taminfo.ru/expert/kulikoff/10489-rossijskoe-selskoe-xozyajstvo-i-rossijskoe-selo.html Российское сельское хозяйство и российское село
после 20 лет реформ
Куликов Николай Иванович, доктор экономических наук, профессор
16 декабря 2010
продолжение (
начало)
"Остановлюсь подробнее на наличии поголовья КРС и свиней у населения. По отчётным данным, в хозяйствах населения сегодня имеется около 11 млн голов КРС и более 7 млн свиней. В этих отчётах приходится сильно усомниться. Население нигде не отчитывается ни о наличии поголовья, ни о величине произведённой продукции, и только местная власть, пытаясь создать видимость того, что село ещё живёт и производит продукцию, чтобы отрапортовать вышестоящему начальству, вынуждена отчитываться за наличие такого поголовья у населения, которого на самом деле нет.
Вот что говорили жители сёл при встречах, не буду называть сёла, положение примерно везде одинаковое, власть одна и создаёт она условия для жизни на селе почти идентичные. В селе 10 лет назад было около 60 голов коров, чуть больше поголовье молодняка, по их выражению, и много было свиней. Сегодня корова в селе осталась одна, и хозяйка сказала, скорее всего, последний год корову держит.
Крупное село, проживает около трёх тысяч человек, 8-10 лет назад было 3 стада по 90-100 коров в каждом, столько же было молодняка КРС, более 500 голов свиней. Сегодня осталось одно стадо, насчитывающее 10 голов, да ещё голов 10 коров, которые находятся дома, и голов 15 свиней, вот и всё поголовье.
Поголовье у населения в последние годы катастрофически сокращается, значительно быстрее, чем в общественном секторе, тогда как в начальный период реформ было наоборот. И причин здесь очень много. Не только некуда девать селянам излишки произведенной продукции, но хотя бы кормили семью высококачественным молоком и мясом. Если раньше отсутствие сбыта продукции считали основной причиной, сегодня на селе появилось много других причин, которые заставили население избавиться от КРС и свиней. Это отсутствие ветеринарной службы на селе, кормовой базы для животных, так как в сельхозпредприятиях кормовые культуры не выращиваются. Крестьяне даже не имеют возможности взять солому на подстилку. Современные комбайны сразу измельчают солому и рассеивают по полю для запахивания. Чтобы заготовить корма для животных, надо брать мешок, серп и идти косить по оврагам. И это в 21 веке. Купил зерно на корм скоту - негде размолоть. Нет возможности купить молодняк свиней, корова стоит 50-60 тысяч рублей, таких денег у жителей села нет. Эти проблемы можно продолжать перечислять.
Я работал в 80-е годы председателем колхоза, в хозяйстве было более 2000 голов КРС, в том числе коров 700 колов, около 5000 голов свиней. Все отрасли были высокорентабельными, каждый рубль, вложенный в производство, давал 2,25 рублей дохода. У населения было около 300 голов коров и столько же молодняка КРС. Хозяйство ежегодно продавало населению от 500 до 700 голов молодняка свиней по символической цене, население бесплатно обеспечивалось всеми видами кормов для животных. В хозяйстве ежегодно готовилось для ремонта молочного стада до 200 голов нетелей, из них 150 голов для ремонта колхозного стада и 50 голов для ремонта стада населения. Эти льготы распространялись и на сельскую интеллигенцию: учителей, работников медицины, культуры, быта и т.д. Сегодня в хозяйстве нет ни одной головы ни КРС, ни свиней, а у населения наберётся голов 20 коров, свиней и того меньше.
Нынешние власти вместо того, чтобы создавать рыночные условия для развития животноводства в стране, стали на путь создания показушных предприятий-передовиков. Построят молочную ферму на 20-30 коров за счёт бюджетных субсидий, вокруг фермы свежевыкрашенными заборами закрывают всю разруху, нищету, отсутствие работы на селе, и возят федеральных чиновников, которым показывают и рассказывают о достижениях в животноводстве. Выдрессированные работники в новой спецовке, ещё с этикетками, бодро отвечают на вопросы. А за это время, пока показывали и рассказывали о достижениях, в регионе поголовье КРС сократилось более чем на 6 тысяч голов, в том числе коров - на 3 тысячи голов. Такой показухи, как сегодня, не было ни в царской России, ни в СССР, чиновники федерального уровня не шли на поводу у местных властей. Сегодня создаётся впечатление, что чиновники всех уровней и рангов сговорились. В этих условиях вряд ли можно говорить о реальных долговременных перспективах роста производства мяса и молока в России. В стране правят монополисты, и они не намерены упускать огромные прибыли, уровень рентабельности в 200%, а то и 500%, для них стал обычным явлением. Страна тратит на закупку мясных, молочных и других продуктов питания около 40 миллиардов долларов. Разве монополисты откажутся от таких денег в пользу сельхозтоваропроизводителей? Хотя бы половину этих средств (600 млрд рублей) направить в сельское хозяйство, то и сельское хозяйство, и село успешно развивались бы.
Сегодня в России министры, заместители министров, депутаты, чиновники в большинстве своём являются председателями правлений, членами правлений, совладельцами этих монополий и активно лоббируют их интересы. Капиталисты во всём мире алчны до наживы, и это, я думаю, хорошо, но там система выборов заставляет их принимать решения в пользу большинства населения, иначе не будут избраны на следующий срок, и если были злоупотребления, то оппозиция, пришедшая к власти, начнёт коррупционное расследование. В России же - попал в список, оказался в депутатах и, можно сказать, пожизненно, здесь мало что зависит от избирателя, главное - угодить тем, кто его включил в этот список. Большинство депутатов в России - это представители крупного капитала, потому и большинство законов принимается в интересах крупного капитала. А те законы, которые не отвечают интересам крупного капитала, блокируются, а если и приняты, не исполняются.
Более двух лет назад в России был принят Федеральный закон № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», он вступил в силу с 1 января 2009 года, но нигде и никак не исполняется - ни переработчиками, ни торговыми организациями. А знаете, какой я нашёл в Интернете ответ Роспотребнадзора о причинах неисполнения закона? «Переработчики до вступления закона в силу наделали много упаковочных ёмкостей, как закончится эта тара, закон будет исполняться». Я думаю, такая упаковочная тара у них никогда не закончится, и закон так и не будет исполняться. А если бы этот закон работал, ситуация на молочном рынке в корне изменилась, и сельхозтоваропроизводители не имели бы проблем со сбытом молока. Сегодня в России большинство молокозаводов не имеет технологических линий по переработке цельного молока, а если и имеет, то на небольшой объём, а закупают в Беларуси, Германии, Голландии и т.д. сухое молоко и коровье масло. Сухое молоко разводят нашей водой и получают российское молоко, а коровье масло наполняют на 50-60% и более пальмовым маслом, сухим молоком, пищевыми красителями и то же получает наше масло. Производят плавленые сыры, которые на 90% состоят из пальмового масла, сои, крахмала, вкусовых добавок и красителей. Пальмовое масло по своим физическим свойствам мало чем отличается от солидола, в жару не плавится, в мороз не замерзает. Можно хранить и в сорокаградусную жару, и в сорокаградусный мороз под открытым небом. Вот такой суррогат, ничего не имеющий общего с молочной продукцией, молокозаводы отправляют в торговые точки как молоко, сливочное масло, сыр. А если бы работал Федеральный закон № 88-ФЗ, то эта продукция находилась бы не в молочном отделе торгового предприятия, а где-то рядом с мылом и стиральным порошком, и имела бы цену значительно ниже. В молочном отделе продавалась бы настоящая молочная продукция, которой сегодня в торговле нет. В то же время тот мизер молока, который производится в России, не имеет рынков сбыта.
Не лучше ситуация с мясокомбинатами. Многие из них в своих технологиях не имеют бойни, а закупают для нужд производства импортное мясо пяти-, шестилетней, а то и десятилетней заморозки. Вот из этого мяса и производятся российские мясные продукты, при этом для этих целей используется ещё огромное количество добавок в виде сои, крахмала, гороха, растительных жиров, красителей и т.д.
А что творится с импортом овощей и фруктов. Фрукты, овощи из Азербайджана, как только пересекают российскую границу, становятся в 8 раз дороже цены закупки, из Казахстана - в 6 раз, из Узбекистана - в 4 раза, из Испании - в 10 раз дороже! Перекупщики, торговая мафия, связанная с переработчиками, чиновники, депутаты, выражающие интересы этих структур, привыкшие получать огромные прибыли, где рентабельность достигает 300-500%, а то и 1000%, - разве они допустят на рынок фермеров, крестьян с их дешёвой продукцией. Для того, чтобы не пустить российского сельхозтоваропроизводителя на рынок со своей продукцией, придуманы всевозможные барьеры в виде огромных вступительных взносов, бонусов, поощрительных выплат. В России существует сговор между переработчиками, торговлей, крупными импортёрами товаров и продуктов, что позволяет им удерживать высокие цены на товары и продукты. Если кто бывал в Европе или США, то наверняка обратил внимание на то, что цены на многие товары и продукты того же качества в этих странах от двух до десяти раз ниже, чем в России. В России допустимо купить 1 килограмм колбасы за 100 рублей и перепродать его за 1000 рублей, заплатив с этой суммы 20% налог на прибыль, а оставшиеся 800 рублей положить себе в карман.
В 2009 году евро стоил почти 50 рублей, в июне 2010 года за 1 евро платили чуть более 36 рублей, а цены на импортные товары и продукты в 2010 году не ниже, чем в 2009 году, а по некоторым из них они выросли. В 2007 году цена на продовольственную пшеницу достигла 10 рублей за 1 килограмм, в итоге резко выросла цена на хлеб. Власти объясняли этот рост цен дорогой пшеницей, из которой выпекается хлеб. В 2008-2009 годах цена на пшеницу упала до 3 рублей за 1 килограмм, а цена на хлеб не снизилась, а продолжала расти. Сегодня в России стоимость зерна в хлебе составляет 1/12 или менее 9% от стоимости хлеба. Во Франции, например, стоимость хлеба в розничной торговле превышает закупочные цены на зерно всего лишь на 40-50%. Таких примеров можно приводить очень много, думаю, что, прочитав эту статью, читатель сам обнаружит массу таких примеров.
Во всех экономически развитых странах приняты законы, ограничивающие доходы по уровню рентабельности продаж товаров, работ, услуг. Так, например, в США этот показатель равен 35%, в Германии - 30%, в Японии - 20%, всё, что выше, изымается государством в бюджет в виде налогов. И товаропроизводителям, и продавцам в этом случае нет смысла завышать цену на товары, работы и услуги. В этих условиях, чтобы получать больше прибыли, остаётся только один путь - увеличение объёма производства и снижение издержек производства. В России пока такой закон не принят, принятие его блокируют депутаты и чиновники, объяснение, как правило, всегда одно - пока ещё не время. Принятие в России закона об ограничении доходов по уровню рентабельности позволило бы поставить практически в равные условия и крупных монополистов, и средний, и малый бизнес, снизились бы цены на импортные товары и продукты в разы. Даже у таможенников было бы меньше проблем, не будет смысла занижать импортёрам стоимость товаров и продуктов. Сегодня в России доля расходов на питание в структуре потребительских расходов по регионам достигает 50%, для развитых стран он составляет порядка 15%. Принятие этого закона позволит снизить долю расходов на питание до 25-30%, население могло бы высвободившиеся средства инвестировать в товары длительного пользования. Также вырос бы уровень потребления населением России базовых продуктов питания (за годы реформ он упал от 30% до 60%, кроме хлеба и картофеля), что незамедлительно привело бы к оживлению экономики.
Известно, что продуктивное сельское хозяйство в современном мире не может существовать без широкого участия государства, и первоочередными мерами по обеспечению нормальных условий для работы российских сельхозтоваропроизводителей считаю:
1) Довести государственную поддержку агропромышленному комплексу до 10% расходной части бюджета. Здесь могут использоваться самые различные рыночные механизмы.
2) Ввести рыночные механизмы планирования производства сельскохозяйственной продукции, как это делается в развитых странах. Сегодня планированием не занимаются ни Минэкономразвития, ни Минсельхоз, сельхозтоваропроизводитель предоставлен сам себе, засевает площади на свой страх и риск. Получили сельхозтоваропроизводители высокий урожай зерна или плодов и не знают, куда его девать, а министры в это время рапортуют о достижениях в сельском хозяйстве. В чём их-то заслуга, в том, что они завели селян в тупик? Для России сегодня урожай создаёт больше проблем, чем неурожай.
3) Принять закон о страховании в сельском хозяйстве и создать страховой фонд на условиях, которые я предлагал выше, можно рассмотреть и другие варианты создания фонда.
4) Незамедлительно обеспечить исполнение Федерального закона от 12.06.2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты».
5) Принять закон, ограничивающий доходы фирм по уровню рентабельности продаж товаров, работ, услуг до 40%.
6) Обеспечить государственную поддержку своему сельскому хозяйству, с помощью государственного протекционизма, таможенных барьеров, как это делают США, страны Евросоюза, перекладывая таким образом финансирование этой поддержки и на всех потребителей. В качестве примера: Россия взяла обязательство перед мировым сообществом выделить 75 млн долларов (2,25 млрд рублей) на борьбу с голодом. Вот и нужно направить эту помощь в виде продуктов (муки, крупяных и макаронных изделий, растительного масла), а не давать деньгами, чтобы на них купили «ножки Буша» и китайский рис.
Предложенные меры защитят сельхозтоваропроизводителей от монополистов, позволят рентабельно работать сельскому хозяйству, продукция и растениеводства, и животноводства будет востребована у переработчиков и торговцев. А власти надо принимать эти законы и обеспечить их выполнение, не вмешиваться в экономические процессы на предприятиях, прекратить заниматься показухой и рассказывать о каких-то несуществующих достижениях в сельском хозяйстве.
Россия производит лишь 4% от мирового объема аграрной продукции, меньше, чем Германия, где пашни меньше, чем в России, в 47 раз. Это информация для чиновноков, к вопросу о дорстижениях в сельском хозяйстве.
Особый разговор о селе и о том, какая жизнь
у жителей этих сёл.
До начала реализации главных принципов реформы, в 1990 году, в РСФСР в колхозах и совхозах работало 9,6 млн человек. Всего в сельской местности жило 38,8 млн человек. По данным поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования РФ, где отчитываются около 100% всех сельхозтоваропроизводителей, на 1 июля 2010 года в сельском хозяйстве было занято 1,23 млн человек со средней зарплатой чуть более 8 тысяч рублей, что на 60 тысяч человек меньше, чем на эту дату 2009 года и в 8 раз меньше по сравнению с 1990 годом.
И ещё можно наблюдать интересную картину, пользуясь данными поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования РФ, где отчитываются около 100% работодателей, средняя зарплата по регионам значительно ниже, чем отчитываются региональные власти, используя никому не известные методики расчёта. Казалось бы, куда проще - используй официальный сайт Фонда, достоверней данных в России не найдёшь. Читатель может сам сравнить по своему региону данные поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования РФ, за которые отчитываются работодатели, и отчётные данные исполнительной власти региона по величине средней зарплаты в регионе и отраслях экономики, численности работающих и т.д.
Аграрная реформа, начатая в 1992 году, оставила жителей села без работы и средств к существованию, а административная реформа, со вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», создались условия, невозможные для жизни на селе.
Административная реформа была необходима, но провели ее, как и все реформы в России не в интересах народа, а сделали ее чиновники под себя и для себя, еще раз власть попыталась отгородиться от народа. Много писалось и говорилось, как заживет село после административной реформы, такое было административное давление, что из этого получилось, теперь все увидели на деле. Сегодня жителям села никто не помогает, и никто за село не отвечает. Власти, и федеральные, и региональные, и муниципальные, с помощью Федерального закона № 131-ФЗ постарались сбросить с себя обязательства перед селом, поделили бюджет на уровни, только селу не досталось с этих уровней.
Такой нищеты, безысходности, как сегодня, на селе не было никогда и ни при какой власти. Уровень сельской бедности колеблется по разным регионам от 50 до 80, а то и до 90 процентов. На селе массовая безработица, в регионах, где проживает большое количество сельского населения, от 150 тысяч до 250 тысяч взрослого населения без определённого рода занятий, то есть, не работают, ни пенсионеры, ни учащиеся не числятся среди безработного населения, и такого населения в России около 25 млн человек. Так продолжается почти 20 лет. Именно село сегодня вымирает опережающими темпами. По показателю естественной убыли сельское население обогнало городское в 1,3 раза. Вымирают целые деревни, из 150 тысяч сельских населённых пунктов 15 тысяч сегодня опустели - там не проживает ни одного жителя, региональные власти пытаются скрыть такое положение и не показывать в отчётах. 71 тысяча или 47% сельских территорий, где за последние два-три года не родился ни один ребёнок, - вымирает. Как выразилась старушка, жительница одного из таких сёл, сюда надо «завозить» молодых женщин и мужчин. Около 20 тысяч населённых пунктов имеют по 20-30 человек жителей, в основном, одни старики.
За 20 лет реформ на селе разрушена социально-гуманитарная сфера, а если где что-то ещё и осталось, то содержать её не на что. Жизнь на селе превратилась в борьбу за выживание. Месяца три назад по Российскому телеканалу показывали несколько раз село Семилуки Воронежской области, где полгода не работает водопровод. Таких сёл в России, где не работает водопровод, теперь много. Удивило меня другое - ответы журналисту представителя губернатора области и главы района, что ничего невозможно сделать, будет нецелевое использование бюджетных средств. В бюджете сельского поселения тоже нет средств, как заявил глава поселения. Да и откуда им взяться в бюджете поселения? Реформу провели, а источников наполнения бюджета не предусмотрели. Основной источник формирования бюджета сельских поселений - это налог на имущество сельских жителей и 10% налога на доходы физических лиц. А какое имущество у этих стариков и старух? Налог с него составляет 50-100 рублей в год. Налог на доходы физических лиц до казны селян не доходит, так как предприятия находятся в городах, и этот налог остаётся там. Вот и получается, бюджет сельских поселений всегда пуст. Расходы большинства сельских поселений состоят только из расходов на выплату заработной платы их работников.
Ещё раз хотелось бы сказать о селе Семилуки Воронежской области. Оно расположено в 8 км от г. Воронежа и в 3 км от районного центра г. Семилуки. Я в этих местах родился и хорошо помню 70-е годы ХХ столетия. На территории села располагалось крупное сельскохозяйственное предприятие, строилось жильё для селян, улицы села в то время были покрыты асфальтом, проведён водопровод, работали детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, дома быта, культуры, библиотеки, магазины. Одним словом, была создана социально-гуманитарная сфера, необходимая для нормальной жизни. Сегодня от всех этих благ мало что осталось. Единственное спасение у селян - близость города Воронежа и города Семилуки, где можно найти работу. Но в Воронежской области есть сёла и за 250 км от города Воронежа. Там нет работы, и давно забыли, что когда-то был водопровод, и текла вода из крана.
Можно нарисовать такую картину российского села.
Многие из них представляют собой заросшие сорняком до крыш домики сельских жителей. В некоторых домах в окнах вместо стекла вставлены куски фанеры, картона или плёнки, так как в селе нет магазина и стекло купить негде. В село приезжает раз в месяц автолавка, если приезжает раз в две недели - очень хорошо, считают жители. И вот селяне вынуждены запасаться продуктами и товарами на месяц, начиная с хлеба и заканчивая всем остальным. Причём это всё дороже, чем даже в районном центре этого же муниципального образования. Чтобы сохранить хлеб в течение месяца, люди вынуждены держать его в морозильной камере холодильника, а затем перед употреблением в пищу размораживать и распаривать. Зато могут ежедневно привозить в село «палёную» водку и всякие суррогаты на этиловом спирте, и до этого никому нет дела.
Дороги, построенные 20-30 лет назад, все разбиты, проросли сорняком, автобусное сообщение с районным центром, как правило, отсутствует, водопровод не работает, зимой снег топят, летом собирают дождевую воду. Если нет долго дождей, то осушили все болота.
Медпункта нет, флюорографию лёгких последний раз делали около 20 лет назад. Жители говорят, как правило, что ещё при Советской власти приезжали в село врачи с установкой и всех заставляли пройти флюорографичекое обследование. В районную больницу к врачу-специалисту обращаются только в том случае, когда дальше терпеть невозможно. Если всё-таки заставила сельчанина болезнь обратиться к врачу-специалисту, то он сразу к нему не попадёт, отстоит прежде очередь в регистратуру, где его поставят в очередь на приём месяца через два-три. Возникает вопрос - нужен ли будет этому человеку врач-специалист после двух-трёх месяцев ожидания. Отсюда и туберкулёз, и онкология, и сердечно-сосудистые заболевания, и как результат - вымирание целых деревень.
Школу закрыли, ребятишек возят в школу за 30-50 км, есть муниципальные образования, где остаются одна или две средних школы в районном центре. За последнее время количество школ на селе сократилось более чем на 50%, и этот процесс набирает обороты. Сегодня средний возраст тракториста, работающего в сельском хозяйстве, старше 50 лет. При такой политике государства через 10 лет профессию сельского механизатора можно будет заносить в «красную книгу». А почему не поступить наоборот: не ученика возить к учителю, а учителя к ученику, как это делают в США. Американский сельский ученик 6-7 класса, помимо полученных знаний, имеет навыки вождения мотоцикла, трактора, комбайна, косилки, автомобиля, его готовят жить и работать на селе. Наши власти во многом стремятся подражать США, так почему не взять на вооружение то, что проверено жизнью.
За 20 лет реформ на селе практически разрушена социально-гуманитарная (культурная) сфера, а она же была на селе. Может быть, и не самая лучшая, но она обеспечивала на селе относительно нормальную жизнь. За 20 лет российское село переместилось из 20 века даже не в 19 век, а в век 17. Одно только отличие: в 17 веке это были большие, многодетные семьи, где было много молодёжи и детей, дешёвая рабочая сила, а в 21 веке это в большинстве своём пожилое население. (...)
А что же наша власть? Муниципальная власть отвечает, что нет денег на содержание социально-культурной сферы на селе. Да и теперь после вступления в силу федерального закона № 131-ФЗ она не несёт никакой ответственности за село. Региональная власть всё объясняет оптимизацией структуры социально-культурной сферы на селе, а до федеральной власти далеко. Местная власть не хочет слушать и слышать народ, все взоры её обращены наверх, в сторону федеральной власти, и главной задачей своей деятельности видит создание иллюзии благополучия в регионе.
В России выстроили вертикаль власти, которая стоит на тонкой ножке вытянувшись в струнку, а вот о горизинтальной власти, которой является народ, забыли.
Власти создают в регионе для показухи один-два социально-культурных комплекса на селе, оборудуют одну сельскую школу новыми партами, дисплейными досками, компьютерами, поддерживают в проезжем состоянии дорогу до этих двух-трёх населённых пунктов и возят туда всех федеральных чиновников, которые приезжают в регион с проверкой. Только вот у этих чиновников не возникает вопрос, почему их возят всегда на одни и те же объекты. (...)
В мире есть государства, в которых также, как и в России, проживает большое количество сельского населения (Китай, Испания), и там выработаны механизмы поддержки села. Например, в Китае 30% прибыли промышленных предприятий направляется в фонд поддержки села. В Испании тоже существует фонд поддержки села, только там иные, чем в Китае, источники его финансирования. Испанское село, надо сказать, живёт сегодня безбедно.
Опыт подсказывает, что в России для выживания села также необходимо создать фонд поддержки села. Социально-гуманитарная сфера села должна содержаться за счёт отчисления какой-то доли от прибыли промышленных предприятий или 1% налога на доходы физических лиц, в таком случае богатые поучаствуют своим рублём в восстановлении села. Все эти мои предложения можно легко просчитать и быстро реализовать в жизнь.
Во времена СССР потребительская кооперация обеспечивала село промышленными товарами и продуктами. Сегодня такой структуры нет и, скорее всего, нет надобности её возрождать. Чтобы возродить на селе торговлю, необходимо создать льготы для предпринимателей, работающих в торговых точках на селе, например, не взимать арендную плату за помещение, возмещать им транспортные расходы по перевозке товаров и продуктов для села, можно рассмотреть и возможность предоставления налоговых льгот.
Если власть хочет, чтобы в России было и сельское хозяйство, и село, ей придётся всё это делать. Не претендую на истину в последней инстанции, но думаю, что не один я думаю так же."
*
содержание блога
dlia-vsex.livejournal.com/898.html