Предвоенный Хабаровск

Mar 05, 2012 17:24




1 Уважаемый leoriq любезно выслал мне сканы сохранившегося в его семье набора открыток с видами Хабаровска издания 1938 года. И хотя часть снимков ранее мне уже встречалась (пусть и в гораздо худшем качестве), иные кадры я увидел впервые. Разглядывание старых фотографий, на мой вкус, - дело чрезвычайно увлекательное. При некоторой доле фантазии можно даже мысленно попытаться заглянуть в давно отшумевшую жизнь. Имя этой машины времени - фотоаппарат. Все снимки, согласно подписям, были сделаны С. Образцовым. Итак, приглашаю всех в путешествие по казалось бы знакомым улицам, только три четверти века назад - перед самым началом Второй мировой войны.




2 Центральный гастроном (Муравьева-Амурского, 9).
2ейчас в этом здании, бывшем торговом доме Кунста и Альберса постройки 1906-1908 годов, также находятся различные магазины. По снимку сложно судить однозначно, однако похоже, что в то время красивую дореволюционную плиточную мостовую перед зданием еще не успели закатать в асфальт. Кстати, в наши дни после реставрации улицы в 2000-х, старой красочной плиткой можно полюбоваться в полной мере.
Непривычным выглядит отсутствие каких-либо строений на заднем плане, выше уровня крыши гастронома, несмотря на довольно высокую точку съемки (похоже, что с кровли стоявшей напротив гостиницы «Дальний Восток»). Также можно обратить внимание на оградку газонов - характерное решение для парадных улиц Хабаровска 1930-1950 годов.



3 Улица Карла Маркса, которой в 1992 году на отрезке от набережной и до площади Ленина вернули историческое имя графа Н.Н. Муравьева-Амурского. В центре кадра помещен легко узнаваемый квартал между улицами Запарина и Фрунзе, занимаемый конструктивистским объемом Дома Советов c кинотеатром «Гигант» (дом №19). В общих чертах этот комплекс, спроектированный в Москве столичными архитекторами, был завершен к лету 1930 года. Впоследствии он несколько перестраивался в 1933-1937 годах с учетом специфики дальневосточного климата.
Правее в поле зрения объектива попал Дальневосточный банк постройки 1928 года (дом №21). Даже по сплошному остеклению лестничных маршей на главном фасаде (в наши дни лестница взята в своего рода эркер со сравнительно небольшими окнами) легко заметить чуть более поздние переделки здания, построенного в стиле «чистого» конструктивизма.
Как я уже писал выше, оказалось, что лаконичный и строгий конструктивизм с его плоскими будто рубленными поверхностями и обилием стекла, ставший архитектурным знаменем новой эпохи, плохо подходил к реалиям хабаровской суровой ветреной зимы и дождливого жаркого лета. Большие площади остекления приводили к значительным сезонным колебаниям температуры в помещениях, плоские кровли создавали проблемы с водоотводом, а высокие парапеты без карнизов приводили к переувлажнению фасадов, что вызывало необходимость в частых ремонтах. Обычно в ходе последующих ремонтов в конструкцию зданий вносились коррективы, пусть искажавшие первоначальную идею архитекторов, зато исправлявшие их явные просчеты.
На снимке видно, что дворовый корпус Дома Советов к моменту, когда была сделана эта фотография, уже успел получить взамен первоначальной плоской крыши скатную кровлю.
Слева на заднем плане виднеется Городской дом (Муравьева-Амурского, 17) постройки 1909 года, на верхних этажах которого изначально работала городская управа. Контраст между затейливым псевдорусским стилем (хоть и с элементами модерна), считавшимся архаичным уже в начале XX века, и ясным утилитарным конструктивизмом, несомненно, рассматривался также в контексте наглядного сравнения старого времени с молодой советской эпохой. Тем более что здесь соседствовали здания, где находилась власть до революции 1917 года и после победы Советов на Дальнем Востоке России. На мой взгляд, исключительно сильный пиар-ход, выражаясь современной терминологией. Вместе с тем можно вспомнить, как примерно в то же время варварски «оболванили» изумительно красивый почти барочный фасад торгового дома Архипова (современный ЦУМ). Его несчастье оказалось в том, что справа и слева тянулись новые конструктивистские здания, и дом Архипова слишком сильно выбивался из общего стилистического ряда северной стороны главной улицы города. Так что Городскому дому очень повезло, как и нам с вами, что мы можем любоваться его первоначальным прекрасным обликом.
Обращает на себя внимание обилие автомобилей на переднем плане и практически полное отсутствие оных далее по улице. Также в кадре нет гужевых повозок. Мне в голову даже закралась мысль о постановочном характере сцены, ведь снимок делался в «официальных» целях. Дело в том, что число машин в довоенном Хабаровске было весьма и весьма невелико.



4 В парке Культуры и отдыха.
Сейчас он называется ЦПКиО имени Н.Н. Муравьева-Амурского и не может похвастать подобной запечатленной на снимке густой зеленью аллей. Полная реконструкция в середине 2000-х придала ему весьма парадный вид, зато лишила большинства деревьев и летней тени, открыв лежащую за парком Комсомольскую площадь ветрам с Амура. Впрочем, зелень - вещь наживная; высаженные семь лет назад деревья растут, и парк уже не выглядит таким лысым, каким казался, скажем, в 2005 году.
Скамейки вроде показанной тут, думаю, исчезли задолго до конца советской эпохи; вероятно, к началу 1960-х, если не раньше. Появились же здесь они, скорее всего, в 1934-1935 годах во время реконструкции парка, ранее называемого просто городским садом.



5 Река Амур у города Хабаровска.
Снимок был сделан с вершины Амурского утеса в направлении речного вокзала. Видны дебаркадеры, к которым приставали пароходы, за ними можно рассмотреть строения городского водопровода - там и по сей день находится водозабор. На заднем плане тянется пустынный берег Амурской протоки (которую тогда, впрочем, на этом участке еще называли рекой Уссури). Индустриального района - современного Южного округа города - тогда не было и в помине. До войны город обрывался в районе затона РЭБ флота.
Здесь невидимые за изгибом берега и листвой деревьев, дальше сооружений водозабора в ту пору находились главные воздушные ворота Хабаровска - городской гидроаэропорт, куда прибывали как военные, так и гражданские самолеты.



6 Спуск к Амуру.
Лестница в этом месте, соединяющая городскую набережную с Комсомольской площадью, существует и поныне, хотя, конечно, выглядит иначе. На заднем плане возвышается здание управления Амурского речного пароходства (Муравьева-Амурского, 2). Узнать его довольно непросто. Дело в том, что изначально, в 1933-1934 годах, оно было выстроено в стиле конструктивизма. Привычный нам неоклассический облик здание приобрело в 1954 году вместе с четвертым этажом основных корпусов вдоль улиц Муравьева-Амурского и Шевченко и пятым этажом угловой башни.



7 Хабаровск ночью, вид с Амура.
Конечно, фотография была сделана скорее в начале сумерек, чем ночью, о чем красноречиво свидетельствуют неосвещенные окна и светлые фасады зданий (подсветка фасадов в ту пору в Хабаровске не практиковалась). Судя по всему, фотограф высаживался со своей громоздкой треногой на Кабельном острове.
Я долго рассматривал такие непривычные очертания родного города - даже к моменту моего детства скайлайн изменился до полной неузнаваемости, не говоря уже о нынешней эпохе с ее вездесущей плотной высотной застройкой.
На снимке можно выделить три основные доминанты. Центральная сомнений не вызывает - это внешне похожее на корабль показанное выше управление Амурского речного пароходства. Большой светлый фасад слева тоже не поставил меня в тупик - это бывшее Военное собрание (Шевченко, 7). Хотя самая старая его часть относится еще к 1882 году, тот облик, что можно разглядеть на старой открытке, ему придали в 1928 году надстройкой третьего этажа объема, сооруженного в 1916 году австро-венгерскими военнопленными. Впереди зданию еще предстояла реконструкция 1947 года, но она была уже не столь масштабной.
А вот со строением у правого края кадра мне пришлось повозиться. Чтобы разрешить последние сомнения, сегодня утром я даже съездил туда. Сейчас с полной уверенностью могу заявить, что в 1938 году главной доминантой выходящего к реке склона Артиллерийской горы, по которой проходит улица Ленина, являлось здание нынешней детской больницы имени Истомина (Тургенева, 45). В 1938 году там еще располагались Хабаровский обком и облисполком. Больнице здание передали уже в следующем году. Оно существует и поныне, только зашито в сайдинг, окружено высокими деревьями и буквально затерялось в тени громадных объемов дома Радио и Спасо-Преображенского собора на площади Славы и долгостроя жилого комплекса «Орлово поле» близ Уссурийского бульвара.
Как все-таки время меняет представление о масштабе! Еще сравнительно недавно несомненной архитектурной доминантой могло выступать трехэтажное здание, к тому же стоящее отнюдь не на самой высокой точке рельефа!



8 Дом Крайисполкома.
Здесь запечатлен уже показанный выше Дом Советов. Почему он вторично попал в набор открыток, гадать не приходится - в те годы комплексом новых и огромных для Хабаровска 1930-х годов конструктивистских зданий вдоль улицы Карла Маркса по праву гордились. На мой взгляд, они составляют предмет гордости и для современного города, хоть рядом с новостройными башнями выглядят едва ли не пигмеями. Столь масштабного цельного архитектурного пласта конца 1920-х и первой половины 1930-х годов нет ни у одного другого города Дальнего Востока, а, возможно, и Восточной Сибири.
Кстати, год выпуска набора открыток - 1938-й - стал важной, а местами и драматической вехой развития застройки в историческом центре. Именно тогда был разработан генеральный план реконструкции Хабаровска, среди прочего включавший в себя надстройку дореволюционных каменных зданий дополнительными этажами. Целью было расширение площадей, остро необходимое быстро растущему городу, а также приведение застройки к более значительному масштабу. На практике решение вылилось в утрату многими примечательными с культурно-исторической точки зрения зданиями первоначального облика и привлекательного декора. Следы этого вмешательства внимательный глаз легко найдет буквально по всему современному центру Хабаровска.



9 Старый и новый Хабаровск в понимании конца 1930-х.
По дошедшим до наших дней зданиям - в ту пору новым - легко опознать запечатленный тут уголок города. Это устье речки Чардымовки, с 1960-х текущей в железобетонных коллекторах под Амурским бульваром, и подъем Комсомольской улицы к Серышева. Массивное здание справа (Комсомольская, 118) - современный Математический лицей, ранее средняя школа №2. Построили ее в 1935 году по инициативе В.К. Блюхера, с 1929 по 1938 год возглавлявшего Особую Дальневосточную (Краснознаменную) армию (ОКДА).
Строение на заднем плане в центре кадра стоит уже вдоль улицы Серышева (дом №3). Это весьма примечательное здание - жилой дом командиров ОКДА, построенный к 7 ноября 1936 года. В нем были предусмотрены даже каморки для прислуги, что шло несколько вразрез с линией официальной идеологии. Не вполне привычный глазу силуэт объясняется тем, что корпус слева будет пристроен только в 1951 году. Ну а левее, через невидимую тут улицу Истомина, высится край обширного комплекса Военного госпиталя (Серышева, 1).
Насколько я понимаю, довольно крупное двух-трехэтажное здание с деревянными крыльями существует до сих пор (Комсомольская, 101), только скрыто линией стоящих вдоль бульвара пятиэтажных хрущевок.
Надо отметить, что старый Хабаровск на открытке представлен весьма уничижительно, скажем прямо, далеко не лучшими образцами архитектуры.



10 Дом Наркомата тяжелой промышленности.
Это здание также дошло до наших дней, хотя узнать его не очень просто: дом несколько теряется в окружающей застройке, а буквы «Н.К.Т.П.» с неоклассического фронтона давно исчезли. Стоит здание по улице Дзержинского примерно на трети подъема от Уссурийского бульвара к Муравьева-Амурского и носит номер 34.
Здесь же стоит обратить внимание на конных военных - лошади в то время на улицах Хабаровска встречались еще довольно часто.



11 Вновь центральная улица - Карла Маркса. Слева из-за деревьев чуть выглядывает упомянутый мною раньше изуродованный бывший торговый дом Архипова, ныне ЦУМ (Муравьева-Амурского, 23), постройки 1916 года. Справа высится еще одно конструктивистское здание - Дом Коммуны (он же Дом-коммуна). Название неслучайно: его строили как прообраз советского жилья нового типа с обобществленным бытом. Последнее выражалось не только в наличии в здании своей столовой, интерната, клуба со зрительным залом (с 1945 года там находится театр Драмы), амбулатории, спортивного магазина, гимнастического зала и даже светолечебницы, но также и общих санузлов для однокомнатных квартир (правильнее даже сказать, просто отдельных комнат). Двухкомнатные и трехкомнатные квартиры уже могли похвастать такими буржуазными излишествами, как отдельные туалеты и ванные комнаты. Кстати, первыми жильцами были работники НКВД Дальневосточного края и члены их семей.
Дом проектировал инженер Гейтман, этнический немец, поэтому позднее родилась городская легенда, будто при взгляде на здание сверху оно имеет очертания фашистской свастики. В наши дни доступные каждому спутниковые снимки не оставляют подобной чепухе ни малейших шансов и вскоре, полагаю, эта городская легенда будет забыта.
Над угловым входом в Дом Коммуны с тротуара, где в позднесоветское время работало известное в городе кафе-мороженое «Снежинка», а сейчас находится магазин одежды, можно видеть надпись «Динамо». Там располагался упомянутый мною чуть выше магазин спорттоваров.
Дом Коммуны был построен в 1931-1933 годах на месте стадиона и городского ипподрома (стадион при этом переместили в парк «Динамо», где он существует и поныне). Отдельные элементы неоклассического декора конструктивистское здание получило последовательно в 1936-м и 1959-1961 годах.



12 Дом Красной армии. В более позднее время он назывался Окружным домом офицеров Советской армии, а сейчас соответственно - Российской (Шевченко, 16).
Трудно поверить, что за этим фасадом скрываются стены одного из старейших из числа условно сохранившихся зданий Хабаровска. Именно здесь в 1882 году была построена резиденция Приамурского генерал-губернатора (первым ее хозяином стал барон А.Н. Корф). Конструктивистский этап жизни здания начался в 1929 году с реконструкцией под Дом Красной армии имени Гамарника, в результате чего бывший дом генерал-губернатора изменился до полной неузнаваемости. В 1933 году последовали новые переделки, затем пожар, последствия которого были устранены к 23 февраля 1934 года. В 1935-1937 годах пристроили зрительный зал, но он в кадр не попал. Зато справа можно видеть уголок крыши небольшого деревянного павильона. Вообще в ту пору комплекс не выходил непосредственно на Комсомольскую площадь, как сейчас, отделенный от нее сначала бывшим садом генерал-губернатора, потом парком ОДОСА. Со стороны площади фасад открыли лишь в начале 2000-х со строительством Успенской церкви.



13 Опять парк Культуры и отдыха.
На снимке можно видеть сразу все три доминанты вечернего снимка Хабаровска со стороны Амура. Слева кадр захватывает фасад бывшего Военного собрания, правее высится увенчанное башенкой управление Амурского речного пароходства (в городе его иногда в шутку называют адмиралтейство по аналогии с Петербургом). Правее и дальше белеет на склоне здание больницы по улице Тургенева.
Внизу, у берега, виднеется пристань пассажирских пароходов и приземистое здание снесенной в 2004 году первой городской электростанции. Последнее к тому времени уже выполняло функции жилья и трансформаторной мастерской, а потому было лишено высокой дымовой трубы. Также, похоже, что в кадр попал наплавной деревянный мостик, ведущей к водной станции «Искра» - импровизированному первому общественному бассейну Хабаровска, переоборудованному из старой баржи.



14 Железнодорожная больница. Это здание - Воронежская, 49а - вполне узнаваемо и в наши дни. Как и изначально, оно входит в комплекс целого городка больницы ДВЖД.



15 Улица Шевченко.
Слева - показанное уже много раз здание бывшего Военного собрания, справа - ограда бывшего сада генерал-губернатора, где в 1956 году построят Спортивный клуб ОКДВА - стенка в стенку с упомянутым выше ОДОСА. Ниже по рельефу виднеется бывший музей Приамурского отдела Русского географического общества (1896-1899), нынешний краеведческий музей им. Гродекова.
Там, где сейчас находится вход в концертный зал Краевой филармонии, на снимке различима надпись «Театр». Любопытно, что именно имелось ввиду, так как театр Музыкальной комедии (сейчас Краевой музыкальный театр) получил эту площадку только в 1947 году (позже переехав в собственное здание). В конце 1930-х, если ничего не путаю, в этом здании все еще должен был находиться Дворец труда.



16 На утесе.
И вновь вид с Амурского утеса. Насколько я понимаю, как раз оттуда, где в 1943 году было построено здание спасательной станции, быстро ставшее одним из наиболее узнаваемых символов Хабаровска. На самом деле станция выполняла роль наблюдательного пункта, откуда военные следили за рекой, из-за которой тогда весьма вероятно можно было ожидать нападения японцев.
Каменная набережная под утесом появилась только в начале 1980-х. Река до проведения берегоукрепительных работ была там весьма коварна и богата водоворотами.



17 Тургеневская улица, ныне просто Тургенева - участок от спуска с Комсомольской площади к речке Плюснинке (сейчас Уссурийский бульвар) и подъем от нее к улице Ленина.
Значительная часть запечатленных на снимке каменных зданий сохранилась и поныне, в частности трехэтажный светлый дом справа вдали - это та самая детская больница, что я уже пару раз показывал. В апреле 1920 году примерно там стояли японские артиллерийские батареи, обстреливавшие речной порт, железнодорожный вокзал, здание кадетского корпуса и в целом центр города.
Сейчас в перспективе улицы Тургенева высится без малого стометровый Спасо-Преображенский собор. В конце 1930-х нынешней площади Славы не было еще в проекте.



18 Открытки подошли к концу, а значит, и наше путешествие в 1938 год завершилось. Надеюсь, вам тоже было интересно.

Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up