образования» становится чрезвычайно популярной. Согласно программе реформы российского образования доля «открытого образования» должна составить 25-30 процентов в общем числе обучающихся в вузах, то есть примерно 1,2 млн. человек. Через 10 лет таких «образованцев» в России станет 12 миллионов, через 20 лет они и станут дееспособной частью России. Можно себе представить, что это будет за страна. По высшим стандартам информационного общества это будет безграмотное население. Это будут роботы с малым числом четко заданных функций. Ремесленники высшего класса.
Вы, наверное, подумали, что я сильно отвлекся от темы. Но нет. Я все о том же, о войне, ее новых целях и способах ведения.
Вот фирма «Cisco Systems», о которой я говорил, и ее «сетевые академии», которых уже более 7000, а будут сотни тысяч. Что значит сеть этих «академий»?
Пока все выглядит довольно безобидно. Хочешь быть региональной академией? Набери в союзники еще не менее 10 вузов, которые будут называться просто «академиями». Получай бесплатно оборудование на 20 тысяч долларов, а остальные пусть купят - на эту сумму со скидкой 50%, то есть за 10 тысяч долларов. Отправляй на бесплатные курсы в Будапешт каждые полгода двух инструкторов, которые по возвращении будут обучать других, как использовать полученное оборудование в коммерческих целях.
Вроде бы обычный бизнес-проект: люди развивают сеть Интернет, продают и устанавливают «железки». Спасибо! Да. Если бы речь шла только о «железках». Но ведь 90% объема информации в Интернет контролирует именно эта фирма. Теперь она взялась за формирование «интернет-поколе-ния». Не американского. Мирового. Значит, и российского. Как я уже говорил, они готовят образовательные программы по разным курсам в сотрудничестве с Нью-Йоркским, Колумбийским и Стэнфордским университетами, «Королевским колледжем» («Queen College», Нью-Йорк). Они показывали нам их в течение 2 дней: медицина, социальная работа, техника. Я спросил: «А гуманитарные дисциплины?» «Готовим», - ответили мне. Вообще по ходу лекций в штаб-квартире «Cisco» один из директоров дважды спрашивал ведущего: «Я могу это говорить?». То есть существует еще нечто тайное, о чем организаторы этого мегапроекта пока молчат. О чем они молчат?
Ведь в Стэнфордском университете создавалось ядерное оружие, здесь в период «холодной» войны находилось несколько важнейших исследовательских центров, которые разрабатывали ее стратегию и тактику. СССР развален. Центры закрыты? Убежден, нет. Осталась Россия, постсоветское пространство, остались вечно живые «национальные интересы США»… Я думаю, когда «Cisco» достроит свою сеть, запустят в нее те программы пресловутого «открытого образования», что готовятся в университетах США, и начнут работу по перепрограммированию национального сознания, национальных интересов в нужном и выгодном для них направлении. С помощью своих образовательных стандартов они окончательно подорвут основы традиционного национального образования в странах, подлежащих ускоренной глобализации, опустят уровень национального сознания масс и понимания ими происходящего в мире до величины, близкой к нулю. Я думаю, что они завершат войну с Россией с шиком - выстрелом вверх из тульской двустволки. Просто для того, чтобы наши военные поняли, что это все-таки была война. «Горячая». С использованием оружия.
Когда я выслушал доклады в «Cisco», у меня было мерзкое настроение. Я думал: «Может, я с ума схожу? Может, я слишком подозрителен? Может, просто фантазия разыгралась?».
Но вот утром профессор МГУ имени Ломоносова Руслан Смелянский спрашивает меня: «Ну, каковы ваши общие впечатления?» Я ответил ему в том же духе, как только что говорил вам. Он покачал головой: «Точно. Я ночь не спал после этих речей». Между прочим, он технарь, специалист по компьютерам. В обед разговорились с ректором Уральского политехнического университета В. Третьяковым. Мнения совпали точь-в-точь.
Потом, в России, рассказывая все это некоторым более молодым людям, слышал от них: «Какая война? Какие заговоры и агенты влияния? Чубайс - ставленник США? Бред!..». Или: «В мире хаос. Кто-то должен наводить порядок. США берутся за это? Слава Богу!».