Улица Волжская и транспорт

Jul 12, 2017 13:00



Волжская улица появилась в Саратове в середине 18 века. Первое название улицы - Армянская. Тогда улицы именовали по фамилиям и даже прозвищам хозяев самых заметных домов, по профессии жителей или каким-то местным достопримечательностям.


Согласно городской легенде, купец-армянин строил на этой улице большой дом, который стал местным ориентиром. Скончался купец до завершения строительства. А построенный двухэтажный дом в стиле классицизма с третьим полуэтажом-антресолью действительно выделялся высотой среди застройки улицы начала 19 века.

До советских времен этот дом, находившийся на углу Волжской и Соборной, дошел как «дом Афанасьева», по фамилии одного из его последних владельцев. В 1840-х годах в этом особняке жил саратовский губернатор А. М. Фадеев со своими внучками - будущими теософом Еленой Блаватской и писательницей Верой Желиховской, описавшей это время (и дом в частности) в своих мемуарах.



В советские годы в здании размещалась детская музыкальная школа. Шефствовал над ней трамвайный парк - тогда одно из самых мощных городских предприятий. Поэтому по праздникам и в день выборов к школе "подавался" заказной трамвай.



Снесли дом в начале 1970-х годов, после чего на его была построена высотка издательства "Коммунист" (ныне издательство "Слово", Волжская, 28). После строительства дом окрестили «Домом печати», т.к. помимо типографии здесь расположились редакции многих изданий: газет «Коммунист», «Заря молодежи», «Реклама недели», журнала «Политическая агитация» и правление областной организации Союза журналистов СССР.



В 1937 году улица получила название Немреспублики - по образованной в 1924 году в наших краях АССР Немцев Поволжья. Во время Великой Отечественной войны немцы Поволжья были депортированы, и улицу снова переименовали - в Волжскую.

Идея сделать пешеходными улицы Волжскую и Октябрьскую до спуска к Волге родилась ещё в советские времена. Проект планировалось реализовать после перевода проспекта Кирова в пешеходный. В 1986 году газета «Коммунист» сообщала: «В канун Первомая троллейбусы маршрута №2 пошли по изменённой схеме. Это вызвано реконструкцией улиц Волжской и Октябрьской в пешеходную зону».



Троллейбусы убрали, снесли ветхие дома на Октябрьской, чтобы сделать спуск шире, установили светильники-шары - «золотые огни Саратова». Перед пересечением с набережной открыли фонтан «Каскад» и установили памятник Константину Федину. Однако пешеходными эти улицы так и не стали…. Всё что было сделано: сузили проезжую часть и расширили тротуары.

Весьма интересно, что к этой идее решили вернуться в 2000 году, когда мэром Саратова Юрием Аксененко было издано постановление «О реконструкции улиц Волжской, Октябрьской, Н. Космонавтов в пешеходную зону». Оно гласило, что реконструкция проводится «в целях расширения зоны отдыха жителей г. Саратова и для соединения сложившихся мест отдыха проспекта им. Кирова С.М. и Н. Космонавтов». Однако, не будучи исполненным в 2003 году, оно было снято с контроля другим постановлением.

В 2016 году улица наконец стала пешеходной. Буквально за пару месяцев была уложена новая плитка, протянута велодорожка, а Соборная улица превратилась в тупиковую с обеих сторон от Волжской.



В итоге Волжская дополнила пешеходный километр проспекта Кирова до спуска по Октябрьской. На этом участке расположилось почти два десятка объектов культурного наследия, которые хорошо сочетаются с его пешеходным статусом.

Правда, одним из самых излюбленных стал трамвай «Семён». Этот арт-объект - самый настоящий трамвай, около которого можно не только сфотографироваться, но и сходить внутрь на экскурсию. А в определенные дни он становился художественной галереей и даже концертной и сценической площадкой.



Установлен трамвай на Волжской неспроста. Именно на этой улице была проложена и запущена первая трамвайная линия. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала по улицам Московская, Астраханская, Михайловская (Вавилова), Немецкая (Кирова), Армянская (Волжская), Полицейская (Октябрьская), Миллионная (ныне - третий ярус набережной Космонавтов) до Бабушкиного взвоза. «Немецкая линия», впоследствии маршрут №6 «Вокзал-Пристани».



5 Октября 1908 года был проведен пробный пуск трамвайного вагона. На пуске присутствовали городской голова, члены управы, электрическая комиссия, инженеры. До конечной вагон доехал в штатном режиме. А вот на пути назад во время подъема по Полицейской (Октябрьской) в результате технических неполадок в электросети вагона сгорел предохранитель. Неуправляемый вагон покатился под уклон в сторону Волги и чудом не сошёл с рельс на повороте на Миллионную улицу. Всё кончилось благополучно, и, несмотря на инцидент, 6 (19 по новому стилю) октября регулярное трамвайное движение было открыто. С утра продолжалась обкатка, а с 3 часов дня в вагоны пустили пассажиров. До 9 октября вагоны ходили только до Полицейской улицы, но затем маршрут был введён в эксплуатацию полностью, а 10 октября был составлен официальный акт об открытии трамвайного движения.

Вагоны на этом маршруте были одиночными - поскольку участок подъема на Октябрьской улице, по которой следовал трамвай от Волги к центру, мог осилить лишь моторный вагон без прицепа. Кроме того - вагоны были бельгийские, а модель серии «Х», которую символизирует «Семен», начала поставляться в Саратов с 1932 года. Вагоны производились в Москве и Усть-Катаве, а индекс «Х» получили по городу Харькову, куда была поставлена первая партия.



В 1933 году после строительства деревянного Речного вокзала, конечную маршрута перенесли от Бабушкина взвоза до Комсомольской улицы.

В 1947 году начался первый этап благоустройства набережной. Сносили старые дома, пробивали дороги, благоустраивали береговую зону. Трамвайные пути с будущей набережной убрали, а конечную остановку сделали на пересечении Октябрьской и Покровской (Лермонтова) улицы.

На Волжской перед спуском была зимняя конечная остановка со стрелкой. Зимой трамваи вниз не спускались. Водитель трамвая проезжал стрелку, переходил из передней кабины в заднюю, переводил стрелку и выезжал на обратный маршрут. До летней конечной оставили однопутную линию.



В 1954 году по маршруту вместо трамвая начали движение троллейбусы. Маршруту был присвоен номер 2 «Вокзал - Волга». Кольцо троллейбуса было построено вокруг детского сада (ныне - музей Федина) и особняка Дашковского. Но зимой троллейбусы также не могли подняться от Волги, поэтому в холодное время года они оборачивались по кольцу Октябрьская - Революционная - Некрасова.



Окончательно с Волжской троллейбусы исчезли после перевода проспекта Кирова в пешеходную зону. Теперь второй маршрут объезжает «Липки» с противоположной стороны - по Соборной площади.



Сегодня легальным транспортом для Волжской является лишь велосипед. Для любителей крутить педали по улице проложена велодорожка.



Источники:
1. Е.К. Максимов. Имя твоей улицы, С.:2007
2. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
3. Номера газеты «Коммунист» за 1974 и 1986 гг.
4. «Саратовскому трамваю - 100 лет», Саратов: 2008 г.
5. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
6. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)

#Саратов, площадь Чернышевского, Волжская, троллейбус, трамвай, публикации со мной, краеведение

Previous post Next post
Up