Оригинал взят у miha_top в История саратовских "Журавлей" Памятник "Журавли" в Парке Победы знают, наверное, многие гости Саратова. И это не удивительно - памятник является одной из визитных карточек города, лицом города и культовым местом для саратовцев. И большинство людей приходят на смотровую площадку монумента, с которой открывается обзор практически всего города, чтобы сфотографировать мост через Волгу, отдельные здания или панорамную фотографию города. Либо самим сфотографироваться на фоне города и хвастаться потом перед друзьями. И многие даже не задумываются: когда построили памятник, кто построил и для чего. А ведь история монумента богатая. Где-то красивая, где-то печальная, как и подобает колоритному сооружению.
Вот так выглядит монумент сегодня
А началась его история ровно 40 лет назад - в 1975 году. Ведь "Журавли" - это неотъемлемая часть Парка Победы. А именно 40 лет назад началась история Парка Победы. Именно в далеком 1975 году, когда страна готовился отметить 30-летие победы в Великой Отечественной войне, саратовские ветераны войны и труда выступили с инициативой заложить на Соколовой горе парк Победы. Почему на Соколовой горе? Да здесь уже существовало 80 гектаров земли, засаженной деревьями в 1956-1960 годах. И для новой рекреационной зоны на исполкоме горсовета было решено использовать как раз эти посадки.
Набор открыток Саратов, издательство 1986 года
И вот 19 апреля 1975 года была осуществлена закладка парка Победы. Самоотверженно трудились в этот день саратовцы с различных предприятий, студенты, школьники, курсанты военных училищ. Вскоре начались работы и по сооружению памятника землякам-саратовцам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Решено было построить мемориальный комплекс безвозмездно, на общественных началах. Поэтому саратовский глава А.И. Шибаев объявил конкурс на памятник.
Итоги конкурса были подведены в 1976 году. Из претендентов был выбран проект Ю.И.Менякина - главного архитектора того времени, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Академии архитектуры и строительства, впоследствии Почетного гражданина г.Саратова. И участника Великой Отечественной.
Архитектор Ю.И. Менякин на Журавлях. Фото 1981-1982 года
Выбор места установки монумента производился автором проекта лично, для чего на месте предварительной закладки памятника была установлена телескопическая вышка. Объезжая городские районы, Ю.И. Менякин определял возможность его обозрения из различных точек города. Окончательное местоположение памятника было определено и закреплено в натуре старейшим работником, ветераном Спецстроя России, Почётным строителем России главным маркшейдером ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России» Иваном Георгиевичем Сурковым и геодезистом городского управления архитектуры Саратова Владимиром Сергеевичем Гришиным.
Строительство "Журавлей". Ориентировочно 1981 год
Затем Управлением специализированных работ (подразделение ФГУП "ГУССТ № 5 при Спецстрое России") были выполнены земляные работы по благоустройству, произведена забивка свай под площадку, лестницы, межлестничные площадки и под фундамент памятника.
Бригада ефрейтора Кравчука Н.А., начальник участка Климович Н.М. (строители стеллы)
В это время архитектор работал над образом будущего памятника. Из воспоминаний Ольги Менякиной, жены архитектора. «Фигурки легендарных журавлей Юрий Иванович моделировал дома. Начал с маленького деревянного журавлика. Потом, поскольку муж был заядлым рыбаком, выливал фигурки журавлей по той же технологии, что и блесны для рыбалки. В конце концов вся квартира была в маленьких, больших, средних журавлях - наши маленькие дети играли с ними, как с игрушками. Поиск подходящих пропорций и разработка проекта заняли целых три года. Те самые журавли были сконструированы на авиационном заводе.»
Строительство
В разработке памятника активное участие принимали специалисты институтов "Саратовгражданпроект" и "Саратовпромпроект", Приволжского треста инженерно-строительных сооружений и изысканий. Конструкции стелы выполнил Энгельсский завод металлоконструкций. Журавлиный клин отливали на Саратовском авиационном заводе. Монтаж 40-метровой стелы с клином из 12-ти журавлей производился Саратовским управлением треста «Волгостальмонтаж».
Конструктивное инженерное решение форм несущих клин журавлей уникально. Создавая эту конструкцию, надо было знать, какие напряжения и частотные колебания будут испытывать каждый узел, каждая деталь, какой металл следует использовать при изготовлении этих узлов и деталей. На ЭВМ было рассчитано 30 возможных вариантов конструкций. Был найден оптимальный вариант. Сегодня немногие знают, что клюв журавля, летящего во главе клина, без ущерба для всей конструкции под напором ветра колеблется по горизонтали до 1-го метра.
Первоначально основания колон, на которых "летят" журавли, сделали черными, из обычного и неприглядного металла. Тогдашний председатель горисполкома Мысников, взглянув на них, испугался! Уж очень мрачно они выглядели. "Юрий Иванович, а давайка спили их, пока не поздно! Народ не поймет!" - предложил он Менякину. Но автор сумел объяснить партийному работнику, что металл потом облицуют камнем в светлых тонах - ведь бело-серый цвет, по задумке архитектора, означает цвет солдатской шинели.
Строительство лестницы к мемориалу "Журавли"
Когда настала пора устанавливать выплавленных журавлей, рабочие, проводившие монтаж конструкций, решили преподнести Менякину приятный сюрприз и к его очередному визиту на объект установить журавлей. Приехавший Юрий Иванович был поражен увиденному - журавли были установлены летящими на восток. А по задумке автора стая журавлей, символизирующих души умерших, летит на запад, ведь именно там пали наши солдаты. Пришлось ошибку исправлять.
Окончание строительства мемориала "Журавли"
Торжественное открытие монумента, получившего народное название «Журавли», состоялось 9 мая 1982 года. Пять маршей парадной лестницы ведут к трем устремленным в небо пилонам с клином журавлей, улетающих на Запад, куда советские солдаты гнали фашистов с родной земли. Высота пилонов - 40 метров. В центре композиции - Золотая Звезда и 12 журавлей.
Монумент Журавли в день открытия
У подножия памятника установлен "Фонтан слёз", в начале аллеи, ведущей к "Журавлям", горит вечный огонь и установлен памятный камень, на котором выбиты слова: "Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны. Далеко от родных берегов легли они в землю, свою и чужую. Вам, своим землякам, отцам и дедам нашим, товарищам, однополчанам, братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли".
Спустя годы памятник благодаря чиновникам все же утратил первоначальный вид. В 1999 году, по инициативе Аяцкова и Марона, "Журавлям" все-таки подрезали крылья: убрали мемориальную белоснежную плиту памятника погибшим, заменив её другой плитой из темно-красного гранита; спилили серебристые тополя, изменили фонтан. А ведь первоначальный цвет плиты по замыслу архитектора олицетворял светлую память по погибшим воинам. И тополя тоже были частью архитектурного замысла.
Открытка 1992 года. Фото К. Рошковского
Тогда перед памятником зажгли Вечный огонь. Затем в начале 2000-х годов вид памятника меняли еще дважды. Нынешний вид - это уже четвертый по счету.
Не менее интересна и предыстория "Журавлей". Чем руководствовался Менякин при выборе образа памятника? Какие мысли подтолкнули его на такой выбор?
С большОй долей вероятности можно утверждать, что на такой образ монумента Ю.И. Менякина подтолкнула песня поэта Расула Гамзатова "Журавли", которая появилась на свет в 1969 году и исполненная певцом Марком Бернесом.
История песни началась в Японии, где Расул Гамзатов узнал историю девочки из Хиросимы, пережившей атомную бомбардировку. Она верила, что, сделав тысячу белых журавликов из бумаги, победит смертельную болезнь. Жизненные силы покидали ее, она не успела сложить заветное количество журавлей. Эта трагическая история в сознании поэта переплелась с судьбой двух его братьев. Только глубокие личные переживания смогли обернуться таким поэтическим образом: "солдаты, не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей." Героям войны поэт подарил бессмертие.
[Стихотворение Гамзатова]ЖУРАВЛИ Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый - Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый - Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.
Это стихотворение потрясло и Марка Бернеса, артиста, пережившего годы войны, снимавшегося в военных кинофильмах. Он сократил стихотворение, что пошло ему на пользу, и попросил Яна Френкеля написать музыку, что тот сделал незамедлительно. Бернес торопился записать новую песню, понимая, что дни его жизни были на исходе. Как итог - песня полюбилась всей стране, стихотворение попало в рейтинг ста лучших стихотворений. Песня стала самой популярной. Ежегодно в День Победы она звучит как реквием по погибшим во всех войнах.
Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем глядя в небеса? Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня. И в том строю есть промежуток малый - Быть может это место для меня. Настанет день и журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле. Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Метафора о погибших солдатах, души которых превратились в журавлей, была подхвачена многими скульптурами по всей стране. И через несколько лет в местах боёв 1941-1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.
Как минимум было сооружено 24 монумента: в Дагестане (9 памятников), Северной Осетии, Кисловодске, Крыме, Красноярске, Московской, Ленинградской, Самарской (два памятника), Челябинской областях, в украинской Луганске, белорусском Полоцке, узбекском Чирчике, Хиросиме и даже Лос-Анджелесе! И, конечно, в Саратове.
Фотографии памятников в разных городах
22 октября в России отмечают Праздник Белых Журавлей, учрежденный Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах.