Вчера попал на встречу губернатора с общественниками, где мне предоставили шанс высказаться.
В зале областной научной библиотеки набралось больше 150 гражданских активистов и представителей общественных организаций.
Модератором встречи был глава областной Общественной палаты Александр Ландо.
Выступал и глава городской общественной палаты Борис Кузнецов.
Я не стал, как многие выступающие, говорить о каких-то своих достижениях или общих вопросах. Решил высказаться на тему проспекта Кирова, поставить проблему и обозначить варианты её решения. Примерный текст моего выступления:
Я бы хотел обратить внимание на ту улицу, где ежедневно ходят как абсолютно все гости города, так и сами саратовцы - проспект Кирова, наш главный пешеходный проспект. И гости из других городов у меня всегда спрашивают - как можно такую красивую архитектуру держать в таком состоянии: балконы того и гляди обвалятся, штукатурка осыпается, всё завешано рекламой. А это можно сказать лицо города.
Реклама рекламы на проспекте Кирова:
Вместо того, чтобы гулять по пешеходной улице, сегодня надо идти, уворачиваясь от рекламных стендов, которые несколько лет назад объявили незаконными и демонтировали, а теперь, видимо узаконили и вернули. Заявляя о том, что из центра города надо убирать рекламу, её подсовывают прямо под нос всем сразу. Такого безобразия я не видел ни на одной пешеходной улице в городах России (например, пешеходные улицы в Москве, Пензе, Самаре, Оренбурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде) - чтобы по центру пешеходной зоны в шахматном порядке были расставлены рекламные стенды. Неужели это приносит столько денег, что можно пожертвовать имиджем Саратова и удобством для жителей города?
Московский институт «Стрелка» уже предлагал свои варианты преобразования проспекта, довольно неплохие. Сегодня есть идеи от В.В.Володина о продлении пешеходной зоны. Но для начала нужно привести в порядок хотя бы то, что есть. Тем более что есть положительный опыт и инструменты.
В этом году по вашей инициативе начали заниматься фасадами на Московской. И уже сейчас улица выглядит гораздо приятнее. Если Московская - это главная автомобильная улица города, то проспект Кирова - главная пешеходная. И этот опыт возможно перенести на проспект.
А по поводу рекламы можно воспользоваться московским опытом. В Москве были разработаны правила, в которых указаны варианты вывесок и рекламных конструкций в соответствии с архитектурой здания, какие возможно разместить на фасадах зданий, а какие размещать недопустимо. Для 11 центральных улиц был сделан даже дизайн-код, благодаря чему нижние этажи домов перестали быть похожими на базар с пёстрыми кричащими полотнами, открылись архитектурные детали домов, а вывески стали выглядеть современнее.
Более того, аналогичные правила размещения вывесок были разработаны и для Саратова комитетом по архитектуре, сектором по художественному оформлению города, насколько я знаю, совместно с московскими дизайнерами ("Архитектурно-художественная концепция размещения информационных
конструкций (вывесок) на территории города Саратова"). Больше года этому документу вследствие каких-то юридических моментов не могут придать статус официального, чтобы использовать его во благо города.
Читая отчеты о выполненной работе, мы слышим о сотнях демонтированных рекламных конструкций в городе, а выйдя на улицу, видим, что их количество только увеличивается. Причина в том, что львиная доля вывесок, которые сейчас размещены на фасадах в городе, незаконны, т.к. не прошли процедуру согласования с комитетом по архитектуре. Хозяевам магазинов и других заведений проще раз в год, а то и реже, заплатить штраф, чем сделать современную и уместную вывеску.
Проспект Кирова сегодня:
Если подвести итог: 3 проблемы, решив которые, главная пешеходная улица города преобразится: обновить фасады, убрать незаконные вывески с фасадов и рекламу по центру проспекта, вместо которой следует поставить новые лавочки под деревьями, на нехватку которых жалуются многие жители города.
Александр Ландо сказал, что у нас на самом деле "нет правил размещения вывесок, не упорядочено размещение рекламы в транспорте, а вопрос - серьёзный"! Он подтвердил, что действительно, более 50% рекламных конструкций в городе - незаконны и поручил Общественной палате заняться этим вопросом.
В своём ответе на моё предложение Валерий Радаев спросил откуда брать деньги на ремонт фасадов. И сам ответил на него: "На улице Московской 155 объектов от вокзала до вокзала. А на какие деньги мы проводим ремонт? Есть деньги на это у города? Есть у области деньги? Нет! А на что их ремонтируют? А в этом году по-настоящему будут ремонтироваться около 20 объектов на деньги из фонда капремонта. Всё остальное - силами собственников, потому что наш комитет занимается с собственниками. Обратная связь не всегда хорошая, за исключением собственников, которые не дожидаясь нас сами начинают ремонт."
"Надо такими же темпами идти и по проспекту Кирова. Объект за объектом. Надо приводить все наши объекты архитектура в соответствующий вид. Да, на это потребуется время, но надо делать". У нас нет федеральных программ с выделенными деньгами на эти цели, как это было с 1000-летием Казани или 350-летием Пензы. У нас нет ресурсов, но мы должны этим заниматься, искать способы.
Из других выступлений интересно было предложение о создании "зелёных парковок" (сетка на газоне).
Общение с общественниками продолжалось больше 2 часов.
Сюжет телеканала "Саратов-24" о мероприятии с моим комментарием:
Click to view