«Ведение блога: дальневосточная специфика»

Jun 20, 2011 13:35




1 Если прибегнуть к казенному языку, то этот пост я должен был бы назвать «По многочисленным просьбам». Поскольку меня действительно просили выложить основные тезисы моего доклада, прозвучавшего на секции о блогосфере Дальневосточного интернет-форума, не буду откладывать сие в еще более дальний ящик, мероприятие закончилось без малого месяц назад. Тема моего выступления официально именовалась «Ведение блога: дальневосточная специфика». Неофициально я добавил также слова «личный опыт и частная точка зрения». Я прибег к термину «частная», так как экспертом все-таки не являюсь.




2 Поскольку я добровольно отказался от экспертного пафоса и связанной с ним глобальности подхода, упрощу себе задачу, сведя все к рассмотрению блогов на платформе LiveJournal. В принципе, это допущение мало что меняет, так как именно «ЖЖ» стал народной маркой российских блогеров, и дальневосточники тут исключением не являются. Вообще Россия находится на втором месте в мире по числу LJ-блогов (2,491 млн пользователей против 5,291 млн в США при примерно 30 млн по всему миру. Такие данные приводит «Википедия» по состоянию на март нынешнего года). Существуют, конечно, и иные платформы, а также автономные блоги, но их популяция сравнительно невелика.
Также нужно сразу оговорить то, что не стоит смешивать воедино понятия блогов, микроблогов и социальных сетей. К сожалению, такую ошибку допускают довольно часто. Да, три указанные категории имеют определенные сходства и иные точки соприкосновения, однако кардинально различаются уже по своим концепциям. И приравнивать, скажем, микроблог в Twitter к полноценному блогу на платформе LiveJournal, не следует. Социальные же сети, даже многофункциональный Facebook, служат и вовсе иным целям.

Аудиторию LiveJournal на Дальнем Востоке я не подсчитывал, но это сделала блогер Анна Сидорова anna_sidorova. В ее посте можно посмотреть распределение по регионам - картина получается достаточно любопытная: на Дальнем Востоке она насчитала более десяти тысяч «жежистов», а Приморье по их числу практически не превосходит Хабаровский край, показатели же Якутии также оказались поразительно высокими, зато в Амурской области LiveJournal находится в настоящем загоне.

Со своей стороны, я попробовал определить, сколько же среди дальневосточников так называемых тысячников, то есть тех блогеров, каждого из которых читают не менее тысячи пользователей. И тут я опять-таки упростил себе задачу, намеренно не принимая в расчет тех тысячников, кто увлекаются так называемым взаимным френдингом. Известно, что иные пользователи добиваются более или менее большого числа зафрендивших их блогеров путем взаимности: в ответ на занесение в друзья они сами добавляют новых читателей в свой список друзей. Проще говоря, работает принцип «Ты мне - я тебе». Конечно, подобный подход имеет чисто технические ограничения, однако набрать одну-две тысячи френдов, а с учетом «мертвых душ» и чуть больше, он позволяет. Однако физически читать такое количество LJ-друзей просто невозможно, и, думаю, пытаться спорить с данным утверждением бесперспективно. Значит, несмотря на высокие численные показатели, реальная аудитория подобных блогов в разы, возможно, на порядки ниже номинальной. Меня же при составлении доклада интересовали те блогеры, кого реально читают много других людей, иными словами, я искал только тех, у кого отношение зафренженых пользователей к тем, кто зафрендил их самих, намного меньше единицы.



3 Не буду претендовать на знание истины в последней инстанции, однако при помощи опроса в своем блоге и в двух региональных сообществах на всем Дальнем Востоке я нашел лишь шесть «настоящих» тысячников. С учетом увлекающихся взаимным френдингом эту цифру нужно увеличить в 2-2,5 раза.

Вообще-то, переходя к этой части доклада, я планировал громогласно заявить, что в Дальневосточном федеральном округе так называемых топ-блогеров как явления нет. Однако проведенное исследование показало, что в своих первоначальных выводах я ошибался. Строго говоря, термин «топ-блогер» не имеет точного определения, но условно принято считать, что это пользователи с аудиторией от десяти тысяч читателей и выше. И такие люди на Дальнем Востоке имеются, пусть и некоторыми оговорками.

Несомненным лидером является пользователь shpilenok с Камчатки. У него на конец мая было совершенно фантастическое число друзей - немногим менее 28 тысяч! Оговорка, правда, заключается в том, что Игорь Шпиленок сам себя позиционирует как жителя Брянска, однако по работе он много времени проводит на Камчатке. По слухам, его ЖЖ стал пользоваться высокой популярностью после того, как о нем написал в своем блоге Артемий Лебедев. Это ни в коем случае не умаляет достижения Игоря, так как о неинтересном журнале дизайнер всея Руси писать бы не стал.

На втором месте находится жительница Приморья tosainu почти с 9 тыс. читателей, что вполне позволяет отнести ее к рядам топ-блогеров.

Остальные четыре тысячника значительно уступают лидерам по числу читателей. Что касается географии, то в Хабаровском крае я нашел одного такого пользователя (это, извините за нескромность, ваш покорный слуга), в Приморье - еще троих (vsolkin, dimorfant и sinegal). И это все!



4 На мой взгляд, для огромного региона, занимающего более трети всей территории страны, шесть тысячников - это поразительно мало. Впрочем, в данном контексте Дальний Восток логичнее измерять не в квадратных километрах, а численностью населения, она же очень невелика - около 6,5 миллионов человек. Если учесть слабо развитую телекоммуникационную инфраструктуру, проще говоря, самый дорогой в России доступ в Интернет при отсутствии повсеместной доступности подключения, то говорить стоит о цифрах еще более скромного порядка.

Однако всякая медаль имеет две стороны. Низкая численность населения, дорогой и не всегда доступный Интернет означают одновременно более низкую конкуренцию среди блогеров. Конечно, они в принципе не конкурируют подобно коммерческим организациям, но в той или иной форме борьба за читателя ведется. Второй позитивный фактор вытекает из удаленности Дальнего Востока, - это некий ареол романтики и, может быть, даже таинственности региона. Разумеется, преимущественно в глазах тех, кто здесь не бывал, но интересуется окраиной страны. Резюмируя, можно сказать, что о Дальнем в блогосфере Востоке пишут мало, и хоть интересуются им тоже немного людей, зато их внимание обеспечено тем, кто посвящают свои посты далекому и интригующему региону.

Если проанализировать контент блогов упомянутых тысячников, то можно сделать выводы: читателей из других уголков мире в этих «Живых журналах» интересуют фотографии Дальнего Востока (города и природа) с более или менее короткими текстовыми пояснениями. Исключением тут выступает tosainu, которая является скорее писателем. Ее контент универсален и по большому счету не имеет ярко выраженной региональной специфики.



5 В конце мая в рамках подготовки доклада на Форум я провел в своем блоге опрос читателей. В нем приняли участие всего 196 человек, тем не менее я полагаю, результаты достаточно репрезентативны. Конечно, нельзя напрямую распространять полученные цифры на все дальневосточные блоги с оригинальным контентом, но определенная корреляция, несомненно, наблюдается.

Как я и предполагал изначально, подавляющая часть моих читателей - 72% - живут за пределами Дальнего Востока, причем 19% вообще за рубежом. На долю дальневосточников приходится менее 30%, две трети из которых являются хабаровчанами.



6 Понятно, что коль центральной темой моего блога выступает Дальний Восток, не приходится удивляться, что мой родной регион интересен большей части аудитории. Это вполне очевидно: в противном случае меня бы просто не читали. К слову, наименьший рейтинг среди предложенных мною на выбор тем имеет западная часть страны. А Европа, к моему удивлению, уступила Азии.



7 Интерес к истории моего родного Хабаровска и его видам оказался выше, чем к материалам новостного и бытового характера.



8 Достаточно болезненным вопросом является монетизация блогов. Плюсы ее вполне очевидны: то, что начиналось как хобби, начинает приносить вполне осязаемые деньги, а при промышленном подходе можно жить, имея блог в качестве единственного источника дохода. Примеры такого имеются не одних только столицах. Кроме того, за определенным пределом развитие блога требует довольно много сил и средств, и вполне понятно желание свести баланс хотя бы к нулю.

Однако какой ценой это достигается? Мне очень нравятся слова знаменитого советского клоуна Михаила Николаевича Румянцева, известного любителям цирка под псевдонимом Карандаша. Он говорил своему юному ученику - будущему еще более знаменитому клоуну и киноактеру Юрию Никулину: «Халтура - это самоубийство с целью личной наживы».

Если блог изначально создавался исключительно как рекламный, это еще не так страшно, но если сначала его вели в нейтральном ключе, а потом вдруг стали появляться многочисленные странные посты очевидной рекламной направленности и неясного позиционирования, - понять и принять это способны далеко не все.

Дело в том, что высокими гонорарами за рекламу в блогах могут похвастать лишь немногие топ-блогеры. Остальные же, если хотят жить за счет сетевого дневника, вынуждены лепить рекламные посты буквально за копейки, а значит, публиковать их в огромных количествах. На самой известной в Рунете бирже рекламы в блогах еще недавно минимальная ставка составляла 7 рублей. Это за так называемый постовой - ссылку на ресурс заказчика с кратеньким сопроводительным текстом к нему. Всего в посте обычно разрешается размещать не более трех постовых. Ладно, 7 целковых - дело прошлое, в 2010 году планку подняли до 15 рублей, а недавно вроде бы и вовсе до 30-и. Но даже так это 90 рублей за пост, нафаршированный рекламой. Разумеется, кроме постовых покупают и посты целиком, но и там расценки невелики - все, что дороже 500 рублей, уже считается крупным заказом. В итоге чтобы заработать на жизнь, такому блогеру приходится непрерывно гнать мутный поток «мусорных» постов.

Но и это только цветочки. Дело в том, что сотрудничающие с «Блогуном» и тому подобными биржами обязаны обманывать своих читателей - условия прямо обязывают даже не заикаться о том, что пост проплачен и является рекламой. Таким образом и появляются в блоге, скажем, жителя Иркутска, восторженные отзывы о некой компании по установке пластиковых окон, скажем, из Калиниграда. Мол, и дома они ему балкон застеклили, и на даче окна поставили, и скидку дали, и вообще все замечательно было. Конечно, такой блогер не забудет дать ссылку на сайт чудесной фирмы.

Как относиться к подобным вещам - личное дело каждого. Мне как-то ближе приведенная выше фраза Карандаша. Эдак и лицо потерять недолго, а репутацию восстановить куда труднее, чем набрать очередную сотню псевдодрузей путем акций по взаимному френдингу.

Кто-то спросит, откуда я столько знаю о биржах по продаже рекламы в блогах. Грешен, сам в прошлом году всерьез подумывал о дополнительном заработке. Но когда вник в суть и увидел, на что мне придется пойти, пришел в ужас. Пойти на обман читателей и совершить тем самым виртуальное самоубийство я не готов. Соответственно, «мусорная» реклама в моем «Живом журнале» так и не появилась.

Другой вопрос «честная» реклама - с обязательным указанием на то, что пост проплачен и необязательно выражает личное мнение блогера. Показательно, что на такой шаг пошел даже вполне обеспеченный Сергей Доля. Однако и тут есть свои подводные камни - нужно вдумчиво подходить к каждому предложению, чтобы не сыграть ненароком на руку нечистому на руку бизнесу (вроде «Паритета-Кирби» или издохшего-таки «Аква-Теста»). Да и тематика желательна в русле направленности блога.

При таком подходе разумеется, простому тысячнику заработать сложно, так как рекламодателю зачастую выгоднее заказать через «Блогун» сотню ссылок на свои интернет-ресурсы, чем за те же деньги разместить один-единственный полноценный пост-обзор. Рекламу же, направленную на прямые продажи, за вменяемые деньги сейчас дают преимущественно «топам»…



9 Когда я провел опрос по поводу отношения аудитории к рекламе, результаты меня удивили. Лишь чуть более 15% читателей безоговорочно занимают негативную позицию, 22% вовсе безразлично, есть в блоге реклама или ее нет. Положа руку на сердце, должен признать, что мне лично ближе позиция первых.



10 Впрочем, монетизация не всегда сводится к одной лишь рекламе. Для блогов с оригинальным контентом по крайней мере в недалеком прошлом имела возможность продажи материалов (иногда в исходном виде, иногда в адаптированном) различным СМИ, включая традиционные бумажные издания. Этим видом деятельности грешил и я, но тенденции последних лет таковы, что в той сфере стали отдавать предпочтение халяве. Кто-то на голубом глазу просит материалы, предлагая в качестве гонорара указание авторства, в лучшем случае ссылку на блог. А кто-то делает еще проще, втихую «заимствуя» контент без ведома блогера и указания источника.

К сожалению, стало весьма устойчивым мнение, будто блогеры - это такие пылающие энтузиазмом дурачки, радостно делящиеся плодами своего труда со всеми и везде. Видимо, нет понимания, что человек работает на свой личный блог, а это большая разница с бесплатной работой для какого-то коммерческого сайта или журнала, который рядом тут же продаст рекламу.

Другая форма привлечения блогом денежных средств - сбор пожертвований. Ее успешно освоили иные интернет-проекты (та же «Википедия»), но очень это сложный и чаще всего бесперспективный путь. Ваш покорный слуга недавно провел подобный эксперимент; результаты оказались не обнадеживающими. Спасибо большое всем тем, кто поддержал мой блог, и прошу не относиться к упомянутому посту исключительно как к эксперименту (возможность эту я убирать не стану). Однако подобная форма монетизации на практике имеет смысл только для крупных и социально значимых проектов, чья важность и полезность несомненны, вроде «Роспила».

Не все, однако, измеряется одними деньгами. Блог способен оказать помощь в раскрутке собственных проектов, в том числе офлайновых. Блог помогает сократить издержки при путешествиях: часто находятся читатели, готовые не только помочь советом где и что, но и предоставить на несколько ночей крышу над головой. Блог здорово помог нам, когда в ноябре прошлого года мы оказались в беде в Таиланде. Информационная и языковая поддержка казалось бы совершенно незнакомых людей помогла разрешить массу проблем, очень многие предлагали помочь деньгами, но, к счастью, это не потребовалось - выручили родственники. Мой личный опыт показал, что блог служит куда более надежной страховкой, чем бумажка, купленная в страховой компании, особенно если эта компания российская. В конце концов блог дает массу полезных знакомств и связей, недооценивать которые не стоит.



11 Не стоит недооценивать блоги и в более общем смысле, показательный пример тут - все еще бурлящие события в Северной Африке и на Ближнем Востоке. На мой взгляд, все возможности блогов пока не раскрыты, а степень их влияния на мир в целом преуменьшается. Собственно, работать с блогами пока не научились. Не являются в этом исключением ни власть, ни бизнес.

Приведу недавний случай из жизни. Со мной связалось рекламное агентство, представляющее интересы пивоваренной компании «Балтика», и предложило мне несколько дней плотненько освещать в моем блоге их мероприятие в Хабаровске (дегустацию пива и т.п.). В качестве вознаграждения значилась возможность выиграть поездку в Петербург (я так понимаю, на пивной фестиваль). Даже отбросив тот факт, что пиво я не люблю, а в Петербурге завтра окажусь «своим ходом», меня возмутила формулировка «получить возможность выиграть» в контексте гонорара за заказанную «Балтикой» работу. Когда, скажем, Intel в свое время приглашал меня в качестве журналиста в Силиконовую долину, оплачивая все расходы, включая перелет из Хабаровска через Москву и Нью-Йорк, ни слова от них не прозвучало про то, что, как и где я должен написать про их мероприятие. Я мог вообще ничего не писать и не публиковать; другой вопрос, что в дальнейшем меня бы приглашать перестали, но в любом случае это был бы мой свободный выбор. Здесь же «Балтика» сразу поставила условия при перспективе оставить мою работу без вознаграждения. В итоге я отказался, написав предельно выдержанное в формулировках, но одновременно ироничное письмо, где сообщил, что если я захочу получить возможность что-то выиграть, мне проще купить за пятьдесят рублей в киоске лотерейный билет и получить возможность выиграть квартиру в Москве. Ответ, конечно, не последовал. Кстати, рекламное агентство предлагало такую же форму сотрудничества и некоторым другим хабаровским блогерам, трое моих знакомых тоже отказались. В общем, мое мнение таково, что так с блогерами работать нельзя - вместо рекламы легко заполучить прямо противоположный эффект.

Пара слов о рейтингах. Увлекаться ими не стоит, так как в основе всех «пузомерок» лежат достаточно произвольные математические модели, и тут все ограничивается лишь фантазией составителей. Человек вообще существо не цифровое, но аналоговое, поэтому в сухих числах можно отобразить и оценить далеко не все. А, зная подноготную того или иного рейтинга, достаточно просто искусственно завышать те или иные показатели. Самый простой пример - создание блогов-двойников, виртуалов или просто ботов, которые будут активно постить ссылки на главный блог. Итогом такой виртуальной активности станут куча ссылок и высокий рейтинг, правда, при практически полной тишине в комментариях и отсутствии читательского интереса. Так что мой рецепт таков: даже если принимать во внимание какие-то рейтинги, лучше руководствоваться простым правилом про собаку и караван. Истинным мерилом тут является скорее внимание читательской аудитории, именно поэтому я иногда огорчаюсь, что иные трудоемкие посты вызывают мало комментариев и ссылок на внешних ресурсах.

Что касается перспектив дальневосточной блогосферы, то она, конечно, неизбежно продолжит свое развитие. В блоги будут приходить новые интересные люди, число обитателей «Живого журнала», «Твиттера» и т.д. продолжит расти, хотя, конечно, численность блогеров едва ли в обозримой перспективе достигнет даже трех процентов от числа обитателей Дальнего Востока. При все при этом следует помнить, что за любым блогом стоит в принципе такой же человек, как и в реале, и наделять его «виртуальными» чертами ей-богу не стоит.



12 На этом, пожалуй, закругляюсь, ибо и без того размахнулся сверх всякой разумной меры. Надеюсь, кто-то все же найдет в себе силы прочитать этот мой текст до конца.
Благодарю за внимание! :)

Дальний Восток, на манжетах

Previous post Next post
Up