Свобода
Среди стран Западной Европы несколько стран занимают особое место для Польши и одной из них является Франция. Во Франции находили убежище политические беженцы, начиная с Адама Мицкевича. Часть польских эмигрантов и их потомков обогатили французскую культуру и науку, вспомните хотя бы о Марии Склодовской-Кюри. В XX веке данная традиция продолжилась, в том числе, польскими режиссерами. Франция была второй Родиной Анджея Жулавского (французы даже придумали глагол «le zulawskien»), Анджей Вайда снял несколько фильмов во Франции.
Поэтому не очень удивительно, что сразу после крушения социалистического блока еще один польский режиссер, Кшиштоф Кесьлевский, получил французское финансирование и начал снимать свою трилогию, построенную на основе палитры французского флага. Когда я в первый раз посмотрел эту трилогию, мне очень понравилась вторая часть («Белый»), но первая и третья часть не оставили столь глубокого впечатления. Этому есть прозаичное объяснения - я был недостаточно зрел. Но я люблю периодически пересматривать фильмы.
Девизом Французской Республики является «Свобода. Равенство. Братство». Поэтому первый фильм рассматривает понятие «Свободы», но не в политическом, а в личном плане. Как и в более раннем «Без конца», режиссер рисует трагедию героини, потерявшей мужа и дочь в автокатастрофе, но в этот раз безо всякой политической подоплеки. Происходит простая ситуация - на одной из бесчисленных французских шоссе автомобиль теряет управление и врезается в дерево.
Очнувшись в больнице, Жюли сразу узнает страшную новость о потере мужа и дочери. Поначалу Жюли пытается освободить себя от груза трагедии самым очевидным способом - самоубийством. Она врывается в больничную аптеку и пытается проглотить огромную дозу снотворного, но в последний момент Жюли понимает, что не может пойти на этот шаг. После выхода из больницы она оказывается окруженной призраками прошлого и принимает решение уехать из дома ее мужа в Париж.
Кроме самоубийства, большинство переживших страшную трагедию людей пытаются обрести «свободу» путем полной самоизоляции от прошлого и от общества. Но подобная свобода также иллюзорна, потому что прошлое всегда найдет тебя и затащит обратно. Оно может затащить тебя обратно в форме влюбленного в Жюли друга ее покойного мужа или инстинктивной привязанности героини к прошлому и в форме синей люстры, взятой из дома мужа.
Единственный способ освободить себя от груза прошлого - это пропустить его через себя и встретиться со всеми отголосками прошлого, чтобы между ними не оставалось ничего недосказанного. Только после этого у человека появится возможность идти по жизни дальше, более не оглядываясь назад. А ответ по поводу Жюли целиком зависит от мировоззрения конкретного зрителя.
Кшиштоф Кесьлевский снял фильм о трагедии и жизни под гнетом прошлого, который будет понятен зрителю в любой стране мира. Но чтобы понять «Три цвета: Белый» нужно знать о реалиях жизни Восточной Европы того времени, а для понимания «Три цвета: Синий» нужно самому получить какой-нибудь грустный опыт (например, любовный). И очень жаль, что Кшиштоф Кесьлевский ушел из жизни после съемок «цветной» трилогии.
Яндекс Дзен -
https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/tri-cveta-sinii-film-o-jizni-pod-gnetom-proshlogo-5d7929155eb26840a7fa8a52?from=editor.