Почему "сдулся" Саратов?

Aug 12, 2016 13:02

На сайте "Взгляд-инфо" вчера вышел материал Почему "сдулся" Саратов?



Мы предложили нашим экспертам копнуть несколько глубже и посмотреть, что изменилось в Саратове за последние сто лет в разных сферах городской жизни - промышленности, экономике, архитектуре. На самом ли деле исторически все сложилось для нас так печально или здесь больше эмоций? А может, нам и правда есть чем гордиться, и мы просто этого не видим?

У каждого опрошенного нами эксперта свое видение саратовских проблем, но вместе они составляют довольно полную картину.

Ниже я приведу лишь свой комментарий, а полную статью читайте по ссылке. Потом ещё самый большой комментарий вышел от бывшего министра промышленности Сергея Лисовского.



Денис Жабкин, блогер, краевед:

- Саратову повезло в архитектуре. Люди - средний класс, мещане, купцы - старались строить дома красивые, капитальные. Не просто "коробки", чтобы жить, а чтобы детям и внукам это наследство осталось, думали о будущем города.

Объем возводимых памятников архитектуры сто лет назад был в десятки раз больше, несмотря на то, что город был в десятки раз меньше. Если мы пройдемся и вспомним все самые известные наши памятники - гостиницу "Московская", консерваторию, гостиницу "Астория" - все они построены в период с 1890 по 1916 год. Буквально за 25 лет город обрел больше половины зданий, которыми мы сейчас гордимся. Хороших, крепких домов в Саратове строилось очень много. Трудно представить, если бы не случилась Первая мировая война, а потом революция, каким город был бы сейчас…

Со времен упрощенчества в архитектуре после развенчания культа Сталина были пересмотрены архитектурные нормы, начались гонения на архитекторов, которые проектировали красивые здания, где затрачивалось много денег. Жилищный вопрос в стране был острый, важно было расселить людей из ветхого жилья, надо было строить как можно быстрее.

Если говорить о том, что сносилось, потеряли мы не так уж много. В советское время старались сносить дома, которые не имеют эстетической ценности - деревянные, двухэтажные. Из капитальных памятников утрачено здание дворянского собрания, церквей много мы потеряли - в 30-х годах снесли храмы, часть из которых были такими крепкими, что простояли бы, как Троицкий собор, еще 300 лет…

Если говорить про Саратов как центр мукомольной промышленности, я, честно говоря, сомневаюсь.

Всем известно вологодское масло, есть тульский пряник, многие регионы гордятся своими яблоками, Астрахань - арбузами, а у нас нет ничего "съедобного", о чем бы знали жители других регионов. Я не слышал, чтобы о саратовском хлебе говорили как о бренде, разве что имел некоторую известность саратовский калач. Если вернуть мелиорацию, то поднимем сельское хозяйство, но идеальных условий, чтобы стать аграрной столицей России, у нас нет, особенно в Заволжье.

Из того, что мы потеряли, отдельным пунктом можно выделить немцев Поволжья. Часть уехала во время Первой мировой, вторая - после революции, а всех оставшихся депортировали с началом Великой Отечественной. А народ был очень трудолюбивый, работящий, коммерческая жилка в немцах была хорошая, в том числе и связанная с мукой. Если возьмем главных наших мукомолов - Рейнеке, Шмидты - все это выходцы из немцев Поволжья. Даже саратовскую ткань сарпинку шили тоже немцы. (Сарпинка - легкая хлопчатобумажная ткань с полосатым или клетчатым рисунком. - Авт.) На них экономика саратовская очень хорошо поднималась. Русский человек привык меньше работать и больше отдыхать, не упустит шанса лишний раз поволынить, а у этих людей другой был менталитет...

Примерно одна двадцатая населения только в Саратове были немцы. Это не считая Энгельс (Покровская слобода), Маркс (Екатериненштадт), Красноармейск - места компактного проживания. И улицы по-немецки назывались, и говорили на диалекте русского и немецкого. После депортации эти территории пришлось заселять русскими.

В промышленности основные потери мы понесли после развала СССР. Мы были передовыми и по подшипникам, и по стеклу (выпускали чуть ли не четверть стекла в СССР), и по синтетическим нитям, которые на "Нитроне" производились, были первыми. Эти направления еще остались, но их вклад в экономику страны гораздо меньше, чем в советское время.

Наши Як-40 и Як-42, а также военные самолеты, которые выпускал саратовский авиазавод, летают до сих пор. Плюс авиазавод делал много промышленных товаров - санки, игрушки, чего только не было. Практически все игрушки, которые у нас были в детстве - машинки, головоломки - все их делали на нашем авиазаводе. Помню, я очень удивился, когда узнал об этом. Был отдельный бренд - "игрушки САЗа", очень добротные игрушки, все было мощное, железное, не то что сейчас поставляет Китай.

Еще один наш фактически утерянный бренд - холодильники "Саратов" производства СЭПО, их можно было встретить чуть ли не в Сибири. Импортных не было холодильников, поэтому был большой спрос. Сейчас они не тянут по разным электронным фишкам, неконкурентоспособны по энергопотреблению, темпы и объемы производства упали в десятки раз.

В 90-е все производство превратилось в базар-вокзал, всех рабочих квалифицированных уволили, люди вынуждены были идти продавцами на открывшиеся в большом количестве торговые ряды и рынки. Сейчас есть тенденция к тому, чтобы возрождать производство, чтобы не превращаться в страну и город, который просто перепродает то, что производят другие, а производить самостоятельно. Наметки в этом ряду - локомотивный завод, (мощности и станки хорошие, осталось набрать заказы), завод "Ремо" (производит антенны, которые продаются по всей стране и даже для некоторых западных брендов), саратовские двери "Торэкс", кухни "Мария" - бренды, раскрученные по всей России и ближнему зарубежью. Так что я бы не сказал, что сейчас у нас самое плохое время и самый бесполезный период. Если кто-то видит перспективную нишу и может что-то делать, он делает. И это радует.

репост, #Саратов, публикации со мной, краеведение

Previous post Next post
Up