В сегодняшнем посте вы прочитаете о том, как убирали трамваи с Чернышевского, узнаете когда ИКЕЯ появится в Саратове, удивитесь, что от нового аэропорта до города будете плыть по реке. Да и много чего ещё интересного. Пристегнитесь, я побывал на общественном обсуждении проекта развития города :)
На входе в актовый зал СГСЭУ поставили различные макеты, которые кочуют с одной строительной выставки на другую. Например вот этот - ворота города со стороны Волги.
Вёл презентацию-обсуждение председатель областной Общественной палаты Александр Ландо.
Со вступительной речью выступила Ольга Баталина.
Click to view
В общем-то она и по ходу мероприятия вставляла достаточно правильные слова и направляющие для обсуждения. Началось всё конечно с дифирамбов В.В.Володину, который являлся одним из инициаторов данного проекта. Напомню, что презентацию проекта и краткие его тезисы я выложил вчера в блоге (
Проект превращения Саратова в посещаемый туристический город). Всё это было не так подробно затронуто на мероприятии, говорили в основном общие слова. Зато было много других интересных деталей, о которых я вам и поведаю.
Завкафедрой дизайна архитектурной среды СГТУ Виталий Кудрявцев рассказал о том, что это не готовый проект, а лишь направления. Те 3 основные ниточки в городе, за которые нужно потянуть, чтобы вывести город на новый уровень.
Его выступление было посвящено реновации набережной. Первая набережная Саратова частично воспроизводила набережную в Сталинграде и была сомасштабна населению города (тогда около 500.000 человек). В 1980-х новая пешеходная зона - проспект Кирова - оттянула часть людей от Набережной.
Сегодня стоит задача обновления набережной и соответствие ее масштабам миллионного города. Кроме того должен последовать и социальный эффект от реконструкции набережной. Кроме того будет удобный и живописный транзит от нового аэропорта в Сабуровке до набережной по реке, в связи с чем набережная станет входными воротами Саратова.
Авторы проекта предлагают использовать и существующие предприятия, интегрировав их в среду, что актуально в современной мировой практике. Устроив яхт-клуб, предполагается вернуть множество яхт в акваторию Волги. Ведь мы, оказывается, находимся на лидирующих позициях в ПФО по владению маломерными судами.
В СГТУ мы работали над проектами преображения набережной, и по многим параметрам всё созвучно тому, что предложила "Стрелка" - отметил Виталий Викторович.
Доцент кафедры геоэкологии и инженерной геологии СГТУ Иван Яшков рассказал о Саратове с точки зрения урбанистики и дал оценку проекту реконструкции проспекта Кирова.
В России сейчас 1100 городов. Мы попадаем в те города, население которых приближается к миллиону, а это города с высоким интеллектуальным потенциалом. Он уникален тем, что каждый девятый человек в нашем городе - студент университета.
У нас в СГТУ занимаются изучением влияния на городскую среду разных факторов. Часть городов сейчас "умирают". Стандартный центр города в России - огромная площадь с памятником Ленину и театром. Это всё серо и давит на человека. По мировым меркам это устарело. Нужны другие идеи центров для притягивания горожан, создание комфорта жизни в городе. Этим и занимается урбанистика.
Мы изучали многие города. Комфортные города - это те, где не убиты историческая среда и ландшафты. Наш город в этом отношении не так плох. Тяжелый след оставило советское время - это и Заводской район, и Солнечный и другие территории, застроенные в советское время вместе с заводами. В них некомфортно жить. Иностранцы приезжают к нам, видят это и ужасаются.
В свою очередь саратовцы, побывав в Европе, видят какие комфортные условия там для жизни, возвращаются обратно в Саратов и сравнивают. И сравнение это далеко не в пользу Саратова.
Соседние города уже активно сотрудничают с остальным миром в этом направлении, поэтому они сразу приходят на ум, когда речь идёт о туризме. Это Самара, Нижний Новгород, Казань, Саранск и Волгоград.
В любом городе должно быть интересно жить и работать!
А что в Саратове является событием, которое дало большой эффект для миллионов людей? Вспоминается только открытие газа в Елшанке с последующей постройкой газопровода "Саратов-Москва", что привело к тому, что Россия отказалась от дровяного отопления и экология стала лучше.
Проспект Кирова сейчас является "улицей жизни", через который проходят тысячи людей в день. Он и должен быть событием в городе, которым надо гордиться. Туристы приезжают в города, чтобы поглазеть на них. Вот если на проспект Кирова будет интересно "глазеть", то задача будет достигнута.
Ольга Баталина рассказала, что "Стрелка" обратила внимание на то, что у нас лучше других городов сохранилась купеческая архитектура, саратовцы сами не замечают какое сокровище у них под носом. Если убрать рекламу с фасадов, все это восстановить и реализовать их предложения по проспекту Кирова, эта улица станет главным магнитом для жителей города и туристов.
Доцент кафедры социальной информатики СГУ Светлана Ситникова выступила с докладом о проекте нового парка.
Досуг детей в городе сейчас в основном пассивный: кино, телевизор, посиделки в кафе и короткие прогулки. Очень мало детей занимаются активными видами отдыха. По результатам опросов качественного досуга в Саратове нет. Состояние городского парка ухудшилось - жители связывают это с застройкой горпарка по периметру многоэтажными домами, вследствие чего экология и привлекательность парка снизились. Новый парк - удовлетворит запросы саратовцев.
Далее пошли вопросы из зала. От депутатов, представителей общественных организаций, студентов.
Первый ожидаемо про источники финансирования и сроки реализации проекта. Александр Ландо ответил, что всё это будет воплощено в жизнь, потому что спонсоров найдёт Вячеслав Володин. Ведь спонсоры должны понимать, что деньги в итоге им вернутся. А по срокам - нет ничего невозможного, вот например....
Далее пошла невообразимо интересная история, которую я приведу полностью, ведь до этого идею убрать трамваи из центра приписывали тогдашнему губернатору Дмитрию Аяцкову.
Александр Ландо рассказал, что Вячеслав Володин будучи ещё вице-губернатором как-то утром позвал его покататься на трамвае от Крытого. Они сели на трамвай и доехали на нём до конечной на площади Орджоникидзе (это был 1 или 15 маршрут). А потом проехали в обратном направлении. "Я ещё удивился", говорит Александр Соломонович, "зачем мы катаемся, а он показывает мне - ты видишь какая пыль от трамвая, какая вибрация, представляешь каково жителям домов на этой улице каждый день?". И в итоге мы взяли и за 10 дней закрыли трамвай - сняли движение, убрали рельсы. То есть от появления мысли до реализации прошло всего 10 дней, мы быстро нашли средства. Так что ничего невозможного нет! Если появится желание, то найдутся и средства. Представляете какое добро сразу сделали! Как теперь хорошо жителям домов.
А как возмущались недавно по поводу демонтажа трамвая на Кутякова! А посмотрите, сняли мы трамвай и никакого коллапса не произошло! Наоборот, ситуация стала лучше.
Вот интересно, пока Александр Соломонович это рассказывал, наверняка у сидящих в зале транспортников и урбанистов волосы на голове повставали дыбом.
На вопрос о транспортной доступности нового парка ответил глава администрации Александр Буренин: "В этом месте будут застраиваться новые микрорайоны, поэтому там будет и трамвай, и автобусы, и маршрутки".
На вопрос о состоянии проекта канатной дороги Александр Буренин рассказал, что проект канатной дороги в городе Саратове (Соколовая гора - Липки - Зеленый остров) неокупаем, поэтому реализован не будет. Сейчас смотрят на проект канатной дороги от Предмостовой площади в Энгельс, но текущие расчёты говорят о том, что тариф получается слишком высоким, поэтому пока всё находится в замороженном состоянии.
Депутат Александр Ванцов снова поднял вопрос денег, которые уходят в федеральный бюджет. Глава города Олег Грищенко ответил, что работать с деньгами теперь немодный тренд. "С деньгами и дурак может сделать, а нам надо делать без денег. Пугаться нельзя. Глаза боятся руки делают. Посмотрите, никто в новый аэропорт не верил, а мы его строим. И в 2017 году к нам большие самолеты будут летать".
Задали вопрос про возможность организации пляжа на территории набережной. Александр Ландо сказал, что это вопрос экологии и других факторов. Александр Буренин добавил, что от Провиантской до Большой Садовой (на берегоукреплении, которое принято называть "новой набережной" пляжа точно не будет, т.к. там глубина 1,5-3 метра. Но сейчас прорабатывается проект пляжа от ротонды до бывшего кинотеатра "Экран".
Был задан вопрос и о приходе "ИКЕИ". Не связано ли это с тем, что в городе хотят слишком большой откат, поэтому ИКЕЯ к нам не идёт, а ведь это один из магнитов для жителей и даже туристов.
Глава города Олег Грищенко ответил на него так: 5 лет назад "ИКЕЯ" купили площадку на территории САЗа, для них там всё очистили, вырыли котлован, соблюли все их условия. Но потом произошло какое-то происшествие в одном из городов России, из-за чего они все свои проекты в России приостановили. Не только у нас. А в настоящий момент у них 2 участка в Саратове - на территоии САЗа и Усть-Курдюмском шоссе. Мы неоднократно связывались с ними, предлагали помощь, но они пока отказываются реализовывать свои проекты.