Встреча губернатора с блогерами и не только с ними

Jun 27, 2012 20:15

1 Прошедшая на прошлой неделе встреча главы правительства Хабаровского края Вячеслава Шпорта официально была названа встречей губернатора с блогерами. Вынужден категорически не согласиться с заявленной формулировкой, о чем напишу чуть ниже. Для начала же хочу дать небольшую вводную, по сути историческую справку.
В Хабаровске встречи блогеров с крупными чиновниками края уже стали традицией, за что в первую очередь следует благодарить энергичность и настойчивость Антона Плюснина plus_a. Представляю, сколько сил и нервов ему стоит уговаривать высокопоставленных лиц (а в первую очередь приданный им аппарат), которые, скажем прямо, далеко не всегда понимают, что собою представляют блогосфера и люди, ее населяющие. У меня даже сложилось впечатление, будто блогеров порою просто боятся. С другой стороны, иные блогеры с подозрением смотрят на встречи с чиновниками, полагая, что их пытаются «приручить». Определенный резон в такой точке зрения, безусловно, имеется. На западе России, не говоря уже о Западе в более широком географическом смысле, госаппарат (и бизнес тоже) все активнее взаимодействует с блогерами: игнорировать растущее влияние новых информационных каналов сейчас просто невозможно (тут можно вспомнить Болотную площадь). Классические же модели работы со СМИ применительно к блогам часто не работают - публика эта на редкость свободолюбива и тяготеет к весьма критическому, не всегда конструктивному взгляду на мир.





2 Я не всякий раз хожу на организуемые в Хабаровске встречи: чаще всего не складывается со временем, иногда просто считаю себя слишком далеким от области ньюсмейкера. В этом контексте мне очень близко мнение, если не ошибаюсь, Сент-Экзюпери, который говорил, что правильно задать вопрос может лишь тот, кто уже знает более половины ответа на него. Таким образом интересующимся могу предложить лишь ссылку на пост о встрече с министром культуры края Александром Федосовым. Присутствовал я еще и на первой встрече с Вячеславом Шпортом, состоявшейся 29 января, но о ней даже писать не стал. Во-первых, она носила неприкрытый предвыборный характер и основной целью было показать, в каком именно окошечке нужно поставить галочку. Во-вторых, сам формат оказался насколько неудачен, будто это делалось нарочно. При взгляде на весьма многочисленную аудиторию, собравшуюся в просторном холле «Платинум Арены», хотелось задать недоуменный вопрос «Кто все эти люди?!» Оказалось, что, зачем-то прикрываясь вывеской блогеров, собрали представителей так называемой неформатной молодежи. В итоге никакого общения с губернатором не вышло, а вопросы, задаваемые Вячеславу Ивановичу упомянутой молодежью, чаще всего сводились к мантре «Дайте денег!» Впрочем, на некоторые прозвучавшие-таки острые вопросы блогеров, касавшиеся, в частности, Большого Уссурийского острова и современной застройки Хабаровска, губернатор отреагировал достаточно нервно и буквально контратаковал собеседников. Видимо, проблемные темы весьма неудачно сочетались с предвыборным форматом. Честно говоря, контраст с предшествовавшим утренним выступлением губернатора на Первой краевой предпринимательской конференции был разительный, там Вячеслав Иванович, даже вскользь упомянув выборы, избежал упоминания конкретной партии и кандидата в президенты.
До конца встречи я успел задать лишь один, надо сказать, весьма второстепенный вопрос (в принципе, сам виноват, что решил начать заход к экономическим темам слишком уж издалека) про бенефиты, которые приносит Хабаровску его статус административного центра Дальневосточного федерального округа - и все. В итоге и писать было особенно не о чем, разве что о разнице в стоимости килограмма автомобиля и килограмма реактивного истребителя. Апофеозом встречи стала фраза губернатора, сказанная им несколько дней спустя в телеинтервью: «Блогеры сами не знают, о чем пишут». Как говорил Марк Твен, опустим завесу жалости над этой сценой.



3 Должен признать, что вторая, июньская встреча с губернатором с организационной и информативной точки зрения оказалась не в пример лучше, хотя немалая часть ошибок все-таки была буквально скопирована. Вновь заявили, что аудиторию составят блогеры, и опять уже в фойе Белого дома захотелось спросить «Кто все эти люди?» Блогосфера Хабаровска такова, что практически все более или менее активные блогеры друг друга так или иначе знают. Конечно, тут можно вступить в продолжительную и в конечном итоге бесплодную полемику на тему, кого вообще считать блогером. (Собственно, острый спор разгорелся в «Твиттере» прямо во время встречи с губернатором.) Мое мнение тут таково, что наличие учетной записи в «Одноклассниках» или в другой социальной сети или даже и микроблога в «Твиттере» вовсе не означает, будто пользователь непременно является блогером. Два более или менее объективных критерия тут, как мне кажется, - это регулярное создание собственного контента и интерес к этим материалам со стороны читателей, ряды которых не ограничиваются лишь родственниками и личными знакомыми.
Кроме того, надо ясно отдавать себе отчет в том, что власть встречается с блогерами не ради них самых (тут льстить самим себе совершенно точно не стоит - министры, не говоря уже о губернаторе, люди чрезвычайно занятые, с очень плотным рабочим графиком), а ради распространения нужной информации по блогосфере и создания в ней позитивного имиджа. Вот тут уже можно провести прямую параллель с журналистами и СМИ.



4 С другой стороны, непосредственные организаторы, полагаю, отчитываются в первую очередь не последующим эффектом (его оценить непросто, даже если специально этим заниматься), а числом присутствующих. В итоге из сорока с лишним человек, собравшихся в весьма обширном зале для совещаний, собственно блогеров, по приблизительным подсчетам, оказалось лишь около десятка. Представителей так называемого молодежного правительства присутствовало как бы не больше. Это, разумеется, право организаторов приглашать, кого они сочтут нужным. Но тогда и название у встречи должно было быть иным и отвечать сути.
О мероприятии было объявлено заранее в открытых источниках, приглашали всех желающих блогеров. Выразивших такое желание оказалось не слишком много, но те, кому действительно было что спросить у губернатора, пришли. Кто определил, что гостей непременно должно быть свыше трех десятков? На мой взгляд, камерный формат встречи оказался бы не в пример продуктивнее и куда лучше способствовал бы нахождению общего языка. На деле же получилось нечто вроде пародии на пресс-конференцию (присутствовали, кстати, и представители СМИ), общение велось через огромный стол и микрофоны. Кроме того, если поделить протяженность встречи (хорошо еще, что она длилась более двух часов вместо изначально оговоренных семидесяти пяти минут) на число собравшихся, нетрудно понять, сколько времени у каждого было на вопросы и сколько времени у Вячеслава Ивановича оставалось на ответы.



5 Общий вид зала для совещаний на десятом этаже Белого дома на площади Ленина. Именно тут принимаются многие ключевые для края и его жителей решения. Как пошутил кто-то из организаторов, у гостей появилась возможность приобщится к управлению Хабаровским краем. Некоторую растерянность у организаторов вызвала необходимость оставить присутствующим телефоны, смарфтоны, планшеты и прочие средства связи, способные навести помехи на аудиоаппаратуру в зале. Однако отнимать у блогеров возможность оперативно «твитить» не стали, лишь попросив присутствующих для выхода в Интернет использовать местную беспроводную сеть, отключив телефонную часть устройств.
На отодвинутом кресле сидел я. :) Кстати, проявив мощный склероз, забыл взять свой фотоаппарат, поэтому снимал на камеру Саши Головко alxr_gol. Сделанные мной, хоть и на чужой фотоаппарат, кадры подписаны моим копирайтом, а пара использованных снимков Саши - соответствующей подписью.



6 «Могучая кучка» хабаровских блогеров: Анна Сидорова anna_sidorova, Александр Головко, Александр Колбин kolbasin и Анатолий Катаев nomadmoon.
Первый вопрос задал Анатолий, коснувшийся темы закупок государственными учреждениями, не в последнюю очередь правительством края, люксовых японских автомобилей, в частности Toyota Land Cruiser стоимостью порядка трех миллионов рублей за штуку. При наличии более дешевых альтернатив и активном продвижении правительством страны лозунгов о поддержке отечественного производителя это выглядит нелогичным. (Впрочем, хочу заметить, федеральное правительство само как-то не спешит осваивать «Лады», если не говорить о единичных показушных пиар-акциях.)
Ответ губернатора сводился к тому, что правительство края уже закупает собранные в России автомобили Toyota Camry, и те хорошо себя зарекомендовали. Если будет предложение, то будет поднят вопрос и о закупках джипов отечественного производства или сборки, но в любом случае машины приобретаются под конкретные задачи и в соответствии с предъявляемыми требованиями. (Понятно, что желания застрять где-нибудь в районной глубинке на сломавшемся «УАЗ Патриот», чиновники не испытывают, не говоря уже о несоизмеримом уровне комфорта и безопасности.) Отдельно чуть позже прозвучала информация, что в гараже правительства Хабаровского края все же стоит один «Патриот».



7 Аня Сидорова поинтересовалась, не стала ли вторая встреча с блогерами просто выполнением обещания губернатора, данного им еще в феврале. Вячеслав Иванович, обратив ответ в шутку, подтвердил, что именно все и обстоит. На самом деле, конечно, же причина организации мероприятия гораздо шире, тем более что до следующих выборов еще ой как далеко.
Анна также напомнила обещание включать блогеров в пул журналистов, выезжающих с губернаторов в районы на те или иные значимые события. Вячеслав Иванович сказал, что помнит об этом, и пообещал, что исполнит и это обещание.
Серьезный вопрос anna_sidorova касался состояния концертного зала ДК судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре, который после пожара находится в состоянии разрухи. Ее поддержали блогеры, приехавшие на встречу из города Юности (транспорт им предоставили). Вопрос оказался непростым, и дать на него однозначный ответ губернатор не смог, так как объект находится в частной собственности, а по закону исполнительная власть не имеет права оказывать давление на владельца. Единственное, Вячеслав Иванович пообещал, что будет сделано все возможное, чтобы не допустить подобной утраты для Комсомольска-на-Амуре.



8 Интерес вызвало и положение на одном из крупнейших заводов города Юности - «Амурметалле», погрязшем в многомиллиардных долгах и стоящем перед перспективой закрытия. Губернатор ответил, что остановку завода с тремя тысячами рабочих мест государство не допустит. По инициативе правительства «Амурметаллу» уже оказывалась крупная помощь (5 млрд через «Внешэкономбанк»), но она не смогла оздоровить предприятие. Недавно был найден крупный серьезный инвестор - «Уралвагонзавод», с которым в настоящее время ведутся переговоры. Панацеей это, конечно, не станет, так как инвестор не настроен брать на себя все долги завода (порядка 18 млрд рублей), однако есть надежда, что со временем финансовая ситуация на «Амурметалле» улучшится. В любом случае завод сохранят, планируется очередная помощь в объеме 2,5 миллиардов.



9 Вашего покорного слугу интересовал главным образом экономический блок, но я успел задать только два вопроса. Первый касался сохранения Хабаровским краем роли важнейшего транспортного узла Дальнего Востока и Восточной Сибири. Если с железной дорогой все в принципе понятно, обеспокоенность вызывает статус хабаровского аэропорта как дальневосточного хаба (что сложилось еще со времен СССР), а также темпы развития порта Советской Гавани и Ванино и его конкурентоспособность на фоне портов юга Приморья.
Губернатор ответил, что Хабаровск останется важнейшим авиационным хабом Дальнего Востока. Краевые власти сейчас занимаются будущим строительством нового аэровокзала - совместного проекта с компанией, управляющей сеульским аэропортом Инчхон. Что касается взлетно-посадочных полос, коль это сфера федеральных властей, край сюда вмешиваться не может. Тем не менее модернизация полос и рулежек в Хабаровске планируется на ближайшие годы. По мнению губернатора, даже то, что базовым портом единственной сохранившейся в ДФО (и то принадлежащей уже «Аэрофлоту») крупной авикомпании «Владивосток авиа» остаются Кневичи, не помешает развитию хабаровского хаба.
Одновременно уже сейчас ведутся работы по строительству новых аэровокзалов на Нижнем Амуре. В Хабаровском крае сохраняется множество населенных пунктов, в которые можно попасть преимущественно по воздуху. Планируется, что локальными опорными аэропортами для организации регулярного авиасообщения с удаленными территориями станут Комсомольск и Николаевск.
Что касается развития Совгаваньского портового узла, то Вячеслав Иванович признал отставание от намеченных темпов, тем не менее высказал уверенность в необходимости и перспективности этого порта для Хабаровского края. Вместе с тем он отметил, что вопрос о прямой конкуренции с Приморьем здесь не ставится, так как у портов разные условия работы и разные задачи.
Второй мой вопрос был о путях перевода экономики края на инновационные рельсы: в чем тут шанс Хабаровского края и удастся ли привлечь и удержать в регионе квалифицированных специалистов, без которых модернизация экономики попросту невозможна.
Губернатор подтвердил то, что уже неоднократно ранее высказывал журналистам: по его мнению, самой сильной стороной края остается авиасудостроительный кластер. В помощь ему создается мощный интеллектуальный кластер на базе вузов. Всех специалистов, по мнению, Вячеслава Ивановича, удержать не получится - кто-то неизбежно уедет. С другой стороны, есть и те, кто, напротив, возвращаются или просто приезжают в Хабаровск с запада России и из стран ближнего зарубежья. Тут главное, чтобы хватило подготовленных кадров для реализации местных инновационных проектов, а их, по словам губернатора, край сохранит.
Чувствовалось, что губернатор как опытный политик может говорить много и по существу, но при этом исключительно обтекаемо. Надеюсь, во время следующих встреч будет возможность обсудить эти вопросы более детально и конкретно: и по инновационным продуктам, уже созданным в Хабаровском крае, и по кадровой тематике. С другой стороны, нельзя не отметить, что на все вопросы Вячеслав Иванович отвечал без подготовки и использования каких-либо «шпаргалок», буквально на лету: сразу было очевидно, насколько глубоко он владеет ситуацией в крае.
Также было отмечено, что для поддержки инноваций будут привлекаться венчурные фонды, работать с которыми, к сожалению, у нас еще толком не умеют - надо этому учиться.



10 Прозвучал вопрос про рост стоимости образования в вузах Хабаровского края. Здесь вызвался ответить министр образования Андрей Базилевский. Он сказал, что коммерческие цены подтянулись вслед за фактической стоимостью бюджетных мест при минимальной рентабельности последних. При этом, по словам министра, число бюджетных мест в вузах края не только не уменьшилось, а даже увеличилось.
На фотографии, кстати, можно видеть, как активно пишет в «Твиттер» во время встречи Андрей Базилевский, являющийся, пожалуй, самым активным пользователем этого микроблога из высших чиновников края.



11 Привели пример строительства молодежного жилья на Камчатке, где, как было сказано, дома площадью 48 квадратных метров обходятся всего в 450 тысяч рублей без учета коммуникаций. Губернатор проявил к проекту скептический интерес, отметив, что сумма кажется ему малореальной, а при строительстве жилья вопрос с коммуникациями является главным, так как дома без удобств мало кому нужны. Именно этим, по словам Вячеслава Ивановича, объясняется казалось бы парадоксальная ситуация для огромного по территории и при этом малонаселенного Хабаровского края, когда при всей обширности региона пригодной для строительства земли на деле мало. Вместе с тем Вячеслав Шпорт сказал, что он открыт для предложений застройщиков, если действительно найдутся желающие построить дома за указанную сумму.
Один из вопросов коснулся созданного недавно Министерства развития Дальнего Востока. Первым комментарием губернатора было «Наконец-то свершилось!». По мнению Вячеслава Ивановича, уже само по себе появление подобного министерства важно для привлечения иностранных инвесторов. Когда они видят столь пристальное внимание федерального правительства к региону, их проще уговорить вложить деньги в Дальний Восток. Также губернатор ожидает от нового министерства большую помощь в реализации широкого спектра программ, главным образом продвижение их в центре и пробивание финансирования. Тут Вячеслав Иванович лишний раз отметил, что именно финансы всегда были и остаются больным местом в реализации различных программ развития региона. При этом он опроверг высказанное предположение, будто роль правительства Хабаровского края после начала работы министерства развития Дальнего Востока уменьшится и станет второстепенной.
Было видно, что вопрос о протестных акциях не доставил губернатору никакого удовольствия. «Все равно все эти протесты вернутся ко мне», - сказал Вячеслав Шпорт: «Не вижу смысла в нагнетании».
Коснувшись темы туризма губернатор посетовал, что в Хабаровском крае тот по-прежнему работает в основном на выезд.
На мой взгляд, удивляться тут не приходится - достаточно непредвзято оценить степень развития дорожной сети, инфраструктуры, числа объектов, представляющих интерес для туристов, а заодно и суммы, которые приходится выкладывать за перелет в Хабаровск, передвижение по краю и проживание. Ну а в черном деле уменьшения туристического интереса к дальневосточной столице власти прикладывают немало усилий, допуская точечную застройку безвкусными и по-азиатски безликими башнями в историческом центре и разрушение памятников архитектуры. Еще немного, и центр Хабаровска будет мало чем отличаться от кварталов китайских провинциальных городов среднего калибра… Хабаровск не может похвастать древней историей, и потому разбазаривание того немного, что у него есть, представляется мне варварством, которое потомки еще не раз вспомнят недобрым словом.
Между тем губернатор выразил надежды, связанные с тем, что часть мероприятий Саммита стран АТЭС пройдет и в Хабаровске. Вячеслав Иванович отметил, что приезд федеральных министров и иностранцев предполагается максимально использовать для демонстрации достопримечательностей и туристического потенциала края.
Значительная часть прозвучавших ответов оказалась во временах Present Continuous и Future Simple, а не Present Perfect. С этим вполне сочеталась достаточно неожиданная информация о том, что Вячеслав Иванович собирается баллотироваться в губернаторское кресло на второй срок: «Хочу закончить начатые проекты, четырех лет для этого недостаточно. Два срока - минимум, чтобы хоть что-то сделать на посту губернатора».



12 Я, конечно, привел далеко не все вопросы и ответы, но те из них, что показались наиболее мне интересными. Часть того, о чем я не написал здесь, можно найти в других отчетах:
- пост Анны Сидоровой,
- пост Анатолия Катаева,
- пост Александра Колбина,
- пост Александра Головко
и сравнения ради «официальный» пост молодежного правительства.
На снимке - рабочий кабинет главы исполнительной власти Хабаровского края. Должен отметить, вполне скромно: ни мрамора, ни полудрагоценных камней, ни ценных пород дерева, ни бархата…



13 На полке напротив рабочего стола стоит модель одной из надежд будущей инновационной экономики края - лайнер Sukhoi Superjet-100. Видимо, это лишнее напоминание того, что некогда Вячеслав Шпорт руководил дальневосточным гигантом - авиастроительным заводом КнААПО.



14 С балкона десятого этажа открывается потрясающий вид на площадь Ленина.
На этом мой рассказ о встрече с губернатором 27 июня завершен. Забегая вперед, скажу, что на этой неделе глава края выполнил обещание, впервые пригласив блогера в свой пул на время рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре, Богородское и Солнечный, связанной с положением на «Амурметалле» и лесными пожарами. Так сложилось, что этим блогером оказался ваш покорный слуга. Об этой поездке в моем блоге планируется целая серия альбомов, публикация которых начнется уже в ближайшие дни.



Хабаровск, новости, Дальний Восток

Previous post Next post
Up