Всего год тому назад я писал о том, что много лет "
Городская усадьба Скибиневского" стоит, разрушается и очередной раз выставлена на продажу. Тогда я подумать не мог, что спустя год она предстанет передо мной совершенно в другом виде. Она не просто обрела хозяина (куплена в сентябре 2020 года), но и получает вторую жизнь. Снаружи и внутри происходит, пожалуй, самая лучшая реставрация в Саратове за все время его существования! Саратова, а не здания, которое, как оказывается, имеет ещё более глубокую историю.
Когда сняли сетки с фасада, многие саратовцы вздохнули с облегчением и обрадовались. Уже привычным стала практика реставраций и ремонта исторических зданий, когда после окончания работ появляются лишние этажи, пристройки, многочисленные кондиционеры на фасаде, глухие белые пластиковые окна и железные двери. А что здесь?
Кроме того, что никаких надстроек не будет, а исторические элементы, утраченные в советское время будут восстановлены (кованые вазоны, навершие, полноценный портик, деревянные ворота и т.п.), произошло даже уменьшение объемов закрытых помещений! Произошло то, о чём я мог только мечтать, когда фотографировал здание год назад - была открыта чугунная веранда второго этажа, превращённая почти сто лет назад в дополнительное помещение.
Вот так всё выглядело раньше.
Но давайте зайдём во двор где кипит работа. И что мы видим? Это двери. Деревянные двери. Как и рамы окон, двери и ворота будут восстановлены в тот вид, какими они были в начале ХХ века.
Обратили внимание, где они сфотографированы. Это же веранда в сад усадьбы! Посмотрите в какую красоту она уже превращена.
Вот так это выглядело раньше.
Снятие деревянной обшивки обнажило литые чугунные колонны!
Зайдём, наконец, внутрь. На объекте круглосуточно работает сотня рабочих и профессиональных реставраторов. Руководители и консультанты проекта - лучшие столичные реставраторы. Применялись такие технологии, которые редко используют даже в Москве. А дом, в свою очередь, подарил реставраторам уникальные находки. Это и лепнина из папье-маше, и дореволюционные настенные росписи, сохранившиеся под советскими слоями. По результатам анализов и исследований, выяснилось, что здании как минимум на два десятилетия старше, чем это ранее предполагалось.
Эту фотографию я не публиковал в посте год назад, т.к. принял витражи за советские. Но оказалось они самые настоящие дореволюционные. И скорее всего, вставила их последняя владелица - миллионерша Матрёна Сибрина, которая заимела здание уже в эпоху моды на модерн. Витражи, росписи с меандрами и "модерновый" бетонный бассейн во дворе - как раз говорят за это.
По сохранившимся витражам были воссозданы витражи для других окон зала.
Отдельно стоит упомянуть росписи, найденные в нескольких залах. Они включают как стандартные, так и авторские элементы.
Ещё пару лет назад говорили, что из-за существования в нём когда-то противотуберкулёзного диспансера здание можно сносить, а сегодня в нём сохранили даже те исторические элементы, которые казалось, сохранить уже нельзя. Потолочную лепнину сберегли путём вывешивания. При этом полностью заменили перекрытия! Некоторые деревянные элементы тоже были сохранены, и микробиологические анализы показали, что никакой палочки Коха тут нет.
Недостающие элементы лепного декора докомпонуют, и мы получим то, что было утрачено в советское и постсоветское время.
Этот же потолок год назад.
А лепнина просто потрясает!
Кроме цветной живописи в зле были обнаружены стены и детали, расписанные в другой технике. Вот это камин изначально был расписан "под мрамор". Сейчас ему вернули прежний вид.
Год назад это место выглядело так.
Таким был ещё один из многочисленных каминов.
Сегодняшний вид в процессе реставрации.
Вот поистине открытие! То, что я принял за карнизы для штор, которые закрывают дополнительную дверь в танцевальный зал оказалось совсем не декоративным карнизом "в виде шапки".
Это балкон для оркестра, который сейчас раскрывают. К нему ведет помещение антресольного этажа, откуда оркестр выходил на него для музицирования.
Наконец, комната со сводами Монье, где в диспансере хранили еду.
И тут всё обретает приличный вид. А петли, оставшиеся от дореволюционных внутренних ставен и от массивной двери оставят на месте и сохранят, как артефакты.
Фотография не передаёт всей рельефности увиденного.
Наружные работы идут активнее всего. Потому что уже в сентябре хотят убрать заборы с улиц, дабы открыть обзор на это замечательное здание.
Смотрите, как с улицы Радищева смотрится веранда в сад!
Вот такой она была.
А сейчас - просто шик!
Напомню, что работы ведутся при поддержке председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, а после их завершения комплекс зданий предполагается передать "Лицею-интернату 64" под художественную школу.