Поездка по селам Сокур - Гремячка - Кутьино. .A.I.R. project.

Aug 24, 2013 13:57

Оригинал взят у paveltroy в Поездка по селам Сокур - Гремячка - Кутьино. .A.I.R. project.

Больше фотографий к этому посту в альбоме (10.08.2013) Сокур - Гремячка - Кутьино
В субботу, 13 августа, мы выбрались в очередную поездку по области.

Хочется упомянуть, что осматривать и исследовать различные аббадонеды мы начали около 4 лет назад в рамках .A.I.R. project, который является свободным объединением людей, интересующихся индустриальным туризмом, руфингом, заброшенными и старинными сооружениями и постройками и получающими удовольствие от нахождения в таких местах, их изучения и фотографирования. .A.I.R. project участвовал в нескольких мероприятиях и выставках, в числе которых фестивали «Голос завода» и выставка городского пейзажа, организованная журфаком СГУ. На них представлялись фотографии и видеопрезентации участников проекта.
Несколько фотографий можно увидеть в моем альбоме ВК
Сначала мы выезжали на различные точки в пределах города, в основном заброшенные заводы. В последние два года чаще ездим в область, смотрим на старые церкви, храмы, кирхи, мельницы.
Весь материал, а так же обсуждение новых поездок в группе .A.I.R. project . Да, она закрытая по определенным причинам, кого заинтересует участие внаших поездках - оставляйте заявки.

В этот раз мы поехали всего лишь втроем: neak_shadrin, Тоня и я. Было намечено посещение 8 объектов, но мы посетили только 4, что в прочем не уменьшило наше удовольствие от поездки. Две деревни мы исключили сразу по причине их удаленности от основного маршрута, еще две просто не нашли, так как никаких указателей на поворотах к ним не было и мы видимо просто проехали мимо..

Сокур располагается на севере района в 52 километрах от Саратова и 39 километрах от Татищева. Доехали до Сокура через Вязовку. Церковь видно сразу, она рядом с дорогой.

Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Сокуре был построен тщанием прихожан в 1902 году. При храме была установлена временная деревянная колокольня, которую должна была заменить каменная, два придела планировалось освятить во имя Архистратига Михаила и Сергия Радонежского, однако этим планам помешали осуществиться Первая мировая война и последовавшие за ней революции. Новыми властями храм был закрыт, в его помещении был размещён склад. В настоящее время избежавшее серьёзных разрушений здание возвращено епархии. 5 июня 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил в сокурском храме первую со времен его закрытия Божественную литургию. БСЭ
Так храм выглядел вскоре после закрытия

Источник: из коллекции В. Святенко. Дата: 1920-е годы

Сейчас храм восстанавливают

Вообще он неплохо сохранился

Внутри тоже все в состоянии. Практически готовом под отделку

Даже цепь для люстры есть

И решетки на окнах

В храме и сейчас проходят службы. В углублении, находящемся в проходе к алтарю, стоят иконы

На лесах работают строители. Новый купол сделан по современной технологии - из ферм.

Песок для приготовления раствора

Пока мы смотрели и снимали, строители спустились с лесов и пошли, видимо, на обед. Сказали, чтобы мы приезжали через 2 недели. Мол, к этому времени все закончат. Хотя в это не верится - работает тут человек десять, а объем остался еще очень большой.

Дальше поехали искать мост. Немного покружили, зацепив на хвоста две «Нивы», которые приехали к храму чуть позже нас. Вообще, чтобы найти мост, нужно ориентировать на ЛЭП. От линии вдоль основной дороги, которая идет через Сокур мимо храма и дальше, идет перпендикулярное ответвление. В том месте, где оно пересекает реку и есть мост. Обнаружили брод, который форсировали еще несколько внедорожников. Мост оказался рядом.

Мост построен в 1909 году. Как сообщает та же БСЭ , подвесной мост-плотина является архитектурным памятником областного значения и отметил в 2009 году свой 100-летний юбилей. Согласно двум дореволюционным металлическим плиткам, украшающим опоры, мост был построен в 1909 году при саратовском губернаторе С. С. Татищеве распоряжением уездного земства по проекту техника С. Г. Грингофа трудом пострадавших от неурожая 1908 года крестьян Сокурской волости.

Вот и плитка

Мост подвесной, на металлических стержнях, объединенных в нечто вроде цепей. Опоры железобетонные, цепи поддерживают металлические продольные балки. На которые положен деревянный настил

Надпись «Шагомъ» на одной из опор видимо предостерегает от быстрого пересечения моста.

На другой опоре «1909 г».

А так выглядит плотина под мостом

Дальше поехали в Гремячку. Решили поехать напрямую. Вроде бы на карте была дорога.

Так вот - не повторяйте нашей ошибки. Если вы не на хорошем внедорожнике, то до Гремячки лучше ехать через Беседку - Оркино - Мокрое. Почему - смотрите дальше.

Мы долго ехали среди полей подсолнухов.

И даже остановились нарвать парочку

Наконец выехали к пруду, предназначенному, видимо, для платной рыбалки. Там нам объяснили, что мы проехали развилку и пруд надо было объезжать справа. Мы вернулись, благо было недалеко, буквально метров 500, и поехали в указанном направлении. Дорога там стала из обычной полевки чуть наезженной колеей. Она спустилась в низину, стала уже и мокрее. Не сразу мы поняли, что справа и слева нас окружает заболоченная речка, а едем мы по размытой насыпи.
Впереди оказалась совсем уж большая лужа

Пришлось выходить и проверять дно палками. Лужа была не глубокая и не с сильно раскисшим дном. Так что ее мы преодолели вобщем-то нормально.

Дальше оказался вот такой мостик.

То что это мостик, мы поняли уже когда были на нем. Бревна. Которые были его опорами, наклонились наружу и непонятно как держаться, а сам мост закидан землей, лишь в одном месте видны бревна.

Но и это еще было еще не самое интересное. Далее дорога поворачивает влево вдоль высокого холма, потом так же резко - вправо на сам холм. В этом месте пришлось разворачиваться и заезжать на задней, так как наклон около 45 градусов. Тоня вновь удивила нас своим водительским мастерством

С холма открываются такие виды.
Отсюда мы приехали

Блестят те самые пруды, к которым мы приехали, выбрав не то направление на развилке

Спустились с другой стороны холма и оказались на краю деревни. У дороги вот такой домик.

Наконец мы в Гремячке. Издали видим колокольню церкви. Останавливаемся, так как около храма все заросло.

И снова из БСЭ :
Сохранившаяся в Гремячке каменная однопрестольная церковь Николая Чудотворца была построена тщанием прихожан в 1821 году и является одной из старейших на территории Саратовской области. К приходу также была приписана соседняя деревня Красная Речка, в которой находилась церковно-приходская школа. В годы советской власти храм был закрыт.

То есть все 70 с лишним лет церковь стояла закрытой, во всяком случае, никак не использовалась.

Внутри почти все заросло травой, кустами, небольшими деревьями, …

…коноплей по грудь взрослого человека…

…и поменьше, …

…а так же грибами.

Благодаря тому, что все советское время храм никак не использовался, внутри на стенах сохранилась роспись

Внутри храм выглядит вот так

На окне сохранилась кованая решетка

Все что осталось от крыши - эти балки

В башню колокольни ведет вот такая висячая лестница

Сделана кажется из элементов какого-то транспортера сельскохозяйственной технике

После Гремячки мы поехали по очень странной дороге в сторону Петровска. Странная она тем, что постоянно меняется - то грунтовка, то асфальт разной степени разбитости, то бетонные плиты. Мы должны были найти поворот на деревню Новые Бегучи или на Таволожку

Указателей там никаких нет. Мы смотрели во все стороны, но деревень по правую сторону дороги так и не увидели. Зато увидели какую-то территорию, явно занятую военными, с локаторами и табличкой «Запретная зона. Въезд запрещен». К ней и сворачивал участок дороги из бетонных плит.

В результате мы доехали неожиданно для самих себя до Петровска. Так как никто из нас там не был, мы заехали в сам город и некоторое время проплутали, ища выезд ан Новые Бурасы. Оказалось, что эта дорога там же, где мы заезжали в город, но по другую сторону железной дороги.
Часть пути на Новые Бурасы от Петровская до Вязьмино просто ужасающа. Ровный вобщем-то асфальт регулярно пробит глубокими дырами и ямами. Когда круглыми, а когда и длинными поперек движения. Создается полное ощущение что на ровную хорошую дорогу выпустили роту с ломами и она долбила ее точечно то тут, то там. Ну или пьяный экскаваторщик искал клад прямо на этой дороге.

Доехали до Кутьино - и наши мучения были вознаграждены. Большой, просто огромный храм посреди села, хорошо сохранившийся, необычный по архитектуре и отделке просто поразил нас.
Множество кирпичных узоров, окошек, бордюров, кованные решетки… Это надо видеть это вживую.

БСЭ :
Сохранившаяся в Кутьино каменная церковь является одним из наиболее ярких памятников культовой архитектуры Саратовской области. Построена она была в 1911 году вместо разобранной деревянной. Престол был освящён через год в честь святителя Николая Чудотворца (как и у старого храма). В штате причта состояли два священника и два псаломщика, дома для которых были церковные. Советской властью в начале 1920-х годов богослужения были прекращены. На протяжение почти века здание оставалось закрытым и практически не использовалось, благодаря чему прекрасно сохранилась настенная роспись.

Рядом с храмом небольшая часовенка, видимо переделанная из дома священника, действующая в настоящее время.

Для сравнения вместе храм и часовня

И еще фотография храма

Высокая колокольня

И умопомрачительные детали:
Кирпичные узоры - никогда таких не видел

Красивейшие оконные проемы с узорчатой кованой решеткой

После Кутьино мы ненадолго остановились на трассе перекусить. Сначала думали устроить привал где-нибудь у протекающей через село Медведицы, а заодно и искупаться. Но местные сказали, что купаться негде.

Ну и наконец мы отправились через Новые Бурасы в Саратов. В районе Новых Бурас классные лесистые горы - красота, которую надо видеть. И грибов там говорят по осени много. Но это уже как-нибудь в другой раз.

На этом все.

репост, Сокур, путешествия, Татищевский район, Петровский район, Саратовская область, храм