Солдатская слободка
Южная окраина Саратова в конце 19 века - Солдатская слободка. Сегодня это первые кварталы улицы Чернышевского, а тогда - далёкие выселки.
История её началась с пахотных солдат первой половины XVIII века. Прежняя слободка пахотных солдат располагалась на Соколовой горе, но после очередного оползня в 1869 году им выделили земли в урочище Улеши.
В 1884 году сюда дошла железная дорога. Железнодорожная станция «Улеши» стала крупной товарной станцией города. Район сразу же стал развиваться, открылись керосиновые и нефтяные склады, храм, лесопильные заводы, мельницы.
18 августа 1908 года сюда дотянули Сергиевскую линию трамвая.
Вот что писал про станцию и окружающую местность справочник Рязано-Уральской железной дороги.
«При станции расположены крупные паровые мельницы: торгового дома Э.И. Борель, размалывающая 8200 тысяч пудов, торгового дома О.И. Степашкина - 1080 тысяч пудов, В.В. Богословского - 2800 тысяч пудов, А.А. Смирнова - 550 тысяч пудов. Кроме мельниц, паровой лесопильный завод и ящичная фабрика Кенига, лесопильный завод А.А. Смирнова и металлический завод акционерного общества русской железной промышленности.
Здесь же находятся; керосиновые и нефтяные склады братьев Нобель, Восточного общества, братьев Меркульевых, общества "Мазут" и другие, вместимостью более 13500000 пудов, и железнодорожный склад нефти с пятью резервуарами, общей вместимостью 525 тысяч пудов; при станции - паровой лесопильный завод общества дороги.
За последние 15-20 лет местность эта, прежде почти пустая, сильно развилась в промышленном отношении и соединилась с городом; здесь построены большие дома, школы, церковь, доведена линия трамвая и основан базар».
Кожзавод
А так ярко описывали историю посёлка большевистские газеты в 1920-х годах:
«...Лет сто тому назад "по высочайшему повелению" саратовские градоначальники должны были выделить землю николаевским солдатам - тем, кто "царю и отечеству" верой и правдой прослужил долгих 25 лет.
И выделили... Далеко за городом, на пустыре, у низкого берега Волги, где болота и убийственная "лихоманка".
- Живите, пользуйтесь денно и нощно.
Проклиная "благодетелей" и свою горькую судьбу, начали строиться солдаты. Строились скученно, используя каждую пядь пригодной земли, без улиц, с лабиринтами путаных переулков. Строились больше в землю (так попрочнее), а материалом служили доски с палаток, старых баржей и те бревна, что дарила кормилица Волга.
Так строились утлые солдатские домишки, среди степей у богатого Саратова и вольной реки. Так вырос Солдатский поселок. [...]
Бурлаки и великая волжская голытьба находили себе приют в слободке. Это тут заливалось водкой "горе народное", тут выражался буйный протест против голодной получеловеческой жизни. Но вот вырастают фабричные трубы. Кругом поселка пошли заводы: рядом, под боком у слободки, поднялся огромный проволочно-гвоздильный и болто-заклепочный завод.
Стала Солдатская слободка рабочим поселком. Выросла. Еще теснее прижались покосившиеся лачуги друг к другу, уступая место новым, таким же несуразным соседкам».
Завод до и после революции
В 1890 году в Екатеринославе (ныне - Днепр, бывш. Днепропетровск) польское металлургическое общество Б.Гантке, правление которого находилось в Варшаве, построило механический завод, в 1895-96 гг выстроило завод механических изделий в Саратове.
Оба завода общество в начале 1902 года уступило «Акционерному обществу русской железной промышленности», образованному в Берлине в 1900 году.
Саратовский гвоздильно-проволочный и чугунолитейный завод 23 мая 1917 года был продан Акционерному обществу Нижегородского металлического завода «Новая Этна». С этого времени завод стал называться Саратовским заводом «Новая Этна».
После революции в 1918 году завод был национализирован и перешел в ведение ВСНХ РСФСР. Основной продукцией завода были гвозди, заклёпки, болты, гайки, винты, рельсовые скрепления.
7 ноября 1922 года, в пятую годовщину Октября, рабочие саратовского гвоздильно-проволочного завода "Новая Этна" написали письмо Владимиру Ульянову (Ленину), в котором объявили, что присваивают его имя своему предприятию, а также включают вождя мирового пролетариата в число почетных сотрудников. Мемориальная доска об этом событии висела на корпусе завода с 1968 года, а сегодня хранится в Саратовском музее трудовой славы на Соколовой горе (читайте мой пост 2014 года
О том, как в Саратове выбросили на помойку памятник регионального значения).
Кроме этого, на проходной завода висела доска с барельефом Ленина и надписью: «Почётный рабочий нашего завода с 7 ноября 1922 года Владимир Ильич Ленин».
«Саратовский гвоздильно-проволочный и болточно-заклепочный завод имени Ленина» сбывал 70% своей продукции за пределами Поволжья. Баку требовал болты и заклёпки для баков и цистерн для нефтяной промышленности, Ташкент - проволоку для увязки тюков хлопка, железные дороги - костыли, болты, телеграфные крючья и проволоку.
В следующие годы был подготовлен проект расширения зданий и оборудования завода, отпущены необходимые средства на расширение и оборудование. В результате были построены болторезный, травильно-обжигательный и механический цеха, молотовая мастерская, расширены прессовый, костыльный цеха.
Случилось это в 1926-27 году, что было отражено надписью на фасаде главного здания: был указан год 1927, помещен герб СССР и надпись - "Болто-заклепочный завод им. В.И. Ленина".
1980-е годы - надпись всё ещё на месте.
Сегодня этот фронтон спрятан за сайдингом торгового центра, однако его очертания вполне различимы.
А на соседнем корпусе ещё сохранилась старая табличка.
Продолжение следует...