В
прошлой части мы с вами остановились перед забором комплекса зданий правительства, который не позволил нам пройти дальше по улице Челюскинцев. Итак пройти дальше мы не можем...
Поэтому мы пойдём чуть ниже - спустимся до улицы Кутякова. Тут пред нами предстаёт дом с церковно-подобными окнами. Построен был по проекту Карпова 1937 года. "Шестиэтажный жилой дом, который намечено построить на углу М. Горького и Цыганской, представляет собой совершенно новую для Саратова архитектурную форму", - писал Д.В. Карпов в 1939 г. в статье "Заметки архитектора" ("Коммунист", 12 октября 1939 г., спасибо Марие Салий) Здание было построено после войны, в 1940-е, строили пленные немцы.
На Кутякова тоже немало старых и интересных домов.
От богатства внешних элементов декора аж рябит в глазах!
Дом с какими-то скрипичными ключами на стенах.
А вот тут Кутякова заканчивается. И именно с Кутякова на улицу Челюскинцев поворачивали рельсы 1-го трамвая.
Именно так - тут на Челюскинцев лежали рельсы. И прямо тут ездил трамвай (рельсы были в обе стороны). В 1952 году сюда с Московской были перенесены трамвайные маршруты:
1 (пл.Орджоникидзе - Волга)
11 (ст.Саратов 2 - Волга) (остатки его мы искали в
этом репортаже)
14 (Ж/д вокзал - Волга)
В 1972-м тут остался лишь 1й маршрут. И до 1988 года исправно ездил. Рельсы разобрали в начале 90х. От трамвая теперь остались теперь разве что растяжки. В конце поста мы ещё вернёмся к трамвайной теме.
Зайдём в одну из арок улицы.
В одной из таких подворотен внутри улицы спрятался целый дом - гораздо выше, чем все те, что его окружают. Как видим - надстроен.
Бывшая колбасная фабрика товарищества Кизнер и Блок. И, о чудо - реставрируется. Хотя до реставрации выглядела даже более насыщенно :)
Здание построено в стиле псевдоготики.
А этот дом напротив бывшей фабрики, недалеко от дома Кино. Учебно-заработный дом Благотворительного Союза. Двухэтажное каменное здание, со сводчатыми подвалами, постройки конца XVIII-гo - начала XIX-го веков, в стилистике классицизма, с флигелем, дворовыми службами и каменными воротами (портик главного входа тосканского ордера). Здесь поначалу располагалась Контора иностранных поселенцев, сильно пострадавшая во время пожара 1800 года. С 1901 года по 1917 г. здесь размещался «Женский учебно-заработный дом». В советское время, до 1931 года, здесь был образован Гидрометеокомитет, в дальнейшем переименованный в «Гидрометеорологическую обсерваторию». Потом в здании долгое время находилось Областное Бюро Технической Инвентаризации, затем опять «Гидрометеорологическая обсерватория», находящаяся там и поныне в виде «Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
А это ещё одна достопримечательность, о которой писали в прессе. Местная сумасшедшая заклеила своими записками, критикующими власть, всё вокруг.
А вот дом для автомобиля. По крайней мере весь первый этаж им только и занят. Второй этаж, как видим, был надстроен позднее.
Мы дошли до пересечения с Мичурина. Именно в этом месте 1-й трамвай сворачивал на неё с Челюскинцев. Об этом месте и о поисках конечной я писал летом, когда ходил по Мичурина. Тут рельсы сворачивали вправо
Перегороженная улица Рамаева. Тут трамвай и разворачивался, пробивая забор :)
Фото на память с "первым электрическим столбом", ещё сохранившим остатки трамвайной растяжки.
На этом позвольте закончить свой обзор улицы Челюскинцев, хотя мы и не прошлись по самой посещаемой её части - здание управление РУЖД, дом-причта Казанской церкви, дома Котенева, Бабушкина (Волкова), Фатеева и Чирихиной. Как-нибудь в другой раз.
Местами, как мы видим, улица может даже напомнить Европу ухоженностью... Вернее всего одним местом на всём её протяжении. Это место напротив т.н. "депутатского" дома ;)