Архитектура Саратова - из прошлого в будущее

Feb 11, 2013 11:12

Круглый стол с таким названием состоялся в доме Архитектора в пятницу 8 февраля. Туда был приглашён и я. Удалось пообщаться с интересными людьми, услышать много познавательного, узнать немало интересных вещей.



На круглом столе присутствовали (неполный список, дополнения и исправления приветствуются):
Кискин Александр Николаевич, председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Главный архитектор Саратова.
Стрельцин Яков Саввич, ректор Саратовской Высшей школы недвижимости, Председатель Совета директоров группы компаний "Лепта", заместитель председателя правления Ассоциации "Союз застройщиков", член Экспертного координационного совета по вопросам СРО в строительной отрасли при полпреде ПФО.
Кудрявцев Виталий Викторович, заведующий кафедрой Дизайн архитектруной среды САДИ СГТУ. Заместитель главного архитектора Саратова. Председатель Саратовского отделения союза дизайнеров России. Кандидат архитектуры.
Дядченко Сергей Федорович, зав.кафедрой архитектуры САДИ СГТУ, доцент, кандидат архитектуры.
Клочкова Ольга Николаевна, Кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры САДИ СГТУ
Лазарев Сергей Владимирович, директор ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве».
Тарасова Лариса Германовна, доцент кафедры архитектуры САДИ СГТУ, доктор архитектуры
Назимов Дмитрий Владимирович, главный художник города, ассистент кафедры Дизайн архитектруной среды САДИ СГТУ.
Ерёмина Елена Николаевна, архитектор Фрунзенского р-на.
Павлова Галина Геннадиева, эксперт ООО "Экспертиза Поволжья".
Власова Алла Анатольевна, главный архитектор ГК "Лепта".
архитекторы арх.мастерских Саратова ASK-group, Snou-project, Шитова А.В.
студенты старших курсов кафедры архитектуры САДИ СГТУ.
Представители "Софит-Экспо" Афансаьев И.Е., Зайцева Т.
Кудряшов В.А., зам.директора по маркетингу завода керамического кирпича "Римкер".
Сорокин Игорь Владимирович, художник, публицист, издатель.
Давыдов Вячеслав Иванович, краевед, начальник информационно-аналитического отдела НПЦ по историко-культурному наследию Саратовской области.
Фокина Тамара Петровна, профессор Поволжского Института Управления, кандидат философских наук.



Круглый стол был посвящён вопросам архитектуры Саратова за последние 15 лет и её перспективах. Я ещё напишу об этой теме подробный пост, но вкратце суть сводится к тому, что до сих пор не приняты регламенты по застройке Саратова, публичные слушания по которым прошли ещё в июне. Я писал репортаж с места событий. В итоге сейчас можно строить практически что угодно и где угодно. За примерами далеко ходить не надо - это и "Дуэт" на Мичурина, и высотка на Провиантской-Советской, и "Ковчег" на Вавилова. И много того, на что уже получены разрешения. То, что не впишется в окружающую обстановку улицы и надолго останется "занозой" в рисунке города. Далее весь текст поста - это выдержки из дискуссии и рассуждения участников круглого стола.



Высотные здания в центре города изначально были предназначены для ориентации внутри города. Раньше это были колокольни и купола церквей. В ХХ веке появились многоэтажки-ориентиры. Места этих высотных ориентиров тщательно продумывались, т.к. от них зависел вид города с разных точек. Сейчас же высотки строятся где угодно. Хоть у памятника архитектуры, хоть во дворе на месте детской площадки.
Сейчас застройщик определяет как использовать полученный участок земли и зачастую стремиться это сделать так плотно, насколько это возможно. В комитет архитектуры даже приносили планировки, где не было места для крыльца и отмостки.



В настоящее время наиболее выгодными для застройщика являются здания в 24 этажа. Себестоимость строительства выходит в 23000 рублей за квадратный метр + стоимость земли. Здания выше сложны в инженерном отношении. Они требуют другой обеспеченностью лифтами, элементами противопожарной безопасности. Но тем не менее в Саратове уже есть люди, которые хотят строить здания выше 36 этажей.



В то же время есть и подрядчики, которые готовы отреставрировать здание по себестоимости, считая это благотворительностью. Так например у нас строятся здания церквей. Но такие заказы по законам рынка не могут превалировать над теми, где идёт прибыль.
Нельзя сказать, что застройщики не понимают как скажется их новое "детище" на окружающей обстановке в застройке квартала. Есть сознательные, кто отказывается от скандальных участков, но на их место приходят другие, кому материальная выгода дороже моральных норм.
То же самое можно сказать и об архитекторах. Если кто-то не согласиться делать "позорный" проект, на его место найдут другого.



В итоге в центре города, где самая выгодная земля, у нас получается пока так: сначала понастроят, а потом с плотностью борются. Оказывается, что и автомобили некуда ставить (странным образом в построенном здании исчезают подземные паркинги, предусмотренные проектом), да и подъехать-то к дому сложно, потому как вся улица забита припаркованными авто. Единственный выход - принимать регламенты, которые выделяют места и кварталы города по принципу где и какая застройка разрешена.
К примеру, когда Собянин стал мэром Москвы, много проектов высоток в центре столицы было закрыто.



Гражданское общество в Саратове зачастую вяло реагирует на то, как меняется среда вокруг него. Даже если она меняется в худшую сторону. Общество воспитывается там, где оно живёт. Если в пятиэтажке с алкоголиком в подъезде, то и жизненные ценности будут соответствующие. В европейских городах уровень развития человеческого самосознания гораздо выше. За примером далеко ходить не надо. Вспомнить ту же историю с вокзалом в Дрездене, когда снос вокзала вызвал массовые акции протеста. Они были против сноса красивого исторического вокзала и строительства огромного нового. "Это наши деньги, наши налоги, нам не нужен новый вокзал - стройте школы и детские сады!". У нас же никто и не стал бы поднимать шум.
Сейчас построили вторую сцену Мариинского театра. Все наверное слышали об этом уродливом здании, похожем на торговый центр в Петербурге, где цена одного квадратного метра обошлась в 20.000$ (!). А это тоже наши налоги. Между тем самое высокое здание в мире в Дубае, очень сложное в инженерном отношении и очень дорогое, стоит всего 1.200$ за квадратный метр.
Понятие репутации в России у нас утрачено на 90%. Воруют уже миллиардами. Все видят кто и как, но при этом за это редко наказывают. Так что и многих застройщиков не грызёт совесть от того ужаса, который они творят с городом.



Нет у нас никакого трепета и к истории. В некоторых городах есть понятие исторических охранных зон. Археологические культурные слои у нас никоим образом не изучаются. На Валовой при строительстве срезали экскаватором и вывезли огромный культурный слой. В нём были и остатки предметов быта, и пожарные слои. Всё чем жил Саратов с момента своего основания. Артефакты, которые могли бы составить целую экспозицию музея и дать материал для исследований.
Даже в Волгограде охранные зоны инициированы, разработаны и финансируются властью.



В Европе относятся к истории трепетно и стремятся сохранить, то что досталось им в наследство. Разрушать старое и строить что-то новое им экономически невыгодно. Ведь всё, что построено предками - приносит прибыль.
У нас законодательство в плане охраны и реставрации памятников несовершенно. Из-за этого архитектурное наследие продолжает разрушаться, а те здания, которые не имеют "охранной грамоты", но составляют с памятниками один ансамбль застройки, могут сноситься на законных основаниях.
Однако в Оренбурге с советских времён каждый новый начальник взял за правило восстанавливать какие-нибудь архитектурные памятники. В результате местный "проспект" там сейчас полностью в отреставрированном виде.



Почему у нас часто строятся унылые многоэтажные коробки. На улучшение внешнего вида "коробки" не потребуется миллионов, но застройщики экономят и на этом. Застраивая очередной участок земли у нас не соблюдают никаких правил и закономерностей. Новый объект становится "бельмом" на улице. Это не значит конечно, что он будет таким всегда. 12-этажки на Московской (Руслан и Людмила) тоже воспринимались в штыки, когда строилась первая, но когда был построен комплекс он вписался в рисунок улицы. В Германии на месте будущего строительства вывешивают целый квартальный проект застройки, да ещё предлагают людям высказываться за или против этой стройки. У нас же никто не может запретить застройщику решать каким будет облик улицы после его "детища". Никто не может завернуть проект если все технические "формальности" соблюдены. В итоге Саратов уже изрядно потрепанный нелогичной застройкой во время советской власти, сейчас ещё больше уродуется.



После круглого стола ещё час неформально общались с участниками. Было приятно познакомиться с главным архитектором и лично задать ему интересующие меня вопросы. Например по поводу того, как комитет мог выдать разрешение на строительство домов, которые сейчас обязывают снести, как мешающие авиационному радару. Дело всё в том, что разрешение на строительство по нашим законам даётся на основании утвержденного списка документов. Все они были предоставлены. Требовать что-то ещё - это уже будет идти как коррупционная составляющая. В свою очередь, чтобы не допустить таких вот случаев, режимные предприятия должны подавать сведения в комитет архитектуры о точных координатах для своих охранных зон. Это и аэропорты, и линии ЛЭП. Эти охранные зоны наносятся на карту местности и будут являться основанием для отказа в разрешении на строительство. Как ни странно, но наиболее полную информацию о защитных зонах предоставил военный аэродром Энгельса.
Это не последний мой пост на тему застройки и архитектуры города Саратова.

#Саратов, архитектура, блог

Previous post Next post
Up