Чехия. Часовня-костница в Седлице

Jun 05, 2003 14:29

Сейчас речь пойдет о довольно-таки известной часовне-костнице близ Седлецкого монастыря.



Расположена часовня недалеко от города Кутна Гора - по сути второй столицы средневекового Богемского королевства. Благодаря богатым серебряным рудникам (а серебро до завоевания испанцами Нового Света в Европе стоило очень дорого) этот город, как бы сейчас сказали, жестко конкурировал с Прагой. Кутна Гора была крупным экономическим центром, здесь находился королевский монетный двор, где чеканили знаменитый чешский серебряный грош - весьма уважаемую в средневековой Европе валюту. 
В XIII веке из Седлецкого монастыря в Святую Землю отправился в паломничество аббат отец Генрих, впоследствии, кажется, канонизированный. И привез он из Палестины мешочек земли с могилы Христа в Иерусалиме, которую распылил на монастырском кладбище. Шаг весьма дальновидный, он значительно поднял престиж как кладбища, так и монастыря. В те дремучие времена считалось, что сам факт погребения в Святой Земле приближает душу умершего к раю. Понятно, что похороны в Палестине тогда были непозволительно роскошной экзотикой, поэтому монастырское кладбище, получившее статус «священной земли», стало пользоваться, если можно так выразится, огромной популярностью. 
Здесь хоронили усопших не только из Богемии, но и из других стран. Частые эпидемии, войны быстро переполняли не такое уж большое кладбище. В этих случаях старые могилы ликвидировали, а кости из них свозили сначала в монастырский склеп, а потом в построенную в конце XV века часовню, носящую длинное имя Душевной агонии Иисуса в Гефисманском саду. Стоит заметить, что с точки зрения христианства человеческие останки считаются «правильно» погребенными в двух равнозначных случаях: если они лежат в освященной земле или в храме. До 1511 года останки сваливали как попало. Потом один из монахов сложил в часовне из человеческих костей шесть огромных пирамид в память умерших от чумы и погибших в гуситских войнах, незадолго до этого давших смерти обильную день. Кстати, несколько сражений произошло буквально у самого монастыря, и в часовне даже стоят отдельные витрины (я их не фотографировал) с изуродованными черепами и лаконичными надписями a la «убитый попавшей в висок стрелой», «убитый ударом боевого топора» и т.д. 
В XVIII веке мастер по имени Сантини занимался реконструкцией как монастырского собора, так и часовни. При оформлении последней он использовал среди прочего и человеческие кости. Позже Седлецкий монастырь был закрыт австрийским императором Иосифом II, а монастырские земли приобрело семейство князей Шварценбергов. К слову, история рода этих старинных «олигархов» вообще неразрывно переплетена с историей самой Чехии. Кладбище тогда было значительно урезано по площади, соответственно и скелетов в часовне прибавилось. Всего в ней лежали останки примерно сорока тысяч человек. В 1870 году один из князей Шварценбергов нанял талантливого резчика по дереву Франтишека Ринта для весьма своеобразного художественного оформления внутреннего убранства часовни. Предполагалось максимально использовать человеческие кости, что невольно наводит на мысль об умственном вырождении древних фамилий. Тогда часовня и приняла современный вид. Кости рыцарей и монахов, дворян и нищих, купцов и ремесленников, живших и умерших в XIII-XIX веках, без разбора чинов и сословий украшают сейчас интерьер часовни. Из человеческих костей сделаны люстра, декоративные украшения стен и сводов, даже герб самих Шварценбергов, костяные гирлянды подвешены под потолком, кости лежат на специальных подставках в центре зала. Впрочем, основная масса останков не все-таки нашла практического применения и была уложена в четыре пирамиды. Конечно, кости были предварительно продезинфицированы и отбелены, но воздух в часовне все-таки весьма тяжелый, сохраняется запах тления. Кости, кстати, преимущественно имеют синеватый оттенок - последствия химической обработки. 
Любопытно, что католическая церковь относится к часовне-костнице весьма спокойно.



О том, что это не обычная часовня, говорит уже очень своеобразный вид крестов на башнях. Они выполнены в классическом «книжном» духе пиратского флага - череп с двумя перекрещенными костями.







Распятье - один из немногих элементов, выполненных из более традиционных материалов.



Невольно появляется навязчивая мысль о больной фантазии оформителя и нездоровой психике заказчика.



Плафоны этой люстры явно выполнены из лопаточных костей.



Пирамида человеческих останков. Вообще в часовне находится очень неприятно даже не слишком чувствительным натурам. Ощущение весьма и весьма давящее. Наверное, поэтому мне не захотелось там задержаться с целью проведения более подробной фотосессии.



Тот самый герб князей Шварценбергов. Справа внизу изображена костяная птица, присевшая на замерший в безмолвном крике череп. В действительности на гербе изображена ворона, выклевывающая глаз у убитого турка. Это символизирует победу одного из представителей рода близ венгерского города Раба над войском Османской империи.

Скорее, скорее - наверх, на волю, на свежий и чистый воздух, под голубое небо сказочной Чехии! :)

Чехия, история

Previous post Next post
Up