Трамвай №11 "Товарная станция-Волга" (1887-1964)

Dec 06, 2011 13:05

Сегодняшним постом я решил познакомить вас с историей одного из старейших трамвайных маршрутов города, который был закрыт по глобальным меркам не так давно. Многие старожилы города видели его своими глазами и даже пользовались им когда-то...
Итак, речь у нас сегодня пойдёт о маршруте до Товарной станции (Саратов-2)! Мы познакомимся с историей этого маршрута, узнаем об изменениях схемы его движения, побываем в местах, где он когда-то ходил и попытаемся обнаружить там остатки его жизнедеятельности.




1 мая 1887 года была открыта конка в Саратове (на картинке неправильная дата). Уже в проекте конки была запланирована линия до Товарной станции (ныне Саратов-2). Поэтому годом рождения этого маршрута мы будем считать именно 1887й.



Однако, согласно одной из старых карт сначала появилась ветка конки до Народного театра (проектом конки даже не предусмотренная), а потом уже и ветка до товарной станции.
Маршрут линии начинался у здания биржи (Радищева/Московская). Оттуда лошади тянули вагоны по улицам: Никольской (Радищева), Константиновской (Советской), Астраханской до Товарной станции.
Конечная конки у Биржи на улице Никольской (ныне Радищева):



Конечная маршрута располагалась в этих местах - товарная станция. Тогда ещё - окраины Саратова.



А вот и сама конечная маршрута. Лошадям, в отличие от моторных вагонов, после каждого рейса нужно было поесть и отдохнуть. Когда-то эта площадь называлась Ямской. Но вскоре паровозы вытеснили службу ямщиков, так же как и трамваи вытеснили конку.



В 1907 году, в последний год перед запуском трамваев линия конки выглядела вот так. Обратите внимание, что конка ехала прямо через Полтавскую площадь (ныне - Детский парк), а ветка к народному театру ещё существовала.



25 июня 1909 года официально открылась Константиновская линия трамвая. На этой карте 1910 года я красным обозначил маршрут линии. Отличие в том, что трамвай ходит по периметру Полтавской площади. А ветку к Народному театру электрифицировать не стали.



Согласно схемам начиная с 1927 года на конечной у товарной станции было построено внушительных размеров кольцо, видимо для отстоя вагонов. Обратите внимание, что трамвай пересекал железную дорогу (о этой ж/д ветке в 2012 будет отдельный большой репортаж)



Рядом с этим местом до сих пор можно обнаружить выпиленные столбы и проследить по ним ход бывшей линии.



Но есть столбы которые до сих пор стоят на своих прежних местах. Трамвай ходил как раз там, где сейчас находится автостоянка. На этой фотографии видно 3 старых столба.



Более того, на них до сих пор болтаются старые растяжки для контактной сети, подвязанные снизу.



Вид по Астраханской в сторону товарной станции. Столбы сейчас используются для удержания контактной сети троллейбусов, обратите внимание как далеко от дороги они располагаются!



После пересечения с Шелковичной в сторону Детского парка столбы выпилены, т.к. троллейбусы тут не ездят. И обратите внимание сколько осталось пространства.



Ну а это вид от Детского парка в сторону Астраханской. Тут трамваи 9,10 сворачивают на Слонова, а раньше они доезжали до следующего перекрёстка вместе с 11 маршрутом. 9 и 10 поворачивали на Рабочую, а 11-й ехал дальше до товарной станции.



Если бы этот маршрут ходил до сих пор, то это выглядело бы так:



ул. Советская сейчас и Константиновская 100 лет назад. Именно этот исторический участок, открытый ещё в 1880-х хотят уничтожить власти города в 2012 году.



После гражданской войны, когда трамвайной движение было восстановлено, наш трамвай заимел номер 5.
Когда в 1935 произошло глобальное изменение трамвайной сети, маршрут стал 11-м и изменил схему. Теперь линия стала называться Советской и была продлена от Радищева по улице Ленина (Московской) до Музейной площади.
Изменилась и схема движения по центру города: от товарной станции трамвай шёл по прежней схеме до улицы Чапаева, откуда следовал до кольца на Музейной площади вместе с 1 маршрутом (по Чапаева, Ленина). При этом на повороте с Советской на Чапаева была интересная "стрелка". Трамвай с Советской заворачивал на Чапаева, но на путь "против шерсти", который шел в сторону Заводского района. Потом по "переходной" ветке переезжал на противоположный путь, который шел в сторону Крытого.
Обратно 11-й маршрут шёл по Ленина, Чапаева, Митрофановской площади, Михайловской (Вавилова) на Астраханскую.



Так что вполне возможно, что на этой фотографии улицы Ленина сфотографирован не 14 или 1, а 11 трамвай.



К концу 1953 года трамвайные пути, а вместе с ними и маршруты, с улицы Ленина были перенесены на параллельные ей улицы Кутякова и Челюскинцев. На снимке: трамвай 11 маршрута "Товарная станция-Волга" пересекает ул.Ленина (Московскую) по ул.Чапаева (кликабельно):




По Чапаева трамваи теперь доезжали до Кутякова, а по Кутякова, доехав до улицы Радищева, делали небольшой крюк, встраиваясь в улицу Челюскинцев (прямо по направлению взгляда на этот снимок).



Возможно, что этот старый столб стоит тут с тех самых времён.



Трамваи стали ходить до Рамаева не сразу после переноса на Челюскинцев. Был период, когда они доходили по Челюскинцев до Вознесенской, а потом поднимались по ней до проспекта Ленина и по нему ехали до кольца Музейной площади (где-то до 1957 года).



Позже маршруты 1,11 и 14 двигались по улице Челюскинцев уже до Чернышевского, где делали разворот по улицам Рамаева, Северной и возвращались на Челюскинцев.



Перекрёсток Челюскинцев (прямо) и Мичурина (справа), откуда трамваи возвращались на линию.



Старожилы города вспоминают на oldsaratov.ru о времени, когда по площади Кирова пустили троллейбус №2: "У 11 маршрута была такая хитрая развязка на Чапаева-Советской, которая меня, тогдашнего школьника, очень занимала. С Советской 11 трамвай поворачивал налево на Чапаева сначала на ту линию, которая идет в сторону Заводского р-на, а потом переезжал по специальной переходной ветке на тот путь, который шел в сторону Кутякова".

В конце 1958 года троллейбус №3 был продлён от 1 советской больницы по Шелковичной до Астраханской, затем по линии 11 маршрута и далее до стадиона "Труд" (ныне "Спартак"). В городе продолжалась плановая замена трамваев на троллейбусы... Возможно, что по этой причине трамвайный маршрут был развёрнут в другую сторону. Т.е. маршрут стал таким вот: "Саратов-1 - Саратов-2". Об этом свидетельствует путеводитель по Саратову 1963 года:



А 1 августа 1964 года 11-й маршрут был закрыт. Линия по Астраханской от Рабочей до товарной станции - демонтирована.

Оставшаяся часть линии использовалась другими трамвайными маршрутами. До конца 1980-х годов к конечной у Волги ездил 1 маршрут. Правда в конце 1972 года, когда расширяли улицу Чернышевского к новому мосту через Глебучев овраг, его сократили на целый квартал (потом улицу Рамаева вообще отделили от Чернышевского, застроив перекрёсток 9-этажкой).



Схема - Виктор Старков

БОНУС (что случилось с другой конечной):

С 1973 года трамвай №1, сворачивая с Челюскинцев, доезжал по Мичурина до небольшой улочки Рамаева. Тут, на повороте под асфальтом, до сих пор сохранились рельсы!



Далее он ехал по этой улочке до следующего перекрёстка.



Оглядимся. И сразу обнаружим столб с растяжкой.



За ним - один из заброшенных долгостроев.



Ну а теперь, давайте пройдём через забор, выросший на этой, недавно ещё трамвайной улице.



И тут мы обнаружим один из первых, а судя по краеведческим порталам, самый первый электрический столб в Саратове.



У столба довольно необычная форма, в сравнении с другими столбами-старожилами города.



На столбе до сих пор висят растяжки для контактной сети трамвая.



Пройдём дальше по этой узкой улочке (и как тут трамваи КТМ-5 проезжали!).
Видите оба столба, через которые была подвешена контактная сеть?



Проходим дальше - растяжки контактной сети всё ещё болтаются на столбах, которые теперь никакой функции не выполняют.



А под ногами запрятаны те самые рельсы...



И вот мы дошли до улицы Северной. Здесь трамвай снова поворачивал налево, чтобы по Северной доехать до улицы Челюскинцев. Снова столб с растяжкой.



Повернувшись по ходу направления заворота трамвая мы увидим, что и здание военкомата Волжского района тут пристроено скошено, специально чтобы трамвай мог спокойно проехать эту кривую.



Вот тут трамвай выворачивал с Рамаева на Северную.



И по Северной ехал к Челюскинцев (на нас). По правой стороне дороги - столбы-артефакты.



В конце 1980-х линия на Челюскинцев перестали использоваться, а трамвай №1 стал оборачиваться на Радищева. Рельсы участка были частично демонтированы в начале 1990-х, частично закатаны в асфальт. В конце 1997 года был закрыт и 1 маршрут. Демонтированы рельсы на улице Чапаева. В 2016 году выкопали и убрали из-под асфальта рельсы на Советской от Мирного переулка до Чапаева.
Если произойдёт обещанное ещё в 2012 году уничтожение трамвайной ветки в Мирном переулке, то уберут рельсы и с улиц Вавилова и Советской. В итоге от трамвайного маршрута Советской линии практически ничего не останется.

djhooligantk, специально для ru-saratovtrans

#Саратов, тогда и сейчас, трамвай, закрытые линии, Рамаева, краеведение

Previous post Next post
Up