Вчера часть жителей города были удивлены, услышав или увидев пролетающий над Саратовом самолёт. Более года из закрытого в августе 2019 саратовского аэропорта не взлетали самолёты. Кто-то думал, что аэропорт к сегодняшнему дню уже начнут застраивать, прокладывать там новые дороги. Но вчера с аэродрома "Саратов-Центральный" снова взлетел самолёт. На этот раз действительно последний рейс - целая спецоперация. Тем более в нынешних погодных условиях. Ведь для взлёта нужны были не только штат техников, лётчики-испытатели (поднять самолёт, который больше 3 лет не был в небе), исправная взлётно-посадочная полоса и рулёжки. Но и полный арсенал спецсредств - машины СПАСОП, противооблединительная обработка, снегочисты, орнитологическая служба и т.д. И аэропорт на время ожил!
Click to view
Вот так в августе этот самолёт к нам прилетел:
Ан-148 RA-61702. После чего стоял в качестве донора запчастей и "на перспективу расширения авианаправлений" (справедливости ради, на тот момент "Саратовские авиалинии" более сотни направлений освоили и планировали расти дальше).
Прошлой осенью уже из закрытого аэропорта его пытались поднять (владельцем является ОАО «ИФК «Ильюшин», арендатором авиакомпания "Россия", "Саратовские авиалинии" брали борта в аренду, и экипажи пришли в основном из "России" и "Ангары", которые эти самолёты использовали). "Илюшин" пытались вернуть оставшийся борт на привезённых двигателях (в оранжевой ливрее "Саратовских авиалиний") на базу в ВАСО. Но не получилось - вышло из строя ВСУ: (
Старый аэропорт Саратова).
Позавчера помешала погода, и вот сегодня с первой попытки всё получилось!
Фото Сергей Ненахов
Как вы понимаете никто территорию пока не собирается застраивать, арендатором земли продолжают оставаться "Саратовские авиалинии". В данный момент продолжается конкурс проектов освоения этой территории.
Вот что пишет по поводу последнего рейса
Глеб Майоров:
Окончательно и навсегда: из старого саратовского аэропорта «Центральный» вылетел последний находящийся на территории лётный борт Ан-148 RA-61702. 26.11.2020
Сегодня в недействующем уже больше года аэропорту «Саратов-Центральный» можно было в последний раз услышать шум авиационных двигателей - спустя примерно год после неудачных попыток вылета аэропорт покинул Антонов Ан-148-100В с бортовым номером RA-61702, который находился на территории аэропорта с августа 2017 года.
Как я уже рассказывал в предыдущем посте про RA-61702, первая попытка перегона самолёта была предпринята в конце октября прошлого года, но тогда тщетно - подвела Вспомогательная Силовая Установка (ВСУ). ВСУ было заменено, прошло более года, самолёт выкатили из ангара (где он находился всё это время), успешно было запущено ВСУ, двигатели, борт начали вновь готовить к перегону.
Спустя неделю после тестовых запусков борт был готов к вылету, 25 ноября из аэропорта «Гагарин» была пригнана спецтехника, началась расчистка ВПП и рулёжных дорожек, в аэропорт прибыли специалисты различных служб. Всё было готово к взлёту - подвела погода, вылет перенесли на следующий день.
26 ноября погодные условия оказались лучше, с самого утра у самолёта кипела подготовка к вылету, продолжалась расчистка ВПП и контролирование орнитологической обстановки. Вновь был произведён тестовый запуск ВСУ и двигателей, чуть позже проверена механизация, а после осмотра контрольного осмотра взлётно-посадочной полосы и рулёжной дорожки борт приступил к рулению. Проехав по РД Альфа-1, борт доехал до торца ВПП 30, развернулся, и занял исполнительный старт.
-61702, взлёт разрешаю
-Взлетаем, 702
Взлётный режим, разбег...
В 12:31 местного времени стойки шасси Ан-148-100В RA-61702 отрываются от ВПП, борт набирает высоту и уходит на Воронеж, теперь это точно, последний взлёт из аэропорта «Саратов-Центральный»...
Многолетняя история аэропорта закончилась ещё летом прошлого года, с переводом всех коммерческих авиарейсов в новый аэропорт «Гагарин», но тогда ещё была надежда на вылет Ан-148, и вот, «грустный ослик» улетел, теперь вылетать больше некому.
Спасибо, «Саратов-Центральный» за эти несколько лет вместе! Было всегда приятно возвращаться на знакомые места, снимать садящиеся и взлетающие самолёты, и не думать о том, что когда-то всё закончится. Сегодня история закончена - остаётся лишь множество тёплых воспоминаний...
Click to view
Об истории борта RA-61702 в «Саратовских Авиалиниях»:
Ан-148-100В с бортовым номером RA-61702, выпущенный в декабре 2009 года в Воронеже и летавший с 2009 по 2015 год в авиапарке ГТК «Россия», прибыл в Саратов из Санкт-Петербурга 10 августа 2017 года для дальнейшего использования в «Саратовских Авиалиниях» как «донора» для других Ан-148 авиакомпании.
Находясь на земле с 10 августа 2017 по 26 ноября 2020 года, с борта снимались различные запчасти, в определённый момент были сняты и двигатели, которые в 2019 году вернули, сняв с другого борта. После прекращения деятельности «Саратовских Авиалиний» все имеющиеся до марта 2019 были отправлены в Воронеж, кроме RA-61702 - он по прежнему оставался в аэропорту «Саратов-Центральный». После трёх попыток вылета, 26 ноября 2020 года борт отправился в Воронеж на аэродром «Придача», где расположено авиастроительное предприятие ОАО «ВАСО» (там и был собран борт). Дальнейшая судьба самолёта неизвестна.
Фото Сергей Ненахов
Споттеры ловили борт со всех ракурсов, и вот оно, итоговое видео.
Click to view