Более чем двухчасовая экскурсия состоялась на прошлой неделе в Заводском районе. Мы направились в посёлок Новый порт. Мало кто из саратовцев там бывал. А в самом посёлке мало кто видел столько саратовцев одновременно. Но об этом чуть позже.
Начали мы поход на Пензенской. Фигурные фасады типовых 9-этажек утепляют. А лифчиками теперь торгуют и на этой сельскохозяйственной ярмарке. Ландо на них нет.
Детский сад, ставший "Магнитом". Фасад необыкновенно привлекателен. Так и хочется зайти в магазин!
Слева - забор бывшего авиазавода, справа - дома, построенные на месте коттеджного посёлка выдающихся работников авиазавода. Между ними улица Пензенская и вот такой приятный зелёный бульвар.
Вероятно по гигиеническим нормам - защитная зона предприятия, сегодня превратившаяся в зелёную и цветастую аллею, где с удовольствием гуляют местные жители.
На одном из этажей дома кому-то стало холодно и он решил залепить одно из немногих украшений района - рисунок выполненный при строительстве этого дома для работников САЗа.
Напомню, что было так.
Бывшая "дачная" проходная САЗа.
Ступени уже заросли травой. А когда-то завод работал круглосуточно, производя самолёты, вертолёты, оборонный заказ и бытовую продукцию (например, чуть ли не все детские игрушки саратовских детей в 1980-х). И готовые самолёты вывозили через эти, уже частично перекрытые ворота на
бетонку, чтобы отбуксировать на аэродром. Все Як-40 и почти все Як-42, произведённые в мире, выезжали из этих самых ворот!
Изучаем остатки
бывшей деревни Юнгеровка и Залетаевского оврага.
Из каскада прудов остался лишь один. Овраг был застроен очистными сооружениями водоканала.
В пруду до сих пор живут лягушки и какие-то птицы.
Ждущие расселения двухэтажки по 3-му проезду Юнгеровки.
Здесь же расположена крупная электроподстанция "Промышленная". На двери написано - "Приём платежей". Судя по столбу - беспошлинных :)
Идём по Пензенской дальше. Следующая её часть расположена в чисто промзоне. Справа и слева - заводы, гаражи и разные промышленные объекты.
Заброшенные участки начинают обрастать новыми постройками.
Самый крупный уцелевший цех авиазавода был выкуплен фирмой, которая открыла здесь производство пирропанелей.
Единственный транспорт, связывающий посёлки за промзоной с городом - маршрутка №21. В 1980-е здесь умудрялись ездить большие жёлтые ЛиАЗы-677, как-то протискиваясь сквозь деревья и извилистые повороты.
Вдоль дороги - пешая тропа для людей. Многие годы автобусы здесь не ходили, и она была основной артерией, соединяющей жителей с цивилизацией.
А вот самый интересный топоним этого места - 4-й Московский проезд. Интересный потому, что 1-3 проезды находятся на ВСО и отходят от Московского шоссе. Как и почему появился здесь 4-й проезд, я не знаю. Может быть знаете вы?
Update: Пензенская улица до 1970-х называлась Московской!
Часть домов ещё приписаны к Пензенской. Например эта двухэтажка 1952 года постройки.
4-й Московский проезд, 16а.
Тут - всё как положено. Во дворе - кошка, сушатся ковры, обувь и нижнее бельё.
Ямы на дорогах восстанавливаются битым кирпичом. Дороги охраняются. В зарослях имеются ещё несколько многоквартирных домов 1930-х годов постройки.
Есть в этом небольшом посёлке "Залетаевский" пара хрущёвок и более новые 5-этажные дома - 1984-1986 гг постройки. Есть и уцелевшие автобусные остановки (а не рекламные конструкции под видом павильона).
И дальше дорога извилистыми поворотами уводит нас в очередную промзону гаражей, забора бывшей хлебобазы, складов, пока не выведет нас к цели путешествия - посёлку Новый порт. Но об этом в следующий раз.