Часть 10 Глава 16
1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия {на землю}.
Так же как и в 15 главе, правильнее перевести - "воли Божией".
В самом раннем папирусе P47 последние слова отсутствуют, что правомерно, ведь чаши выливаются не только на землю (например, на солнце), тем более что слово "земля" в Откровении служит символом и означает не землю как таковую, а плотскую сущность человека.
Эти чаши отчасти аналогичны по порядку и содержанию ангельским трубам (гл.8-9), только губительные последствия от них для человеческих душ не на треть, а всеобъемлющие, ведущие к окончательной духовной смерти.
Отчасти они параллельны казням египетским (язвы, кровь, тьма, жабы, град), ведь пророческие символы универсальны.
Начинается то, о чем сказано как о године искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (3:10) - каково им будет жить по своей воле, без оглядки на Создателя и без его помощи.
И это уже наши времена - описываемое мы можем въяве увидеть совершающимся вокруг нас, с нами, и началось это с 90-х годов, когда окончательно потерпела крах очередная (но, судя по совершающимся тектоническим сдвигам, скорее всего не последняя) попытка народов устроить жизнь на новых основаниях, на принципах равенства, братства и справедливости, когда дух денег одержал победу над духом бескорыстия и капитализм в своей обнаженной звериной сущности вышел победителем в схватке с социализмом, одновременно подписав приговор и себе.
Окончательно исчезают последние социальные структуры и нормы, которые не позволяли человеку опуститься до уровня скота несмысленного, ведомого за кольцо в носу такими же скотами как он сам, но более удачливыми, на первый план выходит не душа человеческая, не духовная его суть, а сам плотской человек, с его желаниями и страстями, страхами и эгоизмом, надеждами на науку и технологии и в то же время неумением справиться с самим собой.
На людей, оставшихся без помощи и защиты Создателя, обрушиваются последние всегубительные бедствия. Как и в случае труб, первые три чаши выливаются последовательно на области тела, души и духа.
Эту ситуацию сначала с трубами, а затем чашами можно уподобить извержению вулкана. Сначала извергается лава и разлетаются огромные камни, сметающие все на своем пути, но в ограниченной области, куда все это может дотечь и долететь.
Это первые предупреждения, знамения надвигающейся катастрофы. Внявшие им еще могут спастись (нам на это было дано полтора столетия).
Но затем начинает извергаться раскаленный пепел, который может распространяться на десятки, а то и тысячи километров, он окончательно погребает под собой все живое (так погибли неандертальцы в Европе после катастрофических извержений на Апеннинском полуострове - нынешней Италии, а позже - жители Помпей и Геркуланума).
Тут уже спасения нет - "времени больше не будет" (10:6). Как сказал поэт, "Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время".
2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Здесь и далее (кроме ст. 8 и 17) в Синайском кодексе слово "Ангел" не повторяется: "И пошел первый, и вылил...".
Насчет гнойных переводчик переусердствовал (особо не вдумываясь в смысл, перенес из церковнославянского перевода "гной", означающий "язва"). У слова ελκος (гэлкос) в противоположность πληγας (плигас), использованному для чаш, главное значение "язва", а переносное "бедствие".
Слова κακος (какос) и πονηρος (понирос) означают: дурной, скверный, злой, порочный, подлый, позорный. Поэтому можно перевести "злые и скверные язвы", имея в виду все указанные значения (мы, к сожалению, не знаем, какие слова использовались в еврейском оригинале).
Естественно, символическое значение этих язв следует понимать духовно.
Чаша выливается на землю - область плотского естества человека. Отвратительные язвы плотских пороков, извращений, сластолюбия, эгоизма и стяжательства окончательно поражают людей, безраздельно предавшихся духу последних времен, и их уже никто не собирается лечить, они неисцельны, они даже объявляются нормой (начало см. в 8:7), и они отражаются не только в их делах, но и на лицах, превращающихся в фальшивые улыбающиеся маски, скрывающие внутреннее отчаяние и разложение.
Разрушаются семейные узы, прекращается деторождение, люди становятся буквально физически противны друг другу и шарахаются от встречных как от зомби. Плотские пороки, извращения, стремление к комфорту и удовольствиям проникают во все уголки земли, в том числе и в структуры церквей.
Только не подчинившиеся Зверю, исходящему из глубин души человеческой, и не подражающие постмодернистскому идеалу "современного человека" могут избежать этой напасти, но их все меньше и меньше.
И нельзя утверждать, что именно люди последних времен виноваты в своем окончательном падении и поэтому подлежат жестокому наказанию - всего этого хватало и раньше, во все времена, пусть и не в таких количествах.
Просто их плотская природа, наконец, взяла верх над духом, и это объективный процесс, связанный прежде всего с "поумнением" человечества и возобладанием в нем обывательски ограниченного, прагматического и рационального мышления в ущерб эмпатии, мудрости, интуиции и духовности.
Потому-то эти язвы и объявляются нормой для современного человека - чтобы скрыть, истребить эту страшную правду о духовной деградации первого и последнего разумного создания на Земле.
Зверь, наконец-то вырвавшийся из бездны человеческой души, побеждает и не щадит никого.
Но мало того, неожиданно на поверхность всплывает еще один фактор, касающийся нашей телесной составляющей.
Оказывается, наш прогресс в области медицины, избавления человека от тяжелого труда, создание различных удобств, развитие промышленности и сельскохозяйственных технологий, отравляющих и уничтожающих природную среду и самого человека, привели к катастрофическому снижению жизнеспособности и фактически физическому вырождению прежде всего "передовой" части человечества.
Неизбежная генетическая деградация вследствие прекращения естественного отбора самых здоровых индивидов, приводит к загниванию и разрушению самой телесной основы человека.
Буквально у нас на глазах происходит то, что раньше могли представить только фантасты в своих апокалиптических антиутопиях.
А мы не только не хотим, но уже и не можем, даже если бы и захотели, остановить это сползание в бездну, наоборот, ускоряем эти разрушительные процессы, совершенно неадекватно реагируя на очередные вызовы вроде эпидемии ковида.
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
Правильнее перевести "на море", ведь не что-то вливается в море, а опрокидывается чаша бедствий на море - на область человеческой души (в стихах 2-4 использован один и тот же предлог εις). В русском переводе предлоги "поправили", не понимая символического смысла текста.
Дословно: "всякая душа живая умерла", но "живая душа" это чисто греческий оборот означающий живое существо, поэтому лучше перевести "все живое умерло" (в душе человека - см. 8:9).
Всеобщее душевное охлаждение, индивидуализм, равнодушие и бесчувственность - холодная кровь мертвеца.
Исчезают душевные качества человека: любовь, дружба, доброта, отзывчивость, сострадание, самопожертвование, уважение, заменяясь на формальные отношения, "партнерство" и анонимное виртуальное общение через социальные сети с некими тенями, о которых человеку неизвестно почти ничего, появляется "гостевой брак", "мама и папа" заменяются на "родитель-1" и "родитель-2".
Религия уже не приносит утешения и надежды, не дает сил для исправления жизни, ведь вся ее мистическая составляющая давно "разоблачена", а священники ничем не отличаются от обычных людей, в чем откровенно признаются.
Смысл существования в этом мире утерян. Душа полностью умирает. Остаются только официальные связи, партнерство, жалкие остатки гражданских прав и обязанностей, ники в соцсетях вместо реальных имен, а так же пресловутая "свобода слова" для анонимов, которая хуже любой тирании, неважно, государства или конкретной личности, потому что с анонимами невозможно бороться, они фактически виртуальны.
Физическое вырождение соединяется с деградацией социальной - например, дети из неполных и нестабильных семей (не говорим уже о "семьях" извращенцев, которых становится все больше и больше) часто имеют психологические проблемы и не могут создать полноценную семью, в результате чего институт семьи рушится, всё возрастающая виртуализация личной и общественной жизни ведет к снижению потребности в реальных физических контактах, а следом и к банальному неумению поддерживать эти связи (вспомните Солярию Азимова).
В результате социальная ткань общества начинает распадаться со все возрастающей скоростью.
А в 2020 году к этому прибавилась насильственная изоляция людей из страха перед очередной эпидемией, продолжавшаяся ни много ни мало два года.
Эта изоляция, а так же провоцируемые неадекватными действиями властей и СМИ страхи, паника, депрессии, падение экономики, безработица и т.д. ведут к еще большей заболеваемости и смертности, становящемуся привычным и оправданным ужесточению мер "безопасности" и замыканию человека в себе, раскручивая маховик самоуничтожения человеческой души.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
Опять же "на реки" (речь идет не о реальных реках).
Чаша выливается на область духа. Источники вод - это духовные писания и то лучшее и высокое, что смогла создать человеческая культура.
Если после третьей трубы эти воды сделались горьки, то теперь в них кровь. Горькую воду еще как-то можно пить (даже выражение такое есть "пить горькую"), кровь - нет.
Уже невозможно читать прежние христианские творения, а тем более новые, они больше не могут утолить нашу духовную жажду - мы добрались до истоков нашей религии и видим там только заблуждения, языческие заимствования и откровенную ложь, а их духовная высота для большинства уже непостижима и недостижима.
"Морок" окончательно рассеялся, и все решили, что теперь это уже не источник живой воды и пить из него невозможно.
А новые поколения в массе своей уже не понимают не только религии и классической литературы, но даже тех фильмов, которые еще недавно были пищей для души их родителей.
Часть 12