Пришло время рассказать, как я добирался до Казани. Когда-то, когда правительство РФ и Саратовской области субсидировали рейсы из Саратова по ПФО, в Казань ежедневно летал самолёт. Продолжалось это три года, но после отмены субсидий, до Казани без пересадок стало возможным добраться лишь на двух поездах. Фирменный поезд "Урал" (Кисловодск-Екатеринбург) (14,5 часов в пути, выезд после полуночи, прибытие после 14) и Волгоград-Нижневартовск (около 16 чсов в пути, выезд в 8 утра, прибытие около полуночи). Я, конечно, выбрал первый вариант, чтобы не терять световой день.
Единственный шанс теперь увидеть не серые вагоны РЖД в Саратове - это зарубежные поезда. Например Саратов-Алма-Ата.
Верхнее купе фирменного поезда с питанием стоило всего лишь на четверть дороже плацкарта, так что выбор был очевиден. Вообще никогда не беру нижние места, т.к. в купе все равно на них сидят и верхние и нижние пассажиры. Да и днём на них не поспишь, не поваляешься, глядя в окно.
Но оказалось, что за 4 дня до отправления билеты остались лишь в женское купе и купе для инвалидов. Далее в час ночи следующего дня вдруг выложили в продажу два плацкартных вагона. С биотуалетом и без. Я быстрее взял плацкартный билет, пока был шанс уехать нужным поездом. Но на следующую ночь, и снова в час ночи (видимо потому что полночь по Москве) в продаже появилась половина купейного вагона. Того самого, где женские купе. Появившиеся в продаже купе были общими (подозреваю что мужских купе не существует вовсе :)). Я купил купейный и сдал плацкартный билет. За вычетом комиссии разница за операцию составила в районе 800 рублей. Но то не плацкарт, а купе фирменного поезда с питанием, в котором надо будет до 14 часов ехать!
Вот так выглядело моё купе. Снизу - сосед-турок, который ехал до Казани, где у него был рейс Турецкий авиалиний в Стамбул. Он всё время болтал по телефону на турецком, а проводница опаивала его кофем, чаем и напродавала ему кучу сувенирки :)
В коридоре все розетки были заняты заряжаемыми телефонами :)
Расписание поезда и его стоянок. Почему-то Саратов тут не обозначен в зоне МСК+1. Общее время в пути маршрута поезда "Урал" - 2,5 суток. Прямой билет на аналогичный самолёт Екатеринбург - Минводы, стоит как купе, но лететь 3 часа. С пересадками - ещё дешевле.
Туалет неудобно повёрнут в сторону стены.
Зато всё на месте - одноразовые подкладки, бумажные салфетки, туалетная бумага.
В стоимость билета входит набор прессы, гигиенический набор: тапки, зубная щётка, паста, салфетка.
И конечно одноразовое горячее питание. Меню из трёх вариантов (курица, мясо, вегетарианское) можно выбрать на сайте РЖД при покупке билета заранее. В моём случае не работало, но проводница все равно спросила что я буду и когда (перед сном, утром или в обед). В вагоне каждый вариант до подробностей расписан.
Ну и вот собственно питание, описанное выше. Я выбрал рис с курицей.
А за окном проносились лес, туман, лес, туман, лес...
Лишь изредка мерещились сёла.
Самым крупным зданием, которые показалось за окном стал вокзал Ульяновска. Который со стороны перрона выглядит ещё более убого, чем саратовский.
При подъезде к Казани станция Свияжск. Но находится она не в Свияжске, а в поселке Нижние Вязовые. Сам же Свияжск находится на острове в 6 км от посёлка.
Тут же в честь 120-летия железнодорожного сообщения Казань - Зеленый Дол - Свияжск установлен паровоз-памятник Л-4519, построенный Коломенским заводом в 1952 году, а списанный лишь в 2015.
Навстречу ему едет уже современный локомотив.
Дом культуры (открытый в 2013 году!) и мечеть подсказывают нам, что мы уже в Татарстане.
Часовня в честь 300-летия Дома Романовых. Заложили здание 11 июля 1913 года в день открытия Романовского моста. Весной 1914 года начали строить, но из-за первой мировой и революции оно так и не было достроено. Завершили лишь первый ярус из кирпича. Автор - А.В.Щусев (Казанский вокзал в Москве, мавзолей Ленина). Достроили часовню уже в 2010-е. Но не до конца. Как пишут
тут, на финальном этапе все стопорнулось, в районе сменилась власть, РПЦ так и не взяли под свою юрисдикцию здание.
Находится она на высоком берегу Волги.
,
Здесь и находится тот самый Романовский железнодорожный мост, открытый в 1913 году и связавший Казань с Россией надёжной переправой через Волгу.
Второй параллельный мост был построен в 1952 году. Оригинальный Романовский был реконструирован в 2000-х. Теперь их и не отличишь.
А мы въехали в Зеленодольск. Вот такой рельеф тут.
Вот такой вокзал. Станция, кстати, называется Зелёный дол. До 1932 года так назывался посёлок городского типа (а ранее - село) до преобразования в город Зеленодольск. Ну а как вы знаете, на железной дороге станциям названия меняют редко.
Едем дальше. Часовня Казанской иконы Божией Матери и Серафима Саровского. 1888 год.
И в сумерках (14 часов дня!) подъезжаем к центру Казани. Река Казанка, светящийся рекламой стадион "Казань-Арена". А справа - кремль и мечеть Кул Шариф.
А вот обратно из Казани я уезжал вечером. За окно темно, видно подсвечивающуюся мечеть, кремль.
И новые дома противоположного берега.
Обратно я ехал в вагоне с купе для инвалидов. Поэтому со стороны этого купе коридор расширяется (см. на пол).
В этом вагоне ещё находится душ. Стоимость удовольствия - 150 рублей.
Туалет для инвалидов заперт на ключ. Единственный оставшийся сделан удобнее - тут сидушка развёрнута к двери.
Само же купе было таким. Телевизор включал - там одни помехи.
А вот для тех, кто думает, что же передают сейчас по радио (раньше-то все, кто ехал на поезде всю дорогу включали его на полную громкость, слушая альбомы Ласкового мая, Миража, Марины Журавлёвой и т.п.), висит расписание.
Хорошо приличные попутчики попались, подумал я. И тут они достали "анакомы", колбаску и т.д. Они вообще оказались любителями растворимых вонючих полуфабрикатов.
Во время почти часовой остановки в Ульяновске я решил-таки выйти в вокзал и осмотреть его внутри и с фасада.
Главный зал.
В Ленинском зале теперь музей развития железнодорожного транспорта. Ночью он был закрыт.
На стенах - картины со знаменитыми уроженцами Симбирской губернии (Ульяновская область).
Главная из которых конечно семейство Ульяновых.
Со фасада вокзал выглядит так. Его реконструкция завершилась буквально несколько дней назад. Центральную "башню" занимает гостиница. Вокзал был построен к 100-летию рождения Ильича - в 1970 году.
Отсюда через окна можно увидеть зал ожидания.
А на фасаде не замурованная частичка старой стены.
А вот попытки увидеть сам город успехом не увенчались. Вокруг вокзала - чернота и темнота. Увеличив выдержку, я заснял вот такую картину. Вокзал находится в окружении частного сектора с одной стороны, оврага с речкой в другой. До достопримечательностей тут не дойдёшь, да и в полночь лучше не пытаться лезть в частный сектор.
В общем я вернулся в поезд и проспал до Саратова.
Где на перроне меня встречала ностальгическая морда электрички ЭР9 постройки 1965 года. В этом году она была передана в Анисовское депо из Красноярска.