Проспект Победы и другие планы по расширению улиц [Эксклюзив]

Jun 07, 2016 13:00

В апреле я спрашивал у вас про бульвар на улице Радищева. Он появляется лишь на одном маленьком участке этой улицы - от Большой Горной до Соколовой. Почему и зачем он тут появился? Я получил много интересных версий, как в комментариях к тому посту, так и в фейсбуке и прочих соцсетях.



Из них я узнал, что в 1920 году "на горах" был большой пожар, после которого эти места были довольно пустынными - большинство домов были деревянными.

[Цитата из книги-дневника В. Н. Ситников ]1 августа (1920). Вчера (18 июля но старому стилю) я был свидетелем грандиозного пожара в Саратове, от которого были уничтожены целые кварталы северной части «гор». Зрелище с высокой горы было страшное. Погибли люди. Сгорели учреждения, школы, сгорело много имущества, столь ценного в настоящее время.
Сегодня целый день по всему городу развозят имущество погорельцев. Главная причина этого бедствия лежит в общей нашей разрухе, расстройстве пожарного обоза, падении дисциплины среди пожарных и т. д. Словом, этот пожар останется ценным свидетельством переживаемой ныне эпохи.
О восстановлении сгоревших построек теперь не может быть и речи. Это дело далекого будущего.




фото из справочника "Весь Саратов в кармане", 1926 год

И как я обещал, у меня есть интересный ответ, основанный на найденных старых планах. Но для начала статья из газеты "Комммунист" 1984 года. Как вы наверняка знаете, в начале 1980-х был запланирован проспект Победы от въезда в Саратов. Про него каждый год вспоминают и говорят, что вот вот найдутся деньги и его-таки сделают. Разговор о нём начался в начале 1980-х годов, построить его собирались к 400-летию города (1990 г). Он должен был составить единый комплекс с парком Победы.



Спасибо Алексею Иванову

Немного пояснений. Согласно первоначальным планам, частный сектор от Глебучева оврага до парка Победы почти полностью сносится. Вместо него строятся широкие дороги и многоэтажные дома. Со стороны Большой Горной в сторону оврага не строится ничего, из новых домов на Соколовой и бульвара Победы будет открываться вид на город. А в Глебучевом овраге будет полноценный парк со спортивными площадками. Начиная от Духосошественской церкви, проспект, шириной 62 метра, будет идти по трассе Большой Горной улицы до Сенного рынка, переходя в бульвар на Большой Горной. Со стороны центра города дома должны будут строиться торцами, чтобы обеспечивать проветривание и инсоляцию.



Потом планы менялись. Был построен "Пентагон". На въезде с моста планировалось выстроить самое высокое в городе 24-этажное здание.



Венчать здание должен был "символ города". Вот другой проект этого здания.



Так вот. На найденных мной старых планах, которые я перенёс на современную спутниковую карту, улица Соколовая, как и в газетной статье, после церкви продолжается в объездную дорогу, которая уходит по склону Соколовой горы к Соколовогорскому посёлку, где объезжает его с восточной части и соединяется с Усть-Курдюмским шоссе. А "старая" Соколовая от развязки с объездной, идёт сначала по прежней Соколовой, значительно расширяясь в двусторонний бульвар, но доходя до Глебучева оврага поворачивает и следует по его руслу.



Возвращаясь к моему вопросу о Радищева. По данным планам улица Радищева должна была стать таким же широким бульваром, как на этом коротком участке. Её планировалось пробить в данной ширине через Мясницкий овраг и соединить с улицей Мясницкой. Причём расширение улицы закладывалось от пересечения с Кутякова. Корпус экономического института был построен со значительным отступом от линии застройки, как раз совпадая с запланированной красной линией.

Кроме того, на карте хорошо видно и другие участки, зарезервированные под новые широкие улицы:
1. Улица Соколовая - единственные многоэтажки, построенные после её поворота к Сенному находятся по новой красной линии.
2. Улица Большая Горная - весь квартал у сквера Героев Краснодона застроен по новым красным линиям. Сам сквер - часть будущего бульвара. Так же не застроена часть улицы от Мясницкой до Радищева.
3. Улица Зелёная так же должна была стать бульваром (к тому времени и по сей день она с зелёной ). Её планировали пробить от Симбирской до планируемого бульвара по Радищева. Однако несколько лет назад началась застройка её красной линии от улицы Чапаева.
4. Улица Симбирская продолжалась расширяться и должна была спрямиться.



Вот кстати кадр из хроники 1987 года с полноценной планом-схемой на стене.



планы, #Саратов, Симбирская, Соколовая, Радищева, Зеленая, Большая Горная, краеведение

Previous post Next post
Up