"Spokój" (1976)

Apr 15, 2018 20:54


Принесли со смирением свое почтение…
После «постапокалиптической» кинорулетки, которую я слил, пришла пора кинорулетке про «польское кино морального беспокойства». Поначалу altereos дал мне задание написать отзыв на фильм «Случай» Кесьлевского. Я уже писал отзыв на «Случай» год назад и меня посетила нехорошая мысль удалить и снова разместить свой пост. Но подумав, я решил, что жульничать нехорошо и получил задание написать отзыв на фильм «Покой».

В 1976 году всемирно известный Анджей Вайда снял свой фильм-манифест «Человек из мрамора», где главным героем был идеализированный рабочий Матеуш Биркут.  В этом же году еще малоизвестный кинодокументалист Кшиштоф Кесьлевский начал делать первые шаги в игровом кино и также снял фильм про рабочих. Но чей же фильм произведет большее впечатление?

Кшиштоф Кесьлевский перенес действие из крупных польских городов в провинциальную Силезию, показав жизнь обычных польских рабочих. Среди его персонажей нет ни Матеуша Биркута, ни Мачека Томчика, ни Леха Валенсы. Персонажи Кесьлевского мечтают не об общественных переменах и не о социализме, они мечтают о приземленных вещах: о зарплате, об одежде, о доме и о красивых девушках.

Главный герой «Покоя» - молодой слесарь Антек Гралек, - совершил ошибку и поплатился за это. Но он не вор, не убийца и не насильник, он отсидел за драку (насколько я понял). Антек всячески старается вернуть свое доброе имя и показать порядочность и трудолюбие своим новым коллегам. И вроде бы поначалу ему удается убедить всех, что его отсидка отучила его от дурных поступков и ему даже удается жениться.

Но в отличие от Вайды, молодой Кесьлевский не идеализирует людей. Он точно воспроизводит на экране непреложную аксиому - ничего в этом мире не делается просто так. Он это показывает через призму взаимоотношений между Антеком и начальником. Поначалу начальник всячески обхаживает Антека, но у подобной заботы есть свой «ценник». И в случае Антека у него возможности отказаться, потому что отсидевшему трудно найти другую работу.

Также в отличие от Вайды, Кесьлевский показал фактическую смерть польского социализма. Никому нет дела до лозунгов, начальству плевать на подчиненных и первые активно ищут способы обогатиться. На образцовых социалистических стройках царят стяжательство и эксплуатация. И в героях, подобных начальнику Антека, проглядывают черты будущих «новых поляков», которые через пятнадцать лет начнут разворовывать страну.

А простой и честный работяга Антек всегда будет «крайним» в подобных ситуациях. Молодой Кшиштоф Кесьлевский, как и реалист Кшиштоф Занусси, не тешат зрителя иллюзиями о том, что жизнь порядочных людей будет легка и проста. Но поэтому их фильмы никогда не утратят своей актуальности.

В одной из своих первых игровых картин Кшиштоф Кесьлевский нарисовал точный портрет польского общества времен заката «реального социализма». Он оказался настолько колючим, что фильм на четыре года «попал на полку». Но поэтому тихий портрет Кесьлевского получился сильнее, чем некоторые громогласные манифесты.

Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/pokoi-pervyi-igrovoi-film-keslevskogo-5d8481a2e3062c00ad635da9?from=editor.

Кино Польши, Кшиштоф Кесьлёвский, #Польша, #1976, #кино, 1976, #рецензии

Previous post Next post
Up