Велопутешествие по Горному Алтаю. День первый 8 июля 2014
Встал по сигналу будильника в 06:00, выполз из палатки, ребята ещё спали. В стороне шумела Башкаус, из-за гор начало показываться солнце. Долина просыпалась. Сходил на реку, умылся, набрал воды в котелки, поставил на огонь. Погода была многообещающая, из ущелья лениво выплывал туман и незаметно растворялся. Пока нагревалась вода, схватил камеру и пощёлкал виды. Проснулся Саня, начал помогать с приготовлением завтрака.
На дорогу вышли в девятом часу. Башкаус проехали по обновлённому мосту. В реке после паводка накопилось дров на несколько отопительных месяцев для маленькой деревушки. Их местные жители потихоньку вытаскивают из воды и увозят в села.
Солнце тем временем начало свою работу. Подъехали по песчаному участку к спуску в урочище Кукпут. Слева от нас возвышалась скала, с которой должен был открываться многообещающий вид на долину реки Чулышман. Побросали велики, поползли на камни. И не прогадали. Виды фантастические, уходить не хотелось с этого места.
Скрипя сердцем, спустились с горки, попрыгали в сёдла и съехали в урочище. Покатили по “стиральной доске” идущей вверх по течению. Доехали до первых деревьев, растущих вдоль реки, не удержались от соблазна окунуться в холодную воду. Дно илистое, но держит. На берёзах у самой кромки воды до высоты в полтора метра от земли были следы грязи и царапины, с ветвей свисала трава и тина. Легко можно было догадаться, каков был уровень Чулышмана по время паводка.
Пока плескались в реке, мимо нас пролетела колонна автотуристов, приветственно машущих нам руками из окон.
Дальше попилили вдоль Чулышмана. Дорога то уходила в сторону от реки на несколько метров (а то и десятков метров), то прижималась вплотную, что можно было даже сорваться в воду.
Вдалеке в долине показались крыши домов, купол церкви. Это Коо.
Подъехали к длинной ограде, тянущейся со склона горы к реке. Закрытые ворота. За оградой на обширном лугу паслись лошади.
Въехали в село Коо. Во время наводнения оно также сильно пострадало, как и Балыкча. Здесь “постарались” реки Чулышман и Коо. Но глядя на теперешнее состояние села, и не подумаешь, что всего месяц назад здесь бушевала стихия.
Направились к Церкви Николая Чудотворца. Как только привалили велосипеды к забору, огораживающему церковный двор, подошёл нетрезвый алтаец средних лет и с ходу предложил купить свежего молока. Он отошёл на пару минут, принёс полторашку. Заплатили ему 70 рублей. Предложил своего хлеба, мы сказали, чтобы нёс. Мужик ушёл довольный. Минут через пять пришёл не один, а с ещё более пьяным другом. У друга за пазухой торчала завёрнутая в газету здоровенная булка хлеба. Отдали за неё 50 рублей. Удивились весу - около 800 грамм. Что примечательно, газета была на алтайском языке. Ну и, естественно, с ними пообщались. Они не скрывают, что практически, всё мужское население пьёт, пьёт ежедневно из-за того, что делать нечего. Скотина пасётся самостоятельно, хозяйство ведут женщины. Ходят в горы на охоту, берут в основном оленину. Занимаются рыбалкой. Мы спросили о хищниках, обитающих в окрестных горах. Есть волки, лисы, медведи, выше в горах встречаются барсы. После интересного общения пожелали друг другу удачи, пожали руки, попрощались.
Зашли в местный магазин “Танюша”. Купили пряников, пообщались с продавцом - милой женщиной. Она рассказала, как тяжело живётся в селе, как страшно было во время наводнения.
На выезде из Коо заскочили в лавку у последнего дома, купили там вкусных горячих лепёшек - 40 руб./шт.
Отъехали на пару километров и решили сделать привал - отведать купленную вкуснятину и заодно покупаться в реке. Было около полудня, температура воздуха за тридцать градусов. Отдыхали около получаса.
Выехали обратно на “стиральную доску”. Проехав около километра, у места впадения реки Карасу в Чулышман показалась база отдыха “Каменные грибы”, построенная как раз напротив одноименного чуда природы. Свернули к реке, чтобы посмотреть на каменные образования. Попутно пофотоохотились на пасущихся журавлей. Чтобы ближе посмотреть на грибы, желающих на противоположный берег переправляют на моторной лодке, естественно, за деньги. Мы ограничились их наблюдением в длиннофокусную оптику моей камеры.
Ущелье Карасу
Каменные грибы
Вернулись на дорогу, продолжили путь по живописной долине реки.
Проскочили базу отдыха “Учар”, находящуюся у входа в ущелье Чульча. Отсюда начинается тропа к самому большому каскадному водопаду Алтая - Учар. До него нужно добираться по довольно сложной тропе около восьми километров. На это у нас, к сожалению, не было времени.
Ущелье Чульча
То слева, то справа на скалистых склонах гремели водопады. У пересекавших дорогу речушек, впадающих в Чулышман делали остановки, чтобы охладиться. Мосты через них в идеальном состоянии, на некоторых видны следы восстановительных работ - новые доски и гвозди, свежая краска.
У одного из водопадов сделали остановку. Зрелище грандиозное, проскочить его было бы непростительно.
После одного из довольно крутых подъёмов у Саши начался сильный стук в районе заднего колеса. Обнаружилась известная по Мангышлаку проблема - лопнул болт крепления стойки багажника. На замену болта ушло около десяти минут.
Время шло к семи вечера. Стали появляться крупные базы отдыха, автомобили отдыхающих (номера регионов в основном 04, 22, 54, 24, 42). Медленно, но верно мы приближались в перевалу Кату-Ярык.
Перевал Кату-Ярык. Напротив подъёма в перевал, на берегу Чулышмана расположена база отдыха “Кату-Ярык”. Здесь была запланирована ночёвка. Заехали на базу. У администратора спросили о цене за размещение палатки на территории. 200 рублей с палатки. Да ну! Отъехали от базы метров на двести, поставили палатки прямо напротив красивейшего водопада.
Только поставили палатки, начали кипятить воду, как из долины выплыли тяжёлые чёрные тучи, из которых посыпал крупный град. Буря продолжалась около десяти минут. Тучи ушли вниз по долине, опять показалось солнце.
Ужиная, долго наблюдали молнии, разрезающие небо вдалеке над горами.
Спасть улеглись в десятом часу.
Компьютер: S=54.90 км; T=7:30 ч; Vср=10.86 км/ч
GPS: S=148.52 км; T=9:14 ч; Vср= 16.1 км/ч
Велопутешествие по Горному Алтаю. День третий