sarlynx провела огромную работу, собрав в посты все найденные в Саратове канализационные люки. Последняя часть, посвящённая дореволюционным люкам оказалась самой интересной! Я тоже затрагиваю периодически эту тему, проставляя тег "
канализационные люки". А тут такая систематизация!
Оригинал взят у
sarlynx в
География под ногами. Ч.7. Все дороги ведут в Саратов Сегодня финальный аккорд нашей географической симфонии. И завершим мы путешествие практически там, где и начали - в Саратове.
Поскольку чугунно-литейное производство в нашем городе было развито очень хорошо, то и наследие этих заводов сегодня можно найти практически на любой улице в центре.
К сожалению, хотя имена саратовских производителей и известны благодаря тому, что значатся на люках, информации о большинстве из них чрезвычайно мало. Чирихина, Колесников... Вряд ли большинство вспомнит другие фамилии местных литейщиков. Что ж, сегодня познакомимся с тем богатством, которое до сих пор служит саратовцам
Если пытаться как-то сортировать имеющиеся люки, то большая часть их будет изготовлена на Чугунно-литейном заводе Колесникова
Иван Александрович Колесников в прошлом был сам кузнецом и всякую «железную работу» знал досконально. В молодости он был простым рабочим на заводе Чирихиной, потом содержал небольшую кузнечную мастерскую в Глебучевом овраге. Завод, собственником которого он стал в 1909 году, был основан в 1870-м саратовским предпринимателем Василием Семёновичем Парусиновым, потомственным купцом и промышленником, подвизавшимся в механическом и чугунолитейном деле. После 1905 года завод стал приходить в упадок, и, спасаясь от окончательного разорения, Парусинов уступил его молодому и энергичному предпринимателю. Располагался завод на Казарменной (ныне Университетской) улице - в квартале между Б. Казачьей и Михайловской (сейчас Вавилова)
Заказов у Колесникова было много. Сейчас можно найти продукцию, изготовленную для нужд городского водопровода.
Безумно жалко этот люк, потому что поцарапали его совсем недавно во время каких-то ремонтных работ
и канализации
Название завода Колесникова есть и на люках Общества Рязанско-Уральской железной дороги
По количественной распространенности в городе первое место, пожалуй, держат люки Александровского ремесленного училища
При училище, открытом в 1871 году и названном в честь Александра II, существовали различные мастерские. Главной целью
учебного заведения было предоставление детям-сиротам и детям бедных родителей специального образования, дающего возможность «честным образом добывать средства к жизни и не быть бременем для общества, а напротив - своими знаниями приносить ему пользу»
С приходом Советской власти в 1919 году
училище было преобразовано в политехнические курсы, а затем в профтехшколу имени А. В. Луначарского, которая перед Великой Отечественной войной была переименована в ремесленное училище №2 металлистов. На его базе в январе 1945 года по Приказу Главного управления трудовых резервов при СНК СССР был открыт индустриальный техникум, довольно быстро ставший одним из ведущих в СССР.
Литейное производство при техникуме, к счастью, было сохранено
На следующем люке значится лишь аббревиатура, но СИТ - это и есть Саратовский индустриальный техникум
Почему-то не сфотографировала этот люк, хотя не единожды ходила мимо него. Исправлюсь, а пока фотография с сайта
www.kipchatov.ru
Еще одно упоминание о ремесленном училище можно найти на другом люке. Можно предположить, что этот экземпляр изготовлен в околореволюционное время переименований
В надписи заключена основная изюминка этого люка. Если еще не заметили, то посмотрите как написано слово училище
Теперь пробежимся по остальным заводам, которые занимались чугунно-литейными работами.
С.Т. Превратухин
В.П. Павлов
Два разных люка Торгового дома "Алексей Егоров с сыновьями"
Обратите внимание, что дизайн совершенно разный
Механический завод И.И. Агарева
Завод Заматорина
Чудесный люк производства завода Коробова
С царским гербом по центру
Кстати, на этот люк похож еще один, только название завода на нем уже нечитаемо, зато осталась надпись "городская канализацiя"
Завод Эртъ.
Нам этот люк так и не попался, так что еще одно фото с
www.kipchatov.ru
На некоторых люках указано только имя производителя, но вряд ли это производство было за пределами нашей губернии.
Ф.Я. Власов
А.И. Терентьев.
Все-таки до чего же красивый рисунок был на люках!
Среди дореволюционных люков есть и совершенно безымянные, на которых присутствует только их принадлежность к городским коммуникациям
И еще один прямоугольный вариант
Есть даже правительственный телефон. Правда, несколько потрепанный временем
На последнем на сегодня, а также в длинном географическо-литейном повествовании люке значится завод Главстроймеханизации. К сожалению, не знаю, что это было за предприятие, но люк - ровесник начала Великой Отечественной
Конечно, это далеко не все разнообразие люков, которые можно найти в Саратове. Но на многих крышках нет никаких опознавательных знаков о месте производства, другие изготовители скрываются за аббревиатурами. Но нашей задачей не было собрать абсолютно всё, поэтому только в сегодняшнем посте есть люки без названия города.
Предыдущие посты из этой серии:
География под ногами. Ч.1. Окрестности География под ногами. Ч.2. Соседи и не очень География под ногами. Ч.3. А мы пойдем на север География под ногами. Ч.4. Тёплые края География под ногами. Ч.5. На дальнем рубеже География под ногами. Ч.6. Back in the USSR