Начинаю публиковать цикл статей, которые вышли в "Саратовской областной газете" весной этого года в авторской версии. Если у вас имеются какие-то дополнения, то пишите мне в комментарии или личные сообщения.
Человек всегда стремился в небо, летать словно птица. С одной стороны, это романтика, но с другой, конечно, это и чисто практическое использование воздушного пространства: перевозка пассажиров и грузов, минуя земные и водные препятствия. Не стоит забывать и про военное значение летательных аппаратов: разведка, бомбардировка, десантирование войск и техники. Поэтому попытки полётов человека на различных аппаратах начались ещё с конца 18 века.
Первые летательные аппараты: воздушные шары (аэростаты) и дирижабли были легче воздуха, и относились к воздухоплаванию. А вот авиация - это когда конструкции тяжелее воздуха (планеры, махолёты и др.) удерживались и двигались в воздухе за счёт законов физики. Прорыв, как и во всех других областях случился после изобретения парового двигателя.
Первый подтверждённый полёт управляемого человеком самолёта с двигателем был выполнен американцами братьями Райт в 1903 году.
В России широкий интерес к авиации стал распространяться после организации в 1908 году в Санкт-Петербурге Всероссийского аэроклуба. Следом по стране начали открываться местные аэроклубы.
Ипподром стал аэродромом
Не стал исключением и Саратов, где 5 мая 1910 года был учреждён саратовский аэроклуб. Председателем аэроклуба стал вице-губернатор П.М. Боярский. 2 июня был утвержден его устав, а в сентябре состоялись первые полёты.
Устав аэроклуба
Датой первого полёта в саратовском небе считается 26 сентября 1910 года, когда самолёт марки «Блерио» под управлением петербуржского пилота Александра Васильева взлетел с территории саратовского ипподрома (ныне стадион «Локомотив»).
1910. Первый полёт над Саратовом, ипподром
Авиаторы Васильев и Кебуров приехали в Саратов из Казани, где до этого демонстрировали полёты.
«Авиационная неделя» в Саратове началась с полёта над ипподромом. Крыши соседних домов, балконы, деревья и заборы были заняты людьми, которые собрались посмотреть на невиданное доселе зрелище. Васильев поднялся на 250-метровую высоту, сделал круг над ипподромом и приземлился.
В последующие дни были полёты от ипподрома до Полтавской площади (ныне Детский парк), полёт через Волгу до Покровской слободы (г. Энгельс) и обратно. Последний полёт продолжался 13 минут при сильном ветре. Лётчик пролетел над улицей Константиновской (Советской), Волгой, описал круг над слободой и вернулся на ипподром, пролетев над Московской улицей. Свидетелями этого стали многочисленные жители Саратова и Покровской слободы. Позже были изданы открытки, посвящённые полёту.
В 1911 году началось комплектование авиашколы, а в сентябре того же года состоялась вторая “авиационная неделя”. Для этого в город был приглашен студент петербургского технологического института А.А. Агафонов с ассистентом С.Н. Глущенко. Они демонстрировали фигурные полёты, а также полёты с пассажирами.
1911. Объявления о полётах Васильева
6 января 1912 года газета "Саратовская копеечка" сообщала, что авиатор С.Н. Глушенко занят подбором группы учеников для подготовки их на звание пилотов. Полеты будут производиться за чертою города, возле Татищева. Занятия открываются с половины марта.
15 июля 1912 года состоялось торжественное открытие аэродрома, на котором присутствовали члены аэроклуба и около 2 тысяч зрителей. Аэродром располагался в районе нынешней улицы Навашина. На обнесенной изгородью территории были выстроены места для публики, павильон-буфет, эстрада для музыки и два деревянных ангара для летательных аппаратов, приобретенных аэроклубом - систем «Блерио» и «Фармана».
1912. Авиатор Агафонов А.А. на аэродроме рядом с казармами Башкадыкларского полка
В конце июля отсюда состоялись демонстрационные полёты с пассажирами. В числе таковых побывал и владелец табачной фабрики купец Левкович.
Дальнейшей работе авиаклуба помешала Первая мировая война. В соответствии со своим уставом аэроклуб передал самолёты на нужды армии и был закрыт 21 августа 1914 года.
Возрождение авиации
19 сентября 1931 года на заседании Президиума Нижне-Волжского крайисполкома Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Нижне-Волжского края было признано необходимым организовать в Саратове базу сельскохозяйственной авиации, «развернув авиастроительство с таким расчётом, чтобы начало и окончание всех работ было произведено в 1932 году».
Именно эта дата считается датой основания гражданской авиации в Саратове и датой рождения саратовского аэропорта. Разместить базу планировалось на аэродроме Дубки в 18 км от города, но строительство аэропорта в Дубках затягивалось, поэтому авиабазу разместили на аэродроме саратовского краевого авиаклуба (возрождённого в июне 1933 года) - нынешнем месте аэропорта «Саратов-Центральный».
В 1933 году в Саратове было создано городское отделение ОСоАвиаХИМа. Для его размещения было выделено бывшее здание Германского консульства. В том же году созданная 2 августа 1930 года в составе одной группы из 8 человек саратовская авиашкола была реорганизована в аэроклуб, который также разместился на Рабочей улице.
15 августа 1938 года
Интересно, что гражданская авиация сосуществовала на одном аэродроме с аэроклубом до начала Великой Отечественной войны.
С началом войны ОСоАвиаХИМ и аэроклуб начали работать по требованиям военного времени. В октябре 1941 года Саратовский аэроклуб был передан в ведение ВВС. Сотням лётчиков Саратовский аэроклуб дал путёвки в небо. Двадцати шести воспитанникам Саратовского аэроклуба присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них капитан С.Ф. Тархов, получивший это звание одним из первых в стране. А также наши земляки: летчица Таманского женского ночного авиаполка Р.Е. Аронова, В.М. Безбоков, К.В. Иванов, К.П. панченко, С.И. Харламов и другие.
В 1947 году началось послевоенное восстановление саратовского аэроклуба, но учитывая возросшее значение гражданской авиации в то время, аэроклубу был выделен аэродром в Дубках, который во время войны занимала планерная школа.
В 1953 году состоялся окончательный переезд аэроклуба в Дубки, где он по сей день и находится. Благодаря ему, мир узнал первого космонавта Земли - Юрия Гагарина. Свой первый самостоятельный полёт учащийся саратовского индустриального техникума совершил именно в саратовском аэроклубе. Можно сказать, что Саратов стал его воротами в небо.
Использованные источники:
1. Ю.А. Сафронов. Времён связующая нить. С.: 2006
2. А.И. Жаворонский. В небесах и на земле. С.: 2003
3. Материалы сайта «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)
4. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
Статья в "Саратовской областной газете"