Выдержки из книги В. Башлачева
«РУССКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО В ЗЕРКАЛЕ ДЕМОГРАФИИ»
(в интернет-публикации выставлено только 12 глав из 17)
Продолжение, начало
dlia-vsex.livejournal.com/26604.html demograf.narod.ru/page71.htm Глава 6. О русских крестьянских семьях
"Главное, что надо исследовать в этом разделе - это какие свойства крестьянской жизни обеспечивали удвоение численности Русского мира за 50-60 лет.
Нравственный закон устойчивого развития
Для зарождения ребенка мужчине и женщине достаточно 10-20 минут, а чтобы человеку вырасти - это надо 18-20 лет. …
институт Семьи - это необходимое условие, без которого жизнеспособности русского народа - в принципе быть не может.
Для саморазвития русского народа важны и биологическая, и социальная роль института Семьи.
Биологическая роль института Семьи
Биологическая роль семьи - это воспроизводство поколений. Поэтому семья всегда должна быть нацелена на рождение детей.
Если исходить из слепой животной физиологии, то количество рождений у большинства русских крестьянок в XIX веке - могло быть далеко за дюжину.
Реально частота рождений была значительно реже. Она была обусловлена тем, что в северных условиях природная пища грубая. Поэтому русские матери кормят детей грудью несколько лет, пока детский организм не приобретает способность самостоятельно усваивать грубую пищу.
Во время кормления действует Закон Природы, предотвращающий беременность. Суть этого Закона Природы заложена в гормональной системе женщины. Когда ее организм нацелен на интенсивную работу молочных желез, тогда гормональная система блокирует способность яйцеклеток к зарождению новой жизни. Из поколения в поколение бабушки в Русском мире учили молодых матерей: «береги грудь, пока дитя сосет - не боись забеременеть». Поэтому интервал между рождениями русских детей составлял до 3 - 4 лет.
В былые века русская детская смертность была большой. Если без эмоций, то в этом был определенный резон. Ведь при рождении детей было и есть до 5 процентов генетического брака, патологии и т.п. Эти дети, как правило, умирали еще в детстве.
Всемирной трагедии из смерти младенцев в Русском мире не устраивали. Матери плакали. А родственники и соседи утешали: «Бог дал, Бог взял».
Зато самые здоровые дети выживали и росли. В Русском мире на 1 женщину росло - в среднем 6-7 детей. Вырастало, конечно, меньше - 5-6. Зато русский генофонд от поколения к поколению только улучшался.
Для воспитания растущих детей важны, прежде всего, нравственные нормы.
Русская семья и Православная Церковь
Православная Церковь однозначно установила нерасторжимость брака. Нравственный Закон требовал: сначала брак, потом любовь. То есть выросшие молодые люди должны были сначала обвенчаться - стать мужем и женой. А потом уже заводит детей. …
В условиях Русской равнины растить женщине в одиночку несколько детей трудно. Поэтому давным-давно Православная Церковь установила второй нравственный закон: нерушимость брака между матерью и отцом рожденных детей.
Чтобы народ жил вечно, в нем должен действовать Великий Нравственный Закон: «Создавай свою семью. Зарождайте и растите детей своих. Воспитывайте их так, чтобы они позаботились о вашей старости». В нем суть культуры Семьи.
Понимание того, что старость моя зависит от воспитания детей на примере отношения к родителям, - в этом отличие Человека от животного.
Великий Нравственный Закон настраивает людей на обязательность детей. Этот же Закон формируетмораль и культуру Семьи.
Социальная роль института Семьи
В семье формируется эмоциональный мир ребенка. Здесь он узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье детей с малых лет приучали к их будущей роли в семье - роли мужа-отца и жены-матери. Как только ребенок начинал ходить и лепетать, ему вручают: девочке - куклу, мальчику - игрушечные орудия защиты и хозяйствования. Дети, подрастая, мало-помалу разучивают будущие обязанности. Семья - это школа, где дети получают навыки и знания. Семья - это крепость, где дети защищены от враждебных напастей окружения. …
О системе саморазвития крестьянства
Природный цикл человека состоит из трех периодов жизнедеятельности - «дети», «отцы» и «деды». По жизни - это «сын», «отец» и «дед». (Аналогично - «дочь», «мать» и «бабушка»).
Природа устроена так, что у любого народа «сыновей» и «дочерей» к 20-25-летнему возрасту вырастает равное количество. И в Русском мире было так же. Во множестве крестьянства вырастало: половина - мальчики, половина - девочки. Отличие - один-два процента. Таков Закон Природы, чтобы каждый уже в начале детородного возраста мог найти себе свою «половину» для продолжения рода. …
В реальной жизни детей должно вырастать больше, чем двое, так как на периоде «отцы» есть реальная смертность. Так оно и было в былые века в Русском мире. В семье росло - в среднем, 5-6 детей. …
У большинства русских крестьянок к 20 годам уже рождался первый ребенок. За весь ее детородный период вырастало в среднем 5-6 детей. Причем период вырастания всех детей в семьях растягивался до 20-25 лет. В русских крестьянских семьях из одной семьи старшего поколения «отцов» реально создавались 2-3 семьи следующего поколения «детей», со сдвигом - в среднем, в 5-6 лет. Так что нередко бывало, когда женщина рожала последнего ребенка, у ее старшего сына или дочери уже появлялись ребенок, то есть ее внук или внучка.
По русским вековым традициям семьи создавались не дочерьми, а сыновьями. Причем старший сын после женитьбы вместе со своей женой и нарождающимися детьми - как правило, оставался жить в семье отца. Образовывалась трехпоколенная семья. А следующие сыновья, по мере создания своей семьи, выделялись из хозяйства родительской семьи и начинали жить самостоятельно. Так создавались двухпоколенные семьи. Когда их старшие сыновья подрастали и заводили себе жену и детей, такая семья превращалась в трехпоколенную.
Если же в семье родителей были только дочери, то, как правило, одна из дочерей, выходя замуж, оставалась вместе с мужем в семье своих родителей. Тут возникала коллизия, так как для мужчины было не очень престижно быть «примаком», то есть принятым в другую семью. Но обычно эта коллизия тем или иным способом улаживалась. В любом случае, стареющие родители при живых детях не оказывались вне семьи. И в случае двухпоколенной семьи, в которой выросли только дочери, все равно большинство таких семей превращались в трехпоколенные.
Так что в крестьянском мире XVII-XIX веков существовала устойчивая периодическая система развития издвух- и трехпоколенных семей. Она действовала еще совсем недавно - в 1930-х годах. …
Свояковые связи
Типично русское «свои люди - сочтемся» значительно увеличивало жизнестойкость молодых семей. В былые века главный помощник крестьянина - была лошадь. Но в молодых семьях не торопились ее заводить. Ведь в зимний полупериод молодой крестьянин уходил «промышлять». Для большинства«промыслов» лошадь - просто не нужна, а зимой ее надо еще и кормить. Другое дело, лошадь нужна весной для обработки земли, летом - для заготовки сена для коровы, а осенью - при уборке урожая. Вот в этих случаях и выручали «свояковые связи». Отцы, конечно же, помогали своим детям. Когда надо было молодой семье помочь лошадью, в два голоса следовало: «Тятя, помоги!» Два отца этой молодой семьи садились вместе и как «свояки» обсуждали - как «помочь своим детям».
О кормильцах в русских семьях
В былые века главным человеком в семье был мужчина - это был основной кормилец семьи. Но мужчины менее живучи, чем женщины. Нередко мужчины погибали. Тут волей неволей женщина становилась основной кормилицей семьи. … в северных землях женщина была основным кормильцем - в каждой 3-4-й семье. В южных землях - лишь в 5-6-й семье.
Об институте бабушек и дедушек
Веками жизнь русского человека состояла из трех периодов: «расту сам - ращу детей - воспитываю внуков». Веками действовал Великий Нравственный Закон: «Создавай свою семью. Зарождайте и растите детей своих. Воспитывайте их так, чтобы они позаботились о вашей старости». В этом были основы нравственности русских крестьян.
Именно Великий Нравственный Закон обеспечивал в Русском мире условия, при которых растить русских детей было духовно радостно. …
Выводы
Первый. Главным фактором удвоения численности Русского мира в былые века была биологическая и социальная роль института семьи.
Удвоение русской численности за 50 - 60 лет происходило потому, что русским крестьянам - было не только духовно радостно, но и экономически выгодно вырастить в своей семьях 5-6 детей.
Второй. В крестьянском мире XVII-XIX веков существовала устойчивая периодическая система развития из двух- и трехпоколенных семей.
demograf.narod.ru/page72.htm Глава 7. О расовой слепоте и расовой чистоте
О расовой теме
Сейчас в России доминирует концепция: нет никаких принципиальных различий между народами, что расовые различия - это абстракция. Такая идеология «общечеловеков» упорно и настойчиво вдалбливается нам, русским, всеми СМИ.
Некоторые гуманитарии предлагают вообще не обсуждать никакие проблемы русского народа. Мол, «чисто русских» (этнических) якобы вообще не существует в природе, а есть только русский язык и масса русскоязычных людей. Мол, «поскреби русского, обязательно найдешь татарина, немца или
еврея». Маленький запущен червячок, а точит…
Утверждаю, такое в СМИ делается сознательно - с явной целью унизить русских.
Для примера утверждение бывшего Президента США Никсона: «за два с половиной столетия татаро-монгольского ига в России практически исчезли русские. Монголы разбавили русскую кровь, изменив тем самым и изначальную психологию русских людей. Монголы привнесли в нее агрессивность, хитрость, коварство, жадность, леность и другие малоприятные качества». …
Что такое расология
Разумный человек понимает: многообразие рас в Природе - создано не случайно. В этом великий замысел Создателя.
Наука расология возникла на стыке точных естественных наук, таких как антропология, биология, психология, генетика.
Расология - это такая же точная наука как астрономия, физика, химия, биология, кибернетика. …
В 1955-1959 гг. проводилась антропологическая экспедиция, возглавляемая крупнейшим антропологом В.В. Бунаком. Были изучены более 100 групп великороссов. И вот что они показали.
С помощью сопоставления данных по десяткам групп населения всей зарубежной Европы были выявлены минимальные и максимальные пределы значений антропологических признаков для этих групп.
После установления тех же пределов для русских оказалось, что их значения имеют разброс в 2 раза меньше, чем для всего европейского населения.
Антропологических различий между русскими, живущими в Калининграде и на Камчатке, куда как меньше, чем между немцами, живущими в соседних германских землях. То есть русские имеют более высокую антропологическую однородность. И это при обширной территория расселения русских.
Типичный внешний вид русского человека: светлые шатены со светлыми глазами - серыми или голубыми. Курносый нос абсолютно не характерен для русского человека - всего 7%. (У немцев - 25%). … вывод В. Дерябина: «Русские по большинству антропологических признаков занимающие центральное положение среди народов зарубежной Европы. Следует признать значительное единство расового типа русских по всей европейской России».
Однако результаты антропологов официальные российские политики спрятали в архивах, чтобы они не стали известны думающим и массовым читателям.
Теперь о монголо-татарских примесях. Монголоидность устанавливается по наличию «эпикантуса» (особое устройство век). У монголоидов он встречается в 70-95% случаев. А из почти 10 тысяч обследованных русских эпикантус обнаружили всего 12 раз, причем только в зачаточном состоянии. Такая же редкая встречаемость эпикантуса в Германии. …
Если признак монголоидности, эпикантус обнаруживается не чаще, чем у одного из 1000 русских, то заявления типа: «поскреби русского, обязательно найдешь татарина» - абсолютная чушь!..
То есть русский народ был и есть по природе своей «самый белый из белых народов Земли». Русские - самые типичные представители белой расы. Намного более белые, чем французы, испанцы и немцы. …
Что говорит генетика
Анализ генетических частот маркеров показывает, что человеческие расы и этносы отличаются друг от друга на 30-40%. (Даже между различными видами животных генетические различия и то меньше). … Когда американцы в 1960-х попытались выявить генотип типичного американца - это в академической науке вызвало шок. Исходный белый англосакс за 200 лет стал генетически - на 30% негром.
Такие же точные методы генетики показали: а вот русские в расовом отношении - монолитны. … Генетическое расстояние по ДНКY-хромосоме между русскими Архангельской области и Краснодарском крае, то есть очень далеко друг от друга, составляет ДВЕ-ТРИ условные единицы.
Генетическое расстояние между русскими центральных областей и украинцами Левобережной Украины (по Днепру) тоже не более ТРЁХ единиц.
А вот генетическое расстояние между русскими и финнами - 30 единиц. Любопытно, что генетическое расстояние между русскими и народами Приуралья и Поволжья: коми, мордва, удмурты, марийцы, которых официально относят к финско-угорской группе - не превышает НЕСКОЛЬКИХ единиц. И менталитет этих «финских» народов формировался в абсолютно тех же географических условий жизнедеятельности и под воздействием одного и того же Православия. Поэтому это народы русского менталитета. … Генетическое расстояние между русскими и татарами - 30 единиц. Причем группы татар (казанские, астраханские и крымские), имеют больше различий, нежели русские, проживающие за тысячи километров друг от друга. … Пора понять: русская расовая однородность - это не химера, а научный факт, который незачем скрывать, а наоборот, надо показывать просто и достоверно. Русские имеют совершенно четкие генетические и психофизиологические предпосылки формирования единого национального характера. …
Почему великороссы расово монолитны
Во-первых, фундаментальными исследованиями доказано, что любая раса в процессе эволюционного отбора очищается от посторонних, чуждых генов.
Во-вторых, северо-западный ареал проживания очень далек по географии Руси от территорий жизнедеятельности татар. Русские жили в лесной зоне, их даже от казанских татар отделяли сотни верст. Еще дальше жили татары астраханские и крымские.
Так что в мирные годы условий для расового смешения у крестьян быть не могло.
В третьих, и при татарских набегах условий для расового смешения - тоже не было.
Крымские и астраханские татары совершали набеги на места проживания русских - совсем не для того, чтобы очертя голову заниматься сексом. Набег делался для захвата рабов, чтобы продать их на невольничьих рынках Востока. Представить, что татарин сначала насилует дюжину русских женщин, а потом выбирает из них двух-трех для продажи - это из области фантастики. Ведь пока татарин насилует одну, остальные в страхе убегут в ближайший лес. В русских деревнях и селах до ближайшего леса добежать - дело несколько минут. А там ищи - свищи, убежавших - не найдешь. Площадь лесов на Русской равнине в сотни раз больше, чем поселений и прилегающих к нему полей. Так что набег для захвата рабов должен быть молниеносным.
Так что генетическая смесь у русских крестьянок с мужчинами татарами могла проявиться лишь на чужбине, куда они продавались как рабыни.
Кроме того, изнасилование женщины в состоянии стресса редко приводит к зарождению ребенка. Ведь для оплодотворения - все же нужно состояние не ужаса и страха, а желания и удовольствия. Это защитная реакция организма женщины для обеспечения расовой монолитности народа.
Так что татарские набеги не могли повлиять на расовую монолитность русского крестьянства. …
Фундаментальными исследованиями доказано: любая раса в процессе эволюционного отбора очищается от редких чужеродных генов. …
Так распорядился Закон Природы.
Но такое очищение возможно лишь при редко повторяющихся смешениях. Если же межрасовые связи носят массовый и регулярный характер, то в последующих поколениях они неминуемо будут встречаться и по мужской, и по женской линии. Тут самоочищения от чуждых генов невозможно. Возникают многочисленные поколения метисов. Что и произошло в Америке.
Вот почему Бенджамин Дизраэли прав, когда еще в XIX веке говорил: «Никто не может легко отмахнуться от вопроса о расах. Это ключ мировой истории. Всякая раса, беззаботно перемешивающая свою кровь с чужой, обречена погибнуть». …
demograf.narod.ru/page73.htm Глава 8. Хозяйственный и жизнеродный дух Русской равнины
Сейчас как легенда воспринимаются отношения русских купцов. Русская деловая этика была основана на честном слове. Она возможна, когда вольные люди взаимодействуют без услуг чиновников
Об особенностях русского духа
Обычно много говорят о коллективизме русских. Но говорят не то и не о том.
Коллективизм Севера принципиально отличается от коллективизма рытья каналов на Юге.
На Юге каналы строят тоже коллективно. Собирая десятки тысяч людей на рытье каналов, им нет необходимости понимать работу друг друга.
На Севере невозможно собрать вместе тысяч вольных людей. (Можно, лишь заключив в концлагерь).
Русский коллективизм - это коллектив артели, экипажа, бригады, где все понимают друг друга с полуслова. Но при этом безжалостно избавляются от затесавшегося чужака. Отсюда знаменитое: «с ним в разведку не пойдем».
В суровых северных условиях выжить можно, лишь используя возможности человека природы. Глупость («дурная голова ногам покоя не дает») невозможно компенсировать обилием ресурсов. Без ума, без инженерной смекалки не обойтись. «Голь на выдумки хитра» - это не от безделья, а от скудости ресурсов природы Русской равнины.
Любое производство на Севере отличается сезонностью. И не только сельское хозяйство. Но это и летний, и зимний транспорт. Транспортные магистрали зимой и летом были разные. В качестве транспортных путей использовались реки. Летом - лодки, по воде. Зимой - сани по замерзшей реке.
Сезонностью отличались все производства и промыслы. Сезонность обуславливала необходимость концентрации усилий в короткое время, при одновременной подготовке к следующему сезону.
Дальние транспортные пути на Русской равнине были прежде всего по рекам. Ведь реки не надо прокладывать как дороги. А тихих рек на Русской равнине много. Поэтому Русская равнина заселена - прежде всего по поймам рек. …
О земском самоуправлении
Волостные и уездные органы самоуправления выбирались на сходах. На волостные сходы посылались выборщики из деревень, на уездные - от волостей.
На волостном сходе избирался волостной староста, дьячок (делопроизводство) целовальники (сборщики податей), волостной судья. Поскольку дела церкви были в ведении мира, то на сходе избирался священник. Им мог стать подходящий для этого дела мирянин, совсем не обязательно духовное лицо.
Земские власти выбирались на один год. Избранные давали перед миром присягу крестным целованием. Попытка продлить полномочия рассматривалась как злоупотребление властью.
Земские власти обязаны были производить раскладку и сбор податей, исполнять ямскую службу (содержать ям, лошадей, кучеров, чтобы ямское сообщение уезда работало без задержек).
Так что вольные крестьяне жили во вполне организованном обществе.
Земская реформа Ивана IV привела к расцвету не только торговли, но и ремесел ...
… статья «Три основных правила к успешному хозяйству»
(Журнал «Хутор», 1-й год издания, 1906 год, №;7, с. 540-543)
«Сельское хозяйство - есть один из самых обширных промыслов, включающий в себя множество разнородных областей. Его нельзя понимать в узком смысле земледелия или хлебопашества, так как во многих местностях нашего обширного отечества эта отрасль может явиться самой невыгодной.
Сельское хозяйство - это многосторонний промысел, целью которого должно быть оправдание доходности собственной или арендуемой земли, а потому первым шагом хозяина, желающего заняться сельским хозяйством с пользою, должно быть подробное изучение условий жизни той местности, где находится его земля. Он должен подробно ознакомиться с местным населением, обычаями и потребностями, чтобы иметь ясное понятие о том, какие продукты сельского хозяйства могут иметь наиболее обеспеченный сбыт на месте и на местных рынках и какие товары более всего вывозятся и раскупаются на ближайших базарах и рынках населением городов и заводов».
Из приведенного отрывка совершенно ясно, что автор статьи прекрасно понимал основной принцип маркетинга: «Производить надо то, что покупается»!.. Так что наши предки были умнее нас.
«Важный предмет изучения представляет само земельное владение. Земли вообще различны между собою, как по физическим своим качествам, так и по химическому составу почвы. Не только в отдаленных друг от друга местностях, но и в одном и том же клину пашни десятины могут существенно разниться между собой. Одна десятина лежит на крутом склоне - с нее быстро стекает вода, она всегда будет страдать от недостатка влаги. Другая в котловине - вода в ней застаивается и надо заботиться об удалении излишней сырости. Одна десятина лежит склоном к северу - она не так обогревается солнечными лучами - почва на ней будет холоднее и такая десятина будет требовать гораздо больше удобрения, чем та, которая лежит склоном к югу и обогревается солнцем. Поэтому можно смело утверждать, что каждый клочок земли имеет собственный характер и поэтому хозяин должен возможно подробнее изучить каждый уголок своей земли, чтобы иметь возможность точно определить, что и как возделывать на ней».
Ясно, что так изучать землю можно только, трогав ее своими руками и топав по ней своими ногами.
Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых десятин земли. Ясно, что ни один хозяин не способен изучить характер большого количества участков земли. Ему просто не хватит времени. Ведь у каждого человека в сутках всего 24 часа, а в году 365-366 дней, их не растянешь.
Вот почему малые семейные формы крестьянства намного эффективнее используют природное плодородие земли, чем крупные, индустриальные.
«Второе условие к успешному хозяйству состоит в правиле, что в хозяйстве нет безделицы, которая бы не заслуживала особого внимания хозяина. Каждый клок соломы, всякие отбросы - все это в правильном хозяйстве не должно пропадать даром, а должно приносить определенную пользу.
Знакомый подмосковный хозяин довел свои поля до небывалого плодородия. Он собирал вокруг своей усадьбы всякую дрянь: опавшие осенью листья, сорные травы по заборам и изгородям скашивались. Все это сваливалось в кучи, кучи эти перекапывались несколько раз в год и, сопревая, давали прекрасный назем. У него же картофельная ботва косилась после цвета и употреблялась для силоса на корм скоту.
В сельце Тешетин, отстоявшем от города Рыбинска в 8 верстах, я занимался огородничеством в довольно обширных размерах, продавая ежегодно до 10 тысяч кочней капусты. На моих огородах я собирал те крупные наружные листья, которые всегда обламываются и бросаются при продаже капусты кочнями. Эти листья я рубил на крошево или на квашеный корм скоту. Я получал превосходный корм, которого хватало для моего гурта на ползимы, и скот охотно поедал этот корм. Разумный хозяин должен стараться употребить в пользу все, что только произрастает или производится у него».
То, что описал автор статьи начала ХХ века, можно увидеть сейчас в личных приусадебных хозяйствах. Для хозяев этих участков все описанное - это само собой разумеющееся.
Но попробуйте представить подобное в больших коллективных хозяйствах?.. Подобных работ просто не делается!..
«Третье существенное условие к успешному хозяйству заключается в расчетливом распределении времени. «Время деньги» - говорят англичане. И это правило, в наше время должно составлять руководительный закон в правильном хозяйстве.
Необходимо распределять полевые и другие хозяйственные работы. Ненастные дни, когда поневоле полевые работы прерываются, должны быть заполнены подворными работами, которых во всяком хозяйстве много. Некоторые из летних работ, как например, вывозка назема, могут быть с выгодою перенесены на зиму.
Вообще хозяйство будет процветать, если сам хозяин будет вникать в малейшие его подробности, с любовью относиться к делу, поставив себе за правило, что хозяин должен быть первым тружеником в своем хозяйстве».
Эта статья очень точно передает суть русской пословицы, которую очень часто повторял мой дед Иван Васильевич Башлачев: «Хорошую работу чужими руками не сделаешь!» Это для него как крестьянина была аксиома.
Продолжим чтение статьи:
«Мы мало ценим все то, что хозяйство нам дает. В этом отношении предки наши были куда умнее нас. Они умели удовлетворять свои нужды собственным хозяйством и не ездили в город как мы, порастрясти свои карманы. Новейшее понятие, что все свое дороже покупного и что выгода хозяйства заключается в обращении в деньги всех его продуктов - есть не что иное, как заблуждения.
Я убедился на практике, что то дорого, за что приходится опускать руку в карман, и наоборот - дешево то, за что я не выкладываю из кармана.
Я считаю, что хозяин, поставивший себе задачею возможно больше нажить денег от своего хозяйства, с самого начала делает ошибку и потому не достигнет цели. Хозяйство не может, подобно торговле, давать лихвенные барыши /”лихва” - избыток. В.Б./. Но кто занимается им с любовью, с надлежащим усердием и вниманием, тот никогда не будет знакомиться с нуждою».
Выводы
Первый. Хозяйственный дух Русской равнины определяли именно вольные крестьяне
Второй. Разработка земли для земледелия длилась несколько лет, прежде чем можно было сеять зерно.
Третий. Во все века вольные крестьяне активно занимались промыслами и ремеслами.
Четвертый. На просторах Русской равнины развитию земледелия, ремесел, промыслов и торговли способствовали ярмарки. Они проводились в одном и том же месте, в одно и то же календарное время.
Пятый. В основе земледелия было рачительное улучшение плодородия земли.
Рассмотренные особенности земледелия относятся - прежде всего, к Северу Русской равнины.
Иные обстоятельства сформировались в средней и южной полосе Русской равнины.
demograf.narod.ru/page74.htm Глава 9. О реформе Столыпина
Отмена крепостного права решила первую главную проблему: сделала «вольными» вчерашних «крепостных» крестьян.
Но отмена крепостного права не решила второй главной проблемы - наделения крестьян землей.
Тугой узел земельной проблемы
На период отмены крепостного права общая площадь освоенной земли составляла 390 млн. десятин. В распоряжении крестьянских общин - и «вольных», и бывших «крепостных» - лишь 131 млн. десятин.
… из 131 млн. десятин обработанных земель на ОДНУ русскую крестьянскую семью приходилось примерно 9-10 десятин освоенной земли.
Численность крестьян увеличивалась. А площадь земли крестьянской общины просто так не увеличится. Другой, удобной для крестьянского хозяйствования, земли на Русской равнине уже не было. Поэтому крестьянский мир общины был вынужден нарезать семьям все более мелкие участки земли.
Ведь основные обработанные земли - по-прежнему остались во владении дворян. На 1905 год 70 млн. десятин земли принадлежали 30 тыс. дворян. …
Так что на ОДНОГО дворянина приходилось - более ДВУХ ТЫСЯЧ десятин обработанной земли.
Лишить дворян их помещичьей земли царь не решался. Ведь дворяне - это была вековая опора царского самодержавия. (Эту «опору» рассмотрим ниже).
В результате, к началу ХХ века царское правление оказалось перед земельным вопросом, завязанным в огромный очень тугой узел. И этот узел надо было «развязывать». Эту задачу царь поручил Столыпину. Что важно отметить сразу.
Ту часть огромного «узла» земельного вопроса, которая относится к владениям дворян, Столыпин отложил в сторону и сосредоточился на «развязывании» проблем общинного землепользования. …
«Крестьянин имеет право пользоваться своею землею только от посева до уборки. После уборки поле его переходит в общественное пользование для пастьбы скота. При таких условиях крестьянин лишен мало-мальски возможности подготовить пашню к посеву.
Земельная неволя связывает крестьянина по рукам и ногам. Он не пользуется даже простой свободой занятий и хозяйственного почина. Предприимчивый не может использовать свою землю, как ему кажется выгодным. Он должен использовать так, как не хочет, но как считает это нужным самые неспособные крестьяне в деревне. Все должны обрабатывать землю на один манер». (Журнал «Хутор», 1-й год издания, 1906 год, №;6, с. 418.)
Согласитесь, если «все должны обрабатывать землю на один манер» - в этом прямая нелепость такой формы землепользования. Ведь наиболее «предприимчивые крестьяне не смогут использовать землю, как ему выгодно». И такая нелепость землепользования в крестьянской общине средней и южной полосы Русской равнины, в отличие от северной, была.
… предприимчивый крестьянин понимает, чтобы увеличить урожаи - это надо «поправлять землю». Для этого нужно начинать с травосеяния». А при «общинном трехполье» - это сделать невозможно. …
На основании действующих тогда законов, все меры по изменению крестьянского землепользования могли быть осуществлены лишь в порядке добровольности всех членов общины, без исключения.
По закону согласие крестьян на совершение каких-либо мер по изменению землепользования должно было выражаться в приговорах, постановленных большинством двух третей всех домохозяев, а устранение подворной чрезполосицы - только единогласным постановлением схода. …"
*
содержание блога
dlia-vsex.livejournal.com/898.html