«Ровно 225 лет назад по нашим местам проехалась императрица Екатерина II. В Донецк она не завернула, за неимением его даже в формате слободы Александровки. Но по Донбассу прошлась, и три города царскую ножку должны помнить. Это Мариуполь, Артемовск и Славянск…»
Так можно было бы начать эту публикацию, случись то, что планировалось в 1787 году. Но так не случилось, к великому облегчению градоначальников вышеозначенных городов. Не увидали они императрицу…
Гравюра, выпущенная к путешествию Екатерины в Крым
Проект
Грандиозный тур императрицы Екатерины II по вновь обретенным южным землям планировался загодя. И даже очень загодя. Идея проекта была озвучена еще в 1783 году. Главным его двигателем (хотя и не единственным) был князь Григорий Потемкин. Ему хотелось показать матушке, как он блистательно управляет территориями, над которыми его поставили модератором. По разным причинам, поездка задержалась на четыре года. И только в самом начале 1787-го императорский поезд двинулся из Санкт-Петербурга на юг. Состав был грандиозный: 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 саней. Сама Екатерина передвигалась в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где ее сопровождали придворные, представители иностранных дипломатических миссий и прислуга. Следом двигался «почивальный возок» императрицы.
Путь был прочерчен строго: «... через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву». Всего - 5657 верст. Везде по пути следования была идеально готова инфраструктура (или скороспелая видимость ее) и до крайности вздрючены власти. Нам легко это себе представить - мы пережили Евро.
О крымском этапе говорить не будем - об этом уже рассказано предостаточно, а желающих отсылаем к
подробнейшему описанию этого вояжа, эпохального во всех смыслах.Нас интересует то, что было дальше. А было вот что.
Маршрут Екатерины, каким он должен был получиться
Мимо нас
В какой-то момент императрица приняла решение отказаться от поездки по Приазовью и сразу из Крыма отправиться в Москву. Официальная причина смены курса - неспокойная ситуация в стране. Есть и другая версия, бульварная. Из Перекопа «катькин поезд», как называли кортеж императрицы, отправился по знаменитому Муравскому шляху в направлении Орехова - недавно основанной слободы (сейчас - город в центре Запорожской области). На ночлег остановился там, где сейчас находится город Пологи. В переводе с украинского, «пологи» - роды (причем, как ни удивительно, слово это пришло в украинский не из польского, а из старославянского). Отсюда некоторые исследователи делают вывод, что в этом месте у 58-летней императрицы случились очередные незаконные роды, на которые она была иногда горазда. Правда, в списке ее незаконнорожденных детей нет никого, кто родился бы в 1787-м году. Но мало ли… Могли скрыть: царский режим, закрытое информационное общество...
Так или иначе, приазовский этап путешествия был отменен. Не поехала матушка в Мариуполь, хотя там были уже вполне готовы к встрече (еще бы - в случае неготовности князь Потемкин нашинковал бы всех без разбору). На подворье митрополита приготовили «путевой дворец», где должна была остановиться на отдых правительница. И так далее. Зря старались… Перемена планов Екатерины огорчила население и обрадовала власти. И все стали жить дальше.
Несомненно, были готовы также в Бахмуте и Торе (Артемовске и Славянске), которые лежали на запланированном маршруте. В итоге, однако, Донбасс не увидел Екатерину. Хотя… Есть у нас одно местечко, куда, как считается, все-таки ступила царская нога. Это - самый край Донецкой области, Володарский район, территория заповедника «Каменные могилы», течение реки Каратыш у деревни Федоровка. Старый, полуразрушенный мост, он так и называется - Катькин. Согласно информации, которую я обнаружил на сайте Володарского Охотничье-рыбного хозяйства, императрица прошла по нему вечером 3 июня 1787 года. Дело было так, утверждают местные егеря. «Царский поезд» остановился на косогоре. Расположились для ночлега. Императрица решила опробовать мост, который специально построили, чтобы ей было легче добраться до Мариуполя. Опираясь рукой на один из столбиков, она посмотрела вокруг и сказала: «Я возвратила то, что было отобрано!» С тех пор каждому, кто прикоснется к этому столбику, сопутствует успех в коммерческих делах - неизвестно только, какой из столбиков счастливый. А в ночь на 4 июня каждый год в этих местах появляется дух императрицы, слышны голоса людей, музыка, ржание лошадей...
Ржания я не слышал, сказать ничего по этому поводу ничего не могу. И вообще, факт пребывания Екатерины на переправе через Каратыш представляется довольно спорным. Непонятно, что ей здесь могло понадобиться. По логике событий и по известной нам хронологии путешествия, это не могло случиться естественным порядком. Судите сами.
31 мая Екатерина выезжает из Перекопа в направлении Орехова и Полог. Это - около 240 километров. А 7 июня она уже в Полтаве, где в ее честь Потемкин разворачивает представление - как сказали бы сейчас, «реконструкцию» Полтавской битвы (сопровождавший поезд граф де Сегюр в восхищении описывал: «Там 70 эскадронов, 4 батальона пехоты из гренадеров и 4 батальона егерей при 40 орудиях полевой артиллерии атаковали неприятеля ,изображая в деталях Полтавскую битву. Удовольствием и гордостью горел взор Екатерины, казалось, кровь Петра великого струилась в ее жилах. Это величественное зрелище достойно увенчало наше романтическое и вместе историческое путешествие»). В промежутке между Пологами и Полтавой, императрица успела побывать еще в Кременчуге, где, по утверждению летописца ее царствования Александра Брикнера, остановилась на два дня. Каратыш в этот график втиснуть можно только при большой фантазии. Во-первых, от Орехова до Кременчуга идет прямая дорога, а ехать через Каратыш - давать «кругаля» километров в 50-70. Во-вторых, трудно понять, как, будучи утром 4 июня на переправе через Каратыш, Екатерина могла через три дня оказаться в Полтаве, в промежутке еще на два дня «зависнув» в Кременчуге - учитывая, что проезжали не более 100 верст в день.
"Катькин мост" до начала восстановления
«Катькин мост»
Можно допустить, что Екатерина все-таки могла сделать специальный крюк до Каратыша, потому что ее привлекли какие-то мистические мотивы, связанные с этими местами. «Каменные могилы» открыл для империи небезызвестный Александр Васильевич Суворов за девять лет до того, и назвал это место «чудом природы». Он сразу подметил, что есть тут что-то таинственное. Но о мистических позывах императрицы нам ничего не известно. Так что, скорее всего, история о ее нахождении у переправы через Каратыш - просто красивая легенда. И на территорию Донецкой области царская ножка таки не ступала.
Другое дело - сам «Катькин мост». Это объект вполне реальный, и не никаких сомнений, что он был построен именно для обеспечения проезда императрицы в Мариуполь - задолго до того, как стало известно, что она туда не поедет. Вот как описывают володарские энтузиасты историю его создания: «Весной 1784 года под руководством инженер-полковника Н.И. Корсакова началось строительство моста через р. Каратыш. Обветшавший деревянный мост разобрали. Подняли насыпь - речной песок трамбовали и обкладывали диким камнем. Верх насыпи вымостили брусчаткой. На берегах выложили каменные быки (опоры) высотой до пяти метров. В двадцати метровый пролёт уложили две чугунные двутавровые балки, изготовленные и доставленные с Тульского завода. Вдоль насыпи с обеих сторон были установлены каменные столбики по форме четырехугольной пирамиды. На их гранях - два перекрещённых адмиралтейских якоря - символ Петровского флота и Азовской губернии. Строили мост солдаты Мариупольского казачьего полка, казенные крестьяне (вольные, бывшие казаки) и каторжане (осужденные крестьяне, участники Пугачёвского бунта). 12 сентября 1784 года строительство моста было завершено».
Судя по всему, перед нами - единственный объект на территории области, который связан с великой правительницей. «Катькин мост» обветшал и долго находился в упадочническом состоянии. Некоторое время назад володарские егеря принялись за его восстановление…
А еще, осталась запись из дневника Екатерины, сделанная во время проезда по запорожским степям, так похожим на наши: «Местность великолепна, погода хорошая, воздух лугов наполнен благоуханием. Это путешествие прекраснейшая прогулка, я вовсе не устала. Поездки по 50-80 верст в день удобны для всех». Узнаете донецкий рай земной?
Источник