Памятник-бронекатер

Mar 27, 2008 15:00

Я уже показывал два из четырех памятников, установленных в Хабаровске к 30-летию победы в Великой Отечественной войне: это истребитель-бомбардировщик Су-7Б и средний танк Т-34/85. Сегодня продолжаю этот рассказ зарисовками о третьем памятнике - бронекатере (БКА) проекта 1125. После этого из городских мемориалов того года, построенных с использованием военной техники, останется показать еще орудие у завода «Дальдизель».



Установлен памятник-бронекатер в северной части города на улице Тихоокенской чуть дальше остановки Трехгорная. Официальное его открытие состоялось 9 мая 1975 года.




По левому борту у основания укреплена мемориальная плита, к которой возлагают цветы. Текст на ней гласит:
«Морякам-амурцам, проявившим героизм на защите дальневосточных рубежей нашей Родины».
Ниже рассказывается:
«Катер участвовал в Великой Отечественной войне в составе Днепровской флотилии. Принял участие в освобождении городов Лунинец, Пинск, а в апреле 1945 г. - в Берлинской операции».
Построен этот бронекатер под номером 302 был в 1944 году на одном из заводов Урала. По другим источникам (об этом писала газета «Тихоокеанская звезда» в номере от 5 мая 2005 года), катер довоенной постройки и до начала Великой Отечественной охранял пограничные рубежи близ Хабаровска. Первая версия кажется мне более вероятной, так как довоенные БКА для Дальнего Востока строили в 1934-1936 годах и на них никак не могло быть башни вроде той, что установлена на носу 302-го. Фантастической мне представляется гипотеза, чтобы катер прошел в тылу глубокую модернизацию вплоть до изменения проекта.
Водоизмещение БКА проекта 1125 составляло 29,2 тонны, габариты: 22,65 на 3,55 на 1,5 метра, скорость 35-37 узлов. Броня, конечно, защищала только от пуль и осколков, противоснарядное бронирование имела только башня.



По правому борту маленький металлический квадрат рассказывает о другой трагической странице истории нашей страны, о которой сейчас почему-то модным становится забывать. Текст на небольшой табличке из-за нехватки места выгравирован с многочисленными сокращениями. Я перепечатал его здесь близко к оригиналу, расставив лишь кое-где точки. Мне показалось, что расшифровывая и вникая в смысл рубленных лаконичных фраз, можно лучше понять запечатленные в металле судьбы.
«Светлой памяти начальника с/ч А КАФ с 07.31 по 05.32 Василий Владимирович Полищук (1901-1938). Расстрелян 4.05.38 в день приговора Военкол. Верхсуда СССР, Владивосток. Реабил. той же Военкол. в 1957.
С 04.37 по 08.38 военврач I ранга Владимир Викторович Вирен (1893-1942) Особсовещ. при наркоме Внудел СССР - 8 л ИТЛ с 18.08.38. Реабил. Опред. ВТ ДВО в 1965.
С 05.33 по 04.37 полк. медслужбы Александр Анатольевич Юшков (1899-1946). Приг. ВТ ЗакВО - 10 л ИТЛ с 18.06.38. Опр. Военкол. Верхсуда от 17.01.40 Освоб. за недоказ. обв.»
Конечно, упомянутые офицеры не могли служить на борту этого бронекатера. Но все они тоже были моряками-дальневосточниками. Почти наверняка эта табличка появилась тут значительно позже даты открытия памятника.



Вот оно - основное оружие БКА - 76-мм орудие. Нетрудно заметить идентичность башни с устанавливаемой на танки Т-34/76. Отсюда ясно, что данный катер постройки уже 40-х годов. Не зря эти корабли называли речными танками!
Вообще же данный класс судов оказался в условиях Второй мировой очень удачным и востребованным. Низкобортные и плоскодонные они могли буквально вплотную подходить к берегу, а ночью на малом ходу с выхлопом под воду БКА ухитрялись проникать сквозь кордоны противника незамеченными. Катера были способны наносить неожиданные удары практически в упор, тайно высаживать десанты и доставлять грузы. Все эти качества войска в полной мере оценили еще в первые месяцы войны, а особенно важную роль БКА сыграли в ходе Сталинградской битвы, когда любой ценой нужно было осуществлять перевозки с левого берега Волги на правый под сильным огнем противника и ударами штурмовой авиации.



Две такие спаренные зенитные пулеметные установки (на рубке и на корме) служили защитой катера от атак вражеской авиации.



Вид катера с кормы. Здесь хорошо видно несколько вещей. Во-первых, удивительно малую осадку БКА - не более 80 см! Неудивительно, что в подпалубных помещениях команда и разогнуться-то в полный рост не могла. Осадка, конечно, сильно ограничивала мореходные качества судна, оно считалось исключительно речным, до войны пределом для БКА указывали волну в три балла. Между тем в 1944 году был зарегистрирован случай, когда четыре бронекатера, на буксире следовавшие из Азовского моря в Одессу, попали в шторм. Когда буксирные тросы порвались при волнении в шесть-семь баллов катера своим ходом пошли к берегу. В дальнейшем три из них благополучно дошли до Одессы, самостоятельно совершив 220-мильный переход по открытому морю.
Вторая вещь, бросающаяся в глаза, - это искусство архитектора постамента В.П. Буркина. При всей простоте материала и формы нельзя не отметить сходство бетонного основания с рассекаемой форштевнем волной.
Третье же наблюдение - самое грустное. Это, конечно, следы вандализма. Кое-где на приведенных выше снимках я стирал наиболее мерзкие надписи в графическом редакторе. К сожалению, не так давно я убедился, что вандальские традиции в Хабаровске куда сильнее, чем казалось ранее. Хотя бы памятники могли бы не уродовать, «благодарные потомки»!..



Свой боевой путь, начатый под Пинском, бронекатер номер 302 закончил на Одере. Благодаря размерам и весу, БКА большинства проектов сравнительно легко можно было перебрасывать по железной дороге, и после окончания Великой Отечественной войны этот катер был доставлен на Амур, где и вошел в состав Амурской флотилии.



В другой, северной части этот же сквера, выходящего на улицу Тихоокеанскую, установлен еще один памятник. Он посвящен уже 50-летию событий октября 1917 года (пусть каждый именует их по-своему). Хоть я такие монументы и не люблю да и невеликой эстетической ценности сей памятный знак, пусть уж для полноты картины будет тут и эта фотография.

Хабаровск, Дальний Восток, военная история

Previous post Next post
Up