Часть I 18 Завершаю тему зарисовок допотопного Хабаровска. Напоминаю, что это крылатое выражение обрело популярность после катастрофического паводка нынешнего года, когда к 4 сентября уровень Амура поднялся на казалось бы немыслимый уровень 808 сантиметров. Я же хочу показать город, каким он был летом до того, как обрушился удар стихии, или же в тех уголках, куда вода не добралась.
К числу последних относится площадь Ленина. Наибольшим бедствием тут является разве что скользкая плитка, которую уже не первый год обещают вот-вот заменить на более безопасную зимней порой и во время дождя, но дальше обещаний (даже с самого-самого верха!) дело пока так и не зашло. Поэтому зимой убийственные полированные квадратики специально засыпают снегом, который после этого на совесть утрамбовывают. С инженерной точки зрения, безусловно, решение любопытное.
19 Северо-западную часть площади формирует великолепный фасад учебного корпуса медицинского университета - одного из самых поздних зданий неоклассического стиля в Хабаровске. То, что достроенный в 1963 году - когда в советской архитектуре уже не находилось места «излишествам», фасад сохранил предусмотренные первоначальным проектом торжественные неоклассические черты, - заслуга легендарного хабаровского архитектора Ефима Дмитриевича Мамешина. Ему же, кстати, принадлежит и проект реконструкции площади Ленина в канун столетия города. До сих пор площадь несет в себе черты планировочного решения второй половины 1950-х годов.
20 Бывшее здание Реального училища 1903 года постройки, где впоследствии много лет находилась больница, великолепно отреставрировали (по крайней мере со стороны главного фасада) и превратили в бизнес-центр. После ввода в эксплуатацию последнего найти место для парковки вблизи площади стало практически невозможным. Игнорируя желтую полосу, иные индивиды с легкой душой оставляют своих железных коней вдоль трибун, крыльями раскинувшихся по обе стороны от памятника Ленина. Секрет этого явления прост - новый бизнес-центр, как это частенько принято в Хабаровске, сдали без автостоянки.
21 Летнее утро на улице Муравьева-Амурского.
Кстати, пробки даже в центре сейчас начинают собираться весьма рано, в них можно уткнуться и в начале восьмого. Всего лишь годом ранее улицы центральной части Хабаровска были избавлены от подобного явления где-то до десяти часов утра.
22 Похожая на мини-стадион спортивная площадка за «Платинум Ареной».
23 Вид почти оттуда же в сторону конца Уссурийского бульвара.
24 Главный вход отеля «Олимпик», втиснутого между «Платинум Ареной» и многоэтажным общежитием. У меня это здание с его наклонными фасадами вызывает в памяти проекты архитекторов Солнечного города. Это не негатив, просто сравнение. :)
25 Перспектива Уссурийского бульвара, открывающаяся от Студенческого переулка.
26 Улица Дзержинского на спуске от Муравьева-Амурского в сторону Амурского бульвара. Теперь я наблюдаю такую картину по нескольку раз в день. :)
Кстати, выраженный неоклассический облик театра драмы весьма резко контрастирует с конструктивистскими чертами прочих объемов Дома коммуны. Впрочем, куда менее резко, чем с построенными ниже по рельефу современными свечками и чемоданами от архитектуры.
27 Неплохо реконструированная улица Гайдара от перекрестка с улицей Ким Ю Чена. К осени прошлого года этот участок перестал быть тупиковым - по Гайдара теперь можно попасть на Амурский бульвар, что весьма удобно.
28 Прибрежный микрорайон в районе дендрария.
29 Бизнес-центр в Спортивном переулке. Некоторое время назад тут располагалась впоследствии переехавшая на Дикопольцева канцелярия консульства КНДР. Насколько я слышал, в ту пору скандалы с неуплатой северокорейской стороной за аренду и услуги ЖКХ возникали регулярно. Сейчас ни о чем подобном не слышно.
30 Новый микрорайон «Строитель», выросший буквально за последние три-четыре года вдоль улицы Павла Морозова. Впрочем, дома-свечки в кадре еще моложе.
На заднем плане виднеются кварталы другого нового микрорайона - на Флегонтова. Из-за всего этого великолепия Павла Морозова в часы пик становится в плотные пробки, буквально отрезающие южную часть города от центра - строительство крупных жилмассивов не сопровождалось развитием дорожной инфраструктуры.
31 Все тот же «Строитель». Со стороны побережья Амурской протоки возводят шеренгу новых домов. Вдали виднеется край открытой в октябре арены для хоккея с мячом «Ерофей».
32 Застройка микрорайона велась от трассы в направлении берега. В итоге счастливые обладатели квартир во всех уже построенных домах последовательно получали вместо вида на реку вид на окна соседей. В связи с этим вспомнился уже не Солнечный город, а песня Виктора Цоя. :)
33 Упомянутый выше микрорайон на Флегонтова в целом демонстрирует тот же подход.
34 Достраиваемая так называемая школа будущего. По замыслу, в своих стенах она должна объединить как детский сад, так и начальную и среднюю школы.
35 Если не ошибаюсь, административный корпус завода отопительного оборудования (бывшего?) в начале проспекта 60-летия Октября. Судя по всему, первоначальное неоклассическое здание начала 1950-х годов впоследствии было надстроено. Еще не так давно перед фасадом красовался памятник Ленину. Конечно, ничего примечательного - советская массовая штамповка, скорее всего, эпохи Леонида Ильича. По другую сторону проспекта и путей Транссиба начинается недоброй криминальной славы район Пятая площадка
36 Частный сектор на Красной речке. Затейливость деревянной резьбы наводит на мысль о том, что иные дома здесь стоят еще с довоенных времен.
37 Заброшенные железнодорожные ветки в том же районе, ведущие к давно покинутому промышленном объекту, возможно, элеватору.
38 Когда-то дерзко посылающая ввысь молнию фигура, несомненно, выглядела символом идеализированной мечты о светлом будущем. Сейчас же тут хоть новый «Сталкер» снимай - дополнительные декорации почти не потребуются.
39 Главный корпус Первой краевой больницы. Перед ним проходят пути чудом пережившей лихолетье 1990-х детской железной дороги.
40 Созданная в 1950-х годах дорога и сейчас действующая. Вот одна из ее станций-платформ.
41 Находящийся напротив новенький центр сердечно-сосудистой хирургии.
42 Панорама восточной окраины примыкающего к Северному микрорайону крупного жилмассива, переходящего в коттеджную застройку частного сектора. На переднем плане проходит Воронежское шоссе.