«Все есть Число»
Пифагор Лев Яковлевич Рохлин - советский и российский военный и политический деятель, депутат Государственной думы РФ II созыва, председатель Комитета Государственной думы РФ по обороне, генерал-лейтенант. Основатель и первый председатель Движения в поддержку армии.
Лев Рохлин
Генерал против президента 3 июля состоялось заседание оргкомитета нового общественного движения: «Движения в поддержку армии». Вместе с членами оргкомитета Лев Рохлин много ездит по стране. 20 августа появилось новое обращение Льва Яковлевича под названием «Мы скоро потеряем право называться гражданами России».
Мы требуем сформировать правительство народного доверия и подготовить условия для новых свободных выборов, - говорилось в обращении. Создаваемое нами Движение стремится объединить представителей самых разных организаций. Спектр их политических взглядов колеблется от левого до правого края, включая середину. Мы не ставим никаких условий для тех, кто нас поддерживает. Мы не приемлем только тех, кто проповедует идеологию фашизма и агрессивного национализма.
Инициаторы Движения не ставят перед собой задачи прихода к власти. Мы хотим лишь одного - дать народу еще один шанс сделать свой выбор. Мы надеемся, что, наученный горьким опытом, он сумеет сделать правильный выбор, о котором ему не придется жалеть.
В своих намерениях мы готовы идти до конца, невзирая на самое яростное сопротивление. Мы готовы к диалогу с любыми оппонентами, готовы учесть любую точку зрения, если она конструктивна. Мы принимаем любую критику, если она обоснована…. Если мы не объединимся во имя спасения Отечества, мы очень скоро потеряем право не только на свои политические взгляды, но и право называться гражданами России».
Это обращение было хорошим по форме, но на деле замаскировывало истинные цели тех людей, которые сплотились вокруг Рохлина. Достаточно посмотреть на состав оргкомитета нового движения.
Одним из членов оргкомитета был экс министр обороны Игорь Родионов, утративший свой пост за месяц до создания ДПА. Помимо Родионова в оргкомитет вошли Виктор Илюхин, бывший глава КГБ Владимир Крючков, Валентин Варенников, Альберт Макашов, Владислав Ачалов, Станислав Терехов, Григорий Яшкин из союза ветеранов, бывший начальник советской внешней разведки Леонид Шебаршин и донской атаман Николай Козицын.
Состав говорил сам за себя. Свои цели трое из участников ДПА озвучили пять лет назад, когда были активными участниками вооруженного мятежа, произошедшего в октябре 1993 года.
На Станиславе Терехове тогда была ответственность за первую пролившуюся в столице кровь, а Альберт Макашов участвовал в штурме московской мэрии и телецентра Останкино. Владислав Ачалов, как известно, запомнился призывами к бывшим боевикам и наемникам съезжаться в том же 1993 в Москву и защищать мятежников. Скорее всего, они и играли в оргкомитете решающие роли.
Можно ли считать, что они сгруппировались вокруг Рохлина только тем летом, а до этого каждый из них был сам по себе? Это исключено. Летом 1997 года их союз просто вышел из тени и приобрел официальный характер, а сотрудничали с Рохлиным они задолго до создания оргкомитета нового движения.
Скорее всего их сотрудничество началось еще после того как Лев Яковлевич вернулся из Чечни обратно в Волгоград. Эти люди умело использовали боевого генерала, приобретшего популярность в народе после Чечни, и решили на его плечах попробовать снова свергнуть Бориса Ельцина и довести до завершения октябрьский несостоявшийся мятеж.
Рохлина сначала убедили сотрудничать с Черномырдиным, потом через Виктора Илюхина познакомили с материалами о коррупции в армии. Дальше Рохлин сам уже был готов свергать законную власть любыми способами.
Очень хорошо на эту тему высказался публицист Олег Мороз. Он справедливо заметил, что Рохлин был честным человеком, но темным и не интеллигентным, далеким от политики, и полагал, что если Ельцину объявить импичмент, воровство в армии сразу прекратится.
Любопытные воспоминания о том периоде жизни Льва Рохлина оставил в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте» Михаил Полторанин, бывший соратник Бориса Ельцина, ушедший впоследствии в оппозицию к президенту. Полторанин рассказывает, что летом 1997 года он познакомился со Львом Яковлевичем.
«Однажды зазвонил телефон. - Михаил Никифорович? - спросил голос. - Это Рохлин Лев Яковлевич, председатель комитета Госдумы. Отношусь к вам с глубоким почтением и хочу встретиться.
К вечеру он подъехал в мой офис в Доме на Набережной, с небольшой кожаной папкой... Он был откровенен, мне показалось, до дна. И верил, что я этой откровенностью не воспользуюсь в дурных целях. Очевидно, получил гарантии от кого-то из наших общих знакомых».
Полторанин рассказывает в мемуарах, что Рохлин пришел к нему для того, чтобы привлечь его в свое создаваемое «Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки».
«В его кожаной папке лежали черновые наброски Декларации ДПА, воззваний, уставных документов. Он хотел, чтобы я вчитался в них повнимательнее и привел в надлежащий вид. И еще он хотел, чтобы я стал членом ДПА, - пишет Полторанин.
По его словам отказался вступать в ДПА, мотивировав свой отказ тем, что он бывший член команды Ельцина, но при этом выразил готовность помогать создаваемому движению, чем сможет.
В той же книге он оставил важное свидетельство того, что у Рохлина отсутствовали политические амбиции, он не собирался, не выдвигаться в президенты в будущем, его планы были иными. Рохлин по воспоминаниям Полторанина «горел желанием и ставил своей целью отстранить «семью» от власти…., принять участие в формировании Комитета Национального Спасения (КНС) - и отойти в сторону. А уже КНС должен был по Конституции провести демократические выборы президента»...
Полторанин лишь подтверждает гипотезу, что Рохлина умело использовали в своих целях те люди, кто в 1993 году уже предпринимал попытку вооруженного мятежа.
Несомненно, что именно они и вошли бы в так называемый комитет национального спасения, о котором Рохлин рассказывал Полторанину. Кого бы эти люди поставили новым президентом?
Если внимательно посмотреть на состав оргкомитета, но в глаза сразу бросается фигура Владимира Крючкова - одного из активных участников августовского путча 1991 года. Можно предположить, что именно Крючкова мятежники планировали посадить в президентское кресло.
10 сентября Рохлин вышел из НДР, а спустя 9 дней провел пресс-конференцию, на которой рассказал, что в кремле решили его дискредитировать путем организации пьяной драки с его участием и выставить пьяницей и дебоширом в глазах общественности.
В случае неудачи, - подчеркивал Рохлин, будет предпринята попытка физического устранения. Данная пресс-конференция была хорошим пиаром перед состоявшимся на следующий день съездом ДПА.
****
В том же мае 1998 года Рохлин был освобожден от должности председателя комитета Государственной Думы по обороне. Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что КПРФ в полном составе проголосовала за его смещение.
Например, историк Валерий Соловей в книге «Революtion! Основы революционной борьбы в современную эпоху» пишет, что за день до голосования Зюганов жал Рохлину руку и обещал поддержку.
Фактически Соловей намекает на то, что коммунисты предали Рохлина. Но это совершенно не вяжется с их дальнейшей совместной деятельностью. Льву Яковлевичу смещение с поста главы комитета было даже выгодно. Это позволяло ему предстать в глазах народа заступником, пострадавшим от власти. Скорее всего, поэтому он заранее договорился с коммунистами о том, что они проголосуют за его смещение.
Бывший министр МВД Анатолий Куликов в книге «Тяжелые звезды» вспоминает, как в конце апреля Рохлин позвонил ему на дачу и попросил разрешения встретиться.
«Я охотно согласился, и мы, как только он приехал, зашли в охотничью комнату, - пишет Куликов. Сразу же бросилось в глаза, что Рохлин несколько возбужден, как бы наэлектризован.
Без всяких вступлений он задал прямой вопрос: «А.С., как вы думаете, если армейские части войдут в Москву, будут ли внутренние войска этому препятствовать?»
Вот так - не открывая никаких планов, буквально с порога. Но в этих словах было нечто, что заставило меня отнестись к его словам более чем серьезно: не тот человек Рохлин, чтоб пугать меня словесной депутатской пургой. Не те у нас с ним отношения. Значит, что-то произошло. Значит, что-то заставило его примчаться ко мне на дачу за неким советом, который нужен ему позарез.
Что ж, высказал то, что думал. Выдержал его тревожный взгляд и ответил твердо: «Лева, если речь идет о вооруженном мятеже или о попытке устранения нынешней власти с помощью Вооруженных Сил, то скажу тебе прямо - эта идея не имеет никакой перспективы, кроме перспективы гражданской войны. Я уже не говорю о том, что тебе самому придется ответить за это, и ты должен помнить, что от тебя в таком случае будут зависеть тысячи, а быть может, десятки и сотни тысяч человеческих судеб. И сам я - убежденный противник таких методов, и тебе их использовать не советую».
Полковник Николай Баталов, воевавший вместе с Рохлиным в Чечне и участвовавший вместе с ним в создании ДПА, в интервью журналу «Русский репортер» прямым текстом рассказывает, как именно Лев Яковлевич планировал осуществить будущий военный мятеж: «В центр Волгограда, на площадь Павших Борцов и площадь Возрождения, планировалось вывести силы корпуса. После выступления корпуса происходит оповещение по другим армейским частям.
Нас поддержали бы в самых разных местах. Всю схему я не знаю. Говорю, что знаю. Вот Кремлевский полк, полк охраны, он был пополам: часть командования за Рохлина, часть - за президента. Этот полк не смог бы нам помешать, хотя бы мы прямо в Кремль пришли.
Главный запасной командный пункт вооруженных сил был просто куплен - дали деньги кому надо, хорошие бабки, и он говорит: «Все, в это время будет снята охрана. Я уйду, и вот вам связь со всем миром….
Первая попытка выступления была назначена на двадцатые числа июня. Лев Рохлин тогда в очередной раз приехал в Волгоград. После баньки мы это все дело обсудили, утром командиры разъехались, а в четыре утра все здесь загудело: нас блокировала бригада внутренних войск, - продолжает Баталов.
Я ко Льву Яковлевичу мчусь, говорю: «Так и так, что делать? Нас накрыли». Но они не знали, где командный пункт. КП уже вышел в поле, машин двадцать, связь и все остальное. Рохлин говорит: «Давай все в исходное возвращать. А я еду в Москву. Ничего не получится - повяжут всех». Мероприятие пришлось отложить».
Да, мятеж был отложен, но ненадолго. Всего на месяц, новая дата выступлений была намечена на 23 июля 1998 года.
Как же планировали действовать мятежники после похода на столицу? Николай Баталов уже в другом интервью, газете «Комсомольская правда рассказывал, что они планировали первым делом отключить связь и перекрыть ключевые дороги. Затем назначенные люди должны были вывести из Дома Правительства соратников Бориса Ельцина, а самого президента вынудить уйти в отставку. После отставки Ельцина планировалось организовать временное правительство.
****
Этим планам не суждено было осуществиться. Утром 3 июля по всем телевизионным каналам поступило известие о трагедии в семье Рохлина. Генерал был застрелен на своей даче в деревне Клоково,
2 июля 1998 года Оксана Балтина жена адмирала Эдуарда Балтина собиралась ехать к Рохлиным на дачу на день рождения Игоря Рохлина, которому исполнялось 14 лет.
Лев Яковлевич лично пригласил её и велел ничего не говорить Тамаре Рохлиной, что бы получился сюрприз. О дальнейших событиях Оксана Балтина рассказывала в интервью «Экспресс газете» со всеми подробностями:
«Я нарядилась, накрасилась, приготовила подарок... Я весь вечер прождала машину. В десятом часу решила, что никто уже не приедет, и приняла ванну... Рано утром телефонный звонок из Питера: «Что там произошло на даче у Рохлина? По радио передают, убийство».
Я тут же набираю номер их дачи. Трубку берет охранник. Зная, что происходило в семье Рохлиных, я так прямо и спросила: «Саша, это правда?». «Да». - «Тамарка?» - «Да». - «Из пистолета?» - «Да». «Что она сейчас делает?» - «Спит. Все, больше говорить не могу, здесь много народа.
К пистолету Тамара имела доступ. Рохлин ее за это ругал. А она его даже брала с собой, чтобы грозить пистолетом таксистам, когда по ночам уезжала из дома.
На следующий день звонок из Генеральной прокуратуры: «Надо встретиться». Я согласилась при условии, что увижу Тамару... Приезжаю на встречу с Тамарой. Меня встречают следователи Соловьев и Емельянов. Захожу. Тамара плачет: «Оксана, я убила Левушку».
«За несколько месяцев до трагедии она пришла ко мне поздно ночью. Расстроенная. Видимо, у них был какой-то скандал. И выдает такую фразу: «Мне кажется, что одной мне будет лучше».
У меня тогда вырвалось: «Тамара, что ты замышляешь? Не вздумай, тебя же посадят». Тут в комнату заходит мой муж. Мы думали, что он спит, но он услышал наш разговор и говорит: «Что, сесть захотела? Сядешь!» Тамара опешила, но очень быстро пришла в себя: «Меня не посадят, у меня сын инвалид I группы», - рассказывает Оксана Балтина.
На суде Тамара Рохлина отказалась от признательных показаний, придумав фантастическую версию о том, что мужа убили трое киллеров в масках, а её заставили взять вину на себя.
****
Что стало с женой убитого генерала Тамарой Рохлиной - Экспресс газета Хроника
* Депутат Госдумы генерал Лев Рохлин был застрелен у себя на даче в поселке Клоково Наро-Фоминского района Московской области в ночь на 3 июля 1998 года. По подозрению в убийстве задержана его жена Тамара Рохлина.
* 16 ноября 2000 года Наро-Фоминский суд признал Рохлину виновной и приговорил к восьми годам заключения в колонии общего режима. Но уже в декабре Мособлсуд сократил срок наказания до 4 лет.
* Летом 2001 года Верховный суд России отменил обвинительный приговор в отношении Рохлиной, направив дело на новое рассмотрение. Рохлина выпущена на свободу под подписку о невыезде.
* 8 апреля 2005 года Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу Рохлиной на длительность сроков пребывания ее под стражей и затяжное судебное следствие, обязав Россию выплатить ей 8 тысяч евро в качестве компенсации.
* 29 ноября 2005 года городской суд Наро-Фоминска вторично признал Тамару Рохлину, осужденную за убийство мужа, виновной и назначил ей наказание - четыре года условно. Сама же Рохлина по-прежнему свою вину отрицает.
Тамара Рохлина.
* Родилась 7 января 1949 года. Вышла замуж за Льва в бытность его курсантом военного училища и следовала за мужем, более 20 раз переезжая из одного гарнизона в другой. Работала медсестрой. Последние годы занималась сбором средств для детских домов и приютов.
****
Гибель Льва Рохлина: кто был настоящим убийцей генерала - Рамблер/субботний Нестыковки в деле
Лев Яковлевич был найден мертвым в постели на втором этаже. При этом в кухне первого этажа на высоте двух метров от пола был след от пули. Сомнительно, что Рохлин не проснулся от грохота первого выстрела, сделанного в помещении и посреди ночи.
Вскрытие тела убитого проводил судмедэксперт
Министерства обороны Виктор Калкутин, который пришел к выводу, что пуля попала точно в часть мозга, которая отвечает за дыхательную функцию, работу сердца и двигательную активность. При такой травме наступает мгновенная смерть. Специалист считает, что возможно это совпадение, однако именно туда целятся снайперы и профессиональные киллеры.
При осмотре подозреваемой Тамары Рохлиной, на ее теле были обнаружены многочисленные травмы, а на пистолете отпечатков супруги генерала не было. Следствие вообще не выявило чьих-либо следов на орудие убийства.
Скорей всего в доме Рохлиных в ночь с 2 на 3 июля были посторонние люди. Доказательства тому открытая входная дверь сразу после убийства и три сожженных тела, найденных в ближайшей к деревне лесополосе. Милиция считает, что это совпадение, однако верится в него с трудом. Скорей всего так организаторы убийства Льва Яковлевича заметали следы и устраняли непосредственных исполнителей.
****
Кровь, проступившая сквозь бунт. Жизнь и таинственное убийство генерала Льва Рохлина В 2010 году в свет вышла книга бывшего вице-премьера Михаила Полторанина
«Власть в тротиловом эквиваленте», в которой он рассказал о разговоре, якобы состоявшемся между ним и Львом Рохлиным незадолго до трагедии: «Лев Яковлевич сказал, что, по информации его агентов из службы безопасности “семьи”, четверка в составе Бориса Ельцина, дочери-имиджмейкера Татьяны Дьяченко, руководителя администрации Валентина Юмашева и зама руководителя Александра Волошина обсуждала варианты устранения лидера ДПА.
Любые решения - автокатастрофа или пуля снайпера в людном месте - посчитали неприемлемыми, опасными для власти. Нужно организовать хитрую бытовую загогулину, чтоб была с “изюминкой”.
Решали, кому поручить. Татьяна Дьяченко с Юмашевым сказали Ельцину, что есть подходящий человек с хорошей выучкой - Тихий. Таким псевдонимом (Рохлин до разговора со мной не вычислил его) они нарекли одного кремлевского чиновника. «У него холодные глаза и холодный рассудок». Работайте, сказал им Ельцин, сделает - рассчитаемся. Если надо, пусть подключит грушников».
Так закончилась история первого (неудавшегося) мятежа в истории новой России.
Интересно, что в июле 1998-го по совпадению начался стремительный карьерный взлет Владимира Путина, прежде неприметного чиновника Кремля. Уже в июле его назначили на пост директора ФСБ. А после - на пост премьер-министра.
Вторая часть