Универмаг РУЖД с общежитием

Oct 04, 2023 15:00


На Привокзальной площади Саратова скоро обещают начать реконструкцию. Обновится железнодорожный вокзал, наконец снесут старое общежитие Приволжской железной дороге, переданное вместе с заброшенным пищевым комбинатом ПривЖД городу под расселение и строительство парковки на их месте.





Кроме этого в планах расселить и снести ещё несколько зданий по другую сторону от вокзала (11-подъездный жилой дом с детской школой искусств и гостиницей по Аткарской, 31 и 2-подъездный 4-этажный жилой дом по Аткарской, 31а) - обозначены красным.



Из всех этих зданий лишь одно является выявленным объектом культурного наследия "Дом жилой работников РУЖД, 1927 г., арх. Д.В.Карпов" (датировка неверная). Причём ценным является лишь его часть, обозначенная ниже синим. Именно сюда мы сходим, чтобы посмотреть, что интересного там сохранилось.



Если мы возьмём действующий генплан, утверждённый депутатами в конце прошлого года, то увидим, что на месте общежития и пищевого комбината запланирована зона транспорта, а дома №№ 31 и 31а расположены в "жилой зоне".



Здание, о котором пойдёт речь, было построено архитектором Карповым для Рязано-Уральской железной дороги. Проект был выполнен в модном тогда стиле конструктивизма.



Строительство началось в 1929 году. Строилось оно как общежитие на 200 рабочих РУжд с универмагом в центральной угловой части. Причём строили сразу все секции одновременно.



В 1932 году универмаг уже работал, да и жители в здании обитали. Окончательно сдали дом в 1934 году (по ряду сведений).



Сегодня здание выглядит так. Нижний этаж, который изначально был навесом с входной группой, в 1990-е обзавёлся пристройками (во дворе пристроили целый корпус), второй этаж лишился ленточного остекления. Однако жилые секции почти не изменились.



Долгое время дом был симметричным: два жилых крыла по Аткарской и по Московской.



В конце 1950-х строится дом вдоль железной дороги, а в 1960-е его объединяют с домом железнодорожников перемычкой с аркой, в которой с 1966 располагается детская музыкальная школа ПривЖД (ныне муниципальная детская школа искусств №21).



Дом получился в виде огромной буквы П на 118 квартир и больше 30 организаций.



Столетние угловые конструктивистские балконы имеют интересный ход арматуры.



Огромные балконы на несколько квартир.



А внизу гостиница "Звёздное небо" категории "без звёзд" (!)



Подъезды были сделаны сквозные. Однако парадные входы ныне не используются или переделаны под коммерческие помещения.



Поэтому зайдём во двор. И тут мы обнаружим, что две жилые секции дома отличаются. У них разной ширины лестничные клетки и разное конструктивистское ленточное остекление.





Внутри разные даже перила. А вот дизайн у лестниц тоже конструктивистский. На каждом этаже по 2 квартиры.





На лестничных площадках - метлахская плитка, произведённая харьковским заводом Бергенгейма, что подтверждается клейомом.



Рельсы, на которых лежат ступени тоже непростые. Есть как списанные рельсы разных железных дорог России, так и абсолютно новые, соответствующие дате постройки дома.



Есть рельсы из Макеевки.



А есть из штата Иллинойс, США и английского Шеффилда.



Ещё в одном из подъездов сохранились родные радиаторы отопления.



Над подъездом табличка с фамилиями жителей.



А дальше уже пристройка с детской школой искусств.





И 5-этажный жилой дом вдоль железной дороги.





Во дворе дом №31а



И традиционный для железнодорожников списанный вагон, выполняющий функцию чьего-то гаража.



#Саратов, Московская, тогда и сейчас, Привокзальная площадь, Аткарская, лестница, конструктивизм, архитектура, объект культурного наследия, артефакты, интерьер, краеведение

Previous post Next post
Up