См. оригинал
здесь. Там же фото участников.
26 января 2020 года в рамках проводимых РПЦ XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась очередная конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Проходила она так же, как и в прошлые годы, в одном из залов для заседаний, размещенных в нижней, стилобатной части храма Христа Спасителя.
Темами этих конференций традиционно являются различные стороны жизни старообрядных (единоверческих) приходов в составе РПЦ. Из года в год эти конференции собирают все больше участников, что свидетельствует о наличии среди какой-то части верующих РПЦ устойчивого и возрастающего интереса к дониконовскому богослужению, древнерусскому благочестию. (Читайте также репортажи с конференций «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» 2016 года, 2017 года, 2018 года и 2019 года).
В зале присутствовало не менее ста человек, среди них были священники, дьяконы, монашествующие, головщики, певчие и прихожане единоверческих приходов, журналисты и просто интересующиеся.
При этом среди слушателей не было представителей старообрядчества, за единичным исключением, хотя темы многих докладов представляли интерес не только для единоверцев.
Президиум конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»
За столом президиума разместились: многолетний председатель этих конференций, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илья (Быков), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов), бессменный куратор этих конференций, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов.
Знаменное пение не преподается в духовных школах РПЦ
Первым с докладом «Современное состояние знаменного пения в РПЦ» выступил Печенкин Глеб Борисович - руководитель Общества любителей древнерусского пения во имя святителя Иова, головщик Покровского храма в Рубцове.
Он сообщил, что в полном виде его доклад как видеосообщение выставлен в интернете, на Ютубе, где с ним могут ознакомиться желающие, а сегодня он прочтёт сокращенную версию.
Вначале Г.Б. Печенкин напомнил, что знаменное (крюковое) пение повсеместно употреблялось на Руси в качестве канонического и единственно возможного до реформ патриарха Никона середины XVII века, а после этого сохранилось у старообрядцев и в старообрядных (единоверческих) приходах РПЦ. Кроме того, с 1772 г. по 1917 г. неоднократно издавались Синодальные сборники, в которых песнопения знаменного распева были переведены в пятилинейную нотацию на «квадратных» нотах.
По словам докладчика, приходы РПЦ, в которых звучит знаменный распев, можно разделить на двухобрядные, где знаменные песнопения дозволяют употреблять, как правило, только на будничных службах, и однообрядные, где все богослужения проходят со знаменным распевом. Большинство однообрядных (единоверческих) приходов за образец берут старообрядческую практику богослужения по дониконовским книгам и крюкового церковного пения. Многие из них, например, известный единоверческий приход в Михайловской слободе, ориентируется на «наречную» традицию старообрядцев-поповцев. Некоторые старообрядные приходы, например, храм Покрова в Рубцове, придерживаются «наонной», «рижской» традиции знаменного пения. Кроме того, есть приходы, в которых новообрядное богослужение сопровождается знаменным пением. Среди них можно назвать храм Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря.
При внедрении знаменного распева в богослужение храмов РПЦ возникает рад серьезных теоретических и практических вопросов. Каков эстетический эталон церковного знаменного пения? Старообрядческая традиция, на которую ориентируется большинство единоверческих приходов, не дает однозначного ответа на этот вопрос. У современных старообрядцев можно встретить разные манеры клиросного пения - от академической до фольклорной. Большинство старообрядческих клиросов поет в традициях народного пения, любительского хора, когда крюки знает только головщик, а большинство певчих ему подпевают. Это создает условия для возникновения различных местных вариантов песнопений. Народный способ организации клироса позволяет активно вовлекать в пение неподготовленных прихожан, но отталкивает регентов, воспитанных в консерваторской традиции.
Для чего в старообрядных (единоверческих) приходах используют знаменное пение? Ответы могут быть разными: это древняя русская традиция; эстетическая ценность знаменных песнопений; соответствие знаменного пения требованиям богослужебного устава; для создания молитвенного настроя; стремление к греческой, византийской традиции и т.д.
Старообрядные приходы РПЦ ориентируются на устную старообрядческую традицию, не используя древнерусские певческие рукописи. Новообрядные приходы, наоборот, опираются на расшифровки древних рукописей в своей интерпретации, игнорируя живую традицию старообрядчества. Нет единого подхода к знаменному пению, существуют различные певческие школы и их лидеры. Положительной стороной этого является практическое испытание разных подходов и опытное выявление лучших.
Знаменное пение в РПЦ не имеет официального статуса, оно не разрешено, но и не запрещено. Но в отдельных приходах оно всё-таки приживается. Исторически сложилось, что в РПЦ употребление древнерусского церковного пения ограничено узким кругом знатоков и любителей, и на это есть причины. Знаменное пение не преподается в духовных школах РПЦ, в том числе и на регентских отделениях. В лучшем случае о нём бегло упоминают как об архаической и вышедшей из употребления традиции, предшествующей многоголосому пению. В то же время в учебных заведениях восточных православных церквей изучение древних песнопений является основой освоения богослужебного пения.
У нас издаются сборники знаменного пения, но исключительно как результат деятельности отдельных энтузиастов. При этом почти не издается никакой методической литературы. Отсутствует как прямая церковная поддержка таких изданий, так и широкий спрос на них. Неопределённое, полуподпольное положение знаменного пения в РПЦ поддерживает укоренившееся отношение к нему как к атрибуту раскола. Со сменой на приходе настоятеля, поддерживающего крюковое пение, его употребление нередко полностью прекращается. Иногда 2-3 человека среди прихожан начинают жаловаться на то, что в храме используются знаменные распевы, и их жалоба обычно удовлетворяется.
Необходимо ответить на вопрос, как будет развиваться богослужебное пение в РПЦ - по пути упорядочивания и стремления к единообразию или по пути дальнейшего увеличения разных традиций и музыкальных стилей? Знаменное пение не создавалось как одно из стилевых направлений, каким оно воспринимается сейчас. Это было официальное богослужебное пение РПЦ дореформенного периода. Поэтому в РПЦ на уровне современных соборных решений необходимо подтвердить статус канонического, уставного знаменного пения как целостной богослужебной системы. Надо знакомить со знаменным пением священников, изучать его регентами церковных хоров и т.д.
Конечно, невозможно при всем желании быстро внедрить знаменное пение в богослужебную практику всей полноты РПЦ. Следует хотя бы рекомендовать его использование в обычной практике приходов, на воскресных и праздничных службах, в том числе в простой обработке, доступной народным, любительским клиросам. В то же время должны быть и более подготовленные, профессиональные певческие коллективы, которые могли бы исполнять более сложные знаменные песнопения.