Часть 1 В индуизме
Концепция кармы в индуизме развивалась на протяжении веков.
Самые ранние Упанишады начинаются с вопросов о том, как и почему рождается человек и что происходит после его смерти.
В качестве ответа на последнее следует отметить, что ранние теории в этих древних санскритских документах включают в себя:
- Панчагни видья (Panchagni Vidya, पञ्चाग्नि), учение о медитации на пяти огнях. Один из сорока одного предписанных ведических ритуалов.
Видья - особый вид знания, символический агни (огонь), объект медитации, имеющий пять важных аспектов - три мира (небо, земля и промежуточное пространство), мужчину и женщину; которой видья преподается в связи с «Доктриной переселения душ» как «Доктриной происхождения».
Этой видье учил царственный мудрец Правахана Джайвали Светакету, сын Уддалки Шруни. Панчагни видья принадлежала кшатриям, Уддалака Шруни был первым брамином, получившим это знание.
Правахана Джайвали, который хорошо разбирался в удгитхе, считал, что Вселенная демонстрирует на каждой стадии принцип жертвоприношения, поскольку небо само по себе является огромным жертвенником, в котором солнце горит как топливо из подношения, которое предлагается в этом жертвоприношении, а именно шраддха, восходит Луна; снова посмотрев на небо, можно увидеть, что парджанья - это великий жертвенник, на котором год горит, как топливо из подношения, принесенного в этой жертве, а именно, Луна поднимает Дождь; затем снова весь мир - это великий жертвенник, в котором земля горит как топливо из приношения, принесенного в этой жертве, а именно: Дождь, поднимается Пища; сам человек - великий жертвенник, в котором открытая пасть - топливо из жертвы, принесенной в его жертве, а именно Пища, поднимающего Семя; и, наконец, сама женщина - это великий жертвенник, на котором Семя, приносимое в жертву, поднимает Человека. Это его знаменитая «Доктрина пяти огней».
Панчагни видья, или Знание пяти огней, объясняет, как тело связано со вселенной и почему истинная природа ума - проявлять свою волю во Вселенная. Пять огней, называемые панчагни, - это не физические огни, а техники медитации. Огонь здесь символизирует жертву, которую совершают посредством созерцания.
Чандогья-упанишада, принадлежащая Каутума-схахе Сама Веды , рассматривает всю универсальную деятельность творения как своего рода яджну ('жертву'), где все связано; это жертвоприношение / знание известно как Панчагни видья.
Деятельность по созданию (или проявлению любого объекта) начинается с рождения ребенка (или с производства атома или молекулы), которого производит космос, а не только родители, тогда присутствие ребенка ощущается повсюду, главным образом потому, что Вселенная тесно взаимосвязано.
Шастры учат, что макрокосм находится в микрокосме; каждое проявление является квинтэссенцией каждой частицы Пракрити, и эта Пракрити сама по себе заботится о каждом проявлении или рождении и удаляет эти проявления как часть действия универсальных законов.
Философская основа этой видьи рассматривает все события проявления не только как рождение одного человеческого ребенка, она представляет собой созерцание ума при восприятии реальности, которая трансцендентна (выходит за пределы) видимых частей внутреннего жертвоприношения.
Феноменальные тонкие эффекты, производимые всеми нашими действиями, и невидимые для глаза называются апурва; мы, как источники апурвы, пожинаем плоды всех наших действий; поскольку высшие миры активируются нашими действиями, каждая стадия развития является жертвоприношением, то есть медитацией, последствия этих действий становятся причиной нашего нисхождения.
Свахананда в своем комментарии к шлоке IX.80 из Панчадаши объясняет, что однажды возникшее знание невозможно предотвратить, но медитация зависит от воли медитирующего; а что касается концепций медитации (виджняна), Бадараяна разъясняет:
सर्ववेदान्तप्रत्ययं चोदनाद्यविशेषात् ||
«Любая (конкретная) концепция (для медитации), изложенная во всех Упанишадах, одинакова. по причине сходства судебного запрета и т. д." (Брахма-сутры III.iii.1)Википедия site:wiki5.ru
- Питряна (pitryana), циклический путь предков, по которому идут к смерти обыкновенные люди, он ведет к возрождению в этом мире в состояниях, соответствующих прошлым делам человека.
ПИТАРЫ (санскр. pitaras - праотцы, предки, от pitri - отец), в индуизме класс мифологич. персонажей, обожествлённые первопредки.
Согласно Ри
гведе, П. связаны с богом смерти Ямой, пр
авителем царства умерших, и вместе с ним присутствуют на ведийских жертвоприношениях, наслаждаясь жертвенными напитками.
Их местопребыванием является особое небесное пространство - питрилока (мир предков).
Судя по посвящённому П. гимну (Ригведа 10:54), к ним обращались с просьбами о даянии богатства, потомства и др. жизненных благ, но в то же время с просьбами о недопущении вреда, который они могли причинить.
Эта черта культа П. роднит их с богом Рудр
ой, имевшим, возможно, неарийское происхождение.
С целью умилостивления П. индусы до сих пор совершают поминальные обряды под общим назв. «шраддха», которые должен проводить старший мужчина в семье.
Считается, что разрыв в линии мужского потомства представляет опасность для благополучия П.
Обязательный элемент этих обрядов - кормление предков специально приготовленными шариками из риса (пинда) и участие брахманов, которых корм
ят и одаривают как олицетворённых предков.
П. обладают признаками богов (бессмертие, передвижение в разных мирах, творение космич. объектов), но в мифологич. пространстве индуизма они занимают периферийное положение.
Путь П. (питрияна), по которому идут к смерти обыкновенные люди, противопоставлен пути богов (деваяна), на который вступают те, кто стремится к освобождению от телесных пут и соединению с божественным абсолютом. Различение этих путей восходит к ранним Упанишадам (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.).
- Деваяна (deva-yāna), преодоление цикла, путь богов, на который вступают те, кто стремится к освобождению, один з путей, которым идет Джива (душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней и достигшая нирваны) после ухода из физического тела.
Те, кто совершают поверхностные ритуалы, живут мирским либо ищут материальной выгоды, идут по пути своих отцов и возрождаются в этом мире в состояниях, соответствующих прошлым делам человека; те, кто отрекается от мира и стремится к духовному знанию, становятся на высокий путь богов.
Именно они разрывают круговорот и не перерождаются.
В составе эпосов с целью введения простого человека в
Дхарму в индуизме - идеи причинности и основные элементы теории кармы декламировались в народных сказках.
Например:
Как сеет человек, так и пожинает; ни один человек не наследует добро или зло другого человека. Плод того же качества, что и действие.
-
Махабхарата, xii.291.22
В тринадцатой книге Махабхараты, также называемой Книгой обучения (
Анушасана Парва ), шестая Глава начинается с того, что Юдхиштхира спрашивает Бхишму:
«Является ли течение жизни человека уже предопределенным, или человеческие усилия могут изменить его жизнь? » Будущее, является одновременно функцией текущих человеческих усилий, полученных из свободной воли, и прошлых человеческих действий, которые определяют обстоятельства. Снова и снова главы Махабхараты повторяют ключевые постулаты теории кармы. То есть: намерение и действие (карма) имеют последствия; карма сохраняется и не исчезает; и любой положительный или отрицательный жизненный опыт требует усилий и намерения.
Например:
Счастье приходит из-за добрых действий, страдание является результатом злых действий,. действиями, все достигаются бездействием, ничто не приносит удовольствия.. Если чье-то действие не принесло плода, то все было бы бесполезно, если бы он работал миром исключительно судьбой, он был бы нейтрализован.
-
Махабхарата, xiii.6.10 и 19
Со временем различные школы индуизма разработали множество различных определений кармы, некоторые из которых сделали карму довольно детерминированной, в то время как другие уступили место свободному воле и моральной свободе воли.
Среди шести изученных школ индуизма теория развития по-разному, соответствующие ученые рассуждали и пытались обратиться к внутренним несоответствиям, последствиям и проблемам доктрины кармы.
Шесть изученных школ индуизма согласно Халбфассу:
Школа индуизма
ньяя (санскр. न्याय, IAST: nyāya, закон, правило) -
реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики, одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см.
Астика), которая не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях.
Ньяя считает карму и перерождение центральными, однако некоторые ученые ньяи, такие как
Удаяна, предполагают, что доктрина кармы подразумевает существование Бога.
Философы-найяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу.
Согласно системе ньяя, Я (
атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств.
Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать Я в состоянии освобождения.
Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности.
Причем освобождение - это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье.
Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше Я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного
принципа.
Вайшешика Школа, шестая система индийской философии, не считает карму из прошлых жизней очень важной.
Вайшешика приписывается мудрецу Канаде, настоящее имя которого - Улука, прозвище Канада означает «пожиратель атомов». Система получила название от слова «вишеша».
Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса - бытие и небытие.
В класс
бытия включается всё, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д.
В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например, несуществующие вещи.
Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность.
Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию -
небытие, которая обозначает все отрицательные факты.
Школа санкхьи считает карму второстепенной (пракрити - первичной).
В своей основе она содержит не тексты Вед, а независимый опыт и размышление. Поэтому систему еанкхьи можно рассматривать как сферу чистой (теоретической) философии.
Основатель этой системы - Капила, ведический мудрец. Он считается автором классического философского текста «Санкхья-карика», состоящего из 70 сутр. Приложения и комментарии к нему занимают 6 томов и составлялись несколько столетий.
Система санкхьи представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма. Согласно этому учению существует два первоначала: вещественное и духовное. Исходным принципом данного учения является идея о первопричине мира. В качестве таковой рассматривается природа (пракриты). Наряду с пракрити признается и существование абсолютной души (пуруши).
Первопричина не обусловлена никакой предшествующей ей первопричиной, ибо она сама является самопричиной, основой всего мироздания.
Причина есть сущность, в которой содержится следствие. Если все следствия находятся в своих причинах, то должна существовать какая-то не имеющая причины причина. Из принципа причинности следует, что первичной основой мироздания является непроявленная пракрити.
Школа Миманса (
санскр. मीमांसा - «исследование», «изучение», «размышление») - одна из ортодоксальных школ (даршан)
индуистской философии, которая отводит незначительную роль карме из прошлых жизней, игнорируя концепции
сансары и
мокша.
Основные принципы школы -
ритуализм,
ортопраксия (установка на «правильное действие»), антиаскетизм и антимистицизм.
Центральная цель школы - разъяснение природы
дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определённым образом.
Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.
Миманса в течение длительного времени в
Раннем Средневековье оказывала доминирующее воздействие на формирование
индуизма и была главной силой, способствовавшей снижению значения
буддизма в Индии.
Однако влияние даршаны значительно упало в позднем Средневековье, и на сегодняшний день миманса практически полностью пребывает в тени веданты.
Школа йоги считает карму из прошлых жизней второстепенной, поведение и психология человека в текущей жизни - это то, что имеет последствия и ведет к запутанным ситуациям.
Школа веданты В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти - основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями.
Веданта, как и ведийские писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании - понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины - в её личностном аспекте как
Бхагаван или в её безличном аспекте как
Брахман.
Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами, а у ведантической философии не существует единого источника.
Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира.
Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания.
Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело
трансцендентное (потустороннее, находящееся по ту сторону человеческого бытия, то, что принципиально недоступно опытному познанию и выходит за пределы чувственного опыта) и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.
Согласно профессору
Вильгельму Хальбфасу, Школа веданты признает доктрину кармы-возрождения, но приходит к выводу, что эта теория не основана на реальности и не может быть доказана, считает ее недействительной из-за ее несостоятельности объяснять зло / неравенство / другие наблюдаемые факты об обществе, считая ее
удобной выдумкой для решения практических проблем во времена Упанишад.
В школе Адвайта Веданты действия в текущей жизни имеют моральные последствия, а освобождение человека возможно как дживанмукти (самореализованной личности).
Вышеупомянутые шесть школ иллюстрируют разнообразие взглядов, но не являются исчерпывающими.
В каждой школе есть подшколы индуизма, такие как школы недвойственности и дуализма школы Веданты.
Кроме того, существуют другие школы индуизма, такие как чарвака и локаята (материалисты,
см. Ч.1), которые отрицают теорию возрождения кармы, а также существование Бога;
Согласно этой школе, свойства вещей исходят из природы вещей, причинность возникает из взаимодействия, действий, природы вещей и людей, а определяющие принципы, такие как карма или Бог, не нужны.
Согласно материалистической доктрине школы чарвака, опорой (ашрая) для познания является тело, когда тело разрушается, разрушается также познание.
В буддизме
Карма и кармафала являются фундаментальными понятиями в буддизме.
Концепции кармы и кармафалы объясняют, как наши намеренные действия удерживают нас привязанными к перерождению в сансаре, тогда как буддийский путь, как это проиллюстрировано в
Благородном восьмеричном пути, показывает нам выход из сансары.
Кармафала - это
«плод», «эффект» или «результат» кармы.
Похожий термин - кармавипака,
«созревание» или «приготовление» кармы.
Цикл перерождения определяется кармой, буквально «действием».
В
буддийской традиции карма относится к действиям, движимым намерением (
cetanā ), поступку, сознательно совершаемому телом, речью или умом, что приводит к будущим последствиям. Ниббедхика Сутта,
Ангуттара Никая 6.63:
Намерение (
четана ) Я говорю вам, это камма. Намереваясь, человек совершает камму посредством тела, речи и интеллекта.
Как эти намеренные действия приводят к перерождению и как идея перерождения должна согласовываться с доктринами
непостоянства и
не-я, это вопрос философского исследования буддийских традиций, для которого было предложено несколько решений.
В раннем буддизме не разрабатывается явная теория перерождения и кармы, и «доктрина кармы могла быть случайной частью ранней буддийской сотериологии».
В раннем буддизме возрождение приписывается жажде или невежеству.
Учение Будды о карме не является строго детерминированным, но включает в себя косвенные факторы, в отличие от учения джайнов.
Это не жесткий и механический процесс, а гибкий, плавный и динамичный процесс.
Не существует установленной линейной зависимости между конкретным действием и его результатами.
Кармический эффект деяния определяется не только самим деянием, но и характером лица, совершившего деяние, и обстоятельствами, в которых оно было совершено.
Кармафала - это не «суд», навязанный Богом, Божеством или другим сверхъестественным существом, контролирующим дела Космоса. Скорее, кармафала является результатом естественного причинно-следственногопроцесса.
В буддизме реальная реальная доктрины кармы и ее плодов заключается в признании безотлагательной приложения конец всему процессу.
Ачинтита сутта предупреждает, что «результаты каммы» - это один из
четырех непонятных предметов, предметы, которые находятся за пределами всякой концептуализации и не могут быть поняты с помощью логического мышления или разума.
Буддизм Ничирэн учитывает, что трансформация и изменение через прошлое и практикуют измененную карму - отрицательные причины, возникшие в прошлом, которые приводят к отрицательным результатам в настоящем и будущем, - на положительные причины для получения выгод в будущем.
См. также
О перерождениях, карме и природе реальности Евгений Карский Часть 3